Анализ психолого-педагогической литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Е.А. Волкова
Гжельский государственный университет, Московской области, пос. Электроизолятор
Анализ психолого-педагогической литературы
Анализ проблематики формирования социально значимых качеств личности в условиях общеобразовательной школы можно найти в рамках различных научных работ, написанных за актуальный временной промежуток.
Примером подобной работы может послужить статья Насыровой Анастасии Владимировной «Формирование социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности».
Продолжая теоретические изыскания, автор статьи разбирает ключевые понятия, которые наиболее тесно соприкасаются с тематикой формирования социально значимых качеств личности школьников. В первую очередь, автор выделяет такие значимые качества как:
«самостоятельность»,
«ответственность»,
«социальная инициативность».
Кроме того, автор обращает внимание на подразделение ответственности на экстернальную и интеранальную. Стоит отметить, что для будущего гражданина важно развитие обоих видов ответственности, то есть когда человек берет ответственность за свои поступки, и при необходимости за ближайшее ему окружение.
Насырова Анастасия Владимировна в своей статье доказывает, что социально значимые качества личности школьников можно развивать при помощи корректно организованной внеурочной деятельности1.
В контексте проблематики исследования, важным представляется рассмотрение такого качества школьника как самостоятельность. В психологической энциклопедии дано определение самостоятельности: «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения»2.
С подобной трактовкой упомянутого качества нельзя не согласиться. По этой причине развитие самостоятельности должно проходить в общеобразовательных учреждениях на постоянной основе. Современный формат проведения учебных занятий предполагает развития у детей навыка целеполагания. Данный навык, исходя из содержания обозначенного определения, способствует развитию у детей самостоятельности, так как она предполагает умение ставить перед собой корректные цели.
Такое качество как социальная инициативность также отмечается автором в контексте значимости формирования качеств по проблематике исследования. О. А. Ширина считает: «Социальная инициативность – это личностное качество, направленное на реализацию способностей, на постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности, на развитие нравственного отношения к обществу»3.
Анализируя приведенное определение, нельзя не согласиться с тем утверждением, что такое качество как социальная инициативность является необходимым для учащихся школы и является крайне социально востребованным.
В рамках рассматриваемой статьи приводится итоги эксперимента, который был направлен на выявление уровня сформированности социально значимых качеств личности у младших школьников. Эксперимент состоял из трех этапов:
констатирующий;
формирующий;
контрольный.
Более подробно изложена проблематика формирования социально-значимых качеств школьников в диссертации кандидата педагогических наук Пупковой Наиля Фаритовны «Формирование социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности». Однако по причине более подробного формата исследования можно обозначить некоторые его элементы, которые более скрупулезно будут раскрывать интересующую нас проблему. В том числе, автор работы акцентирует особое внимание на значимости формирования социально значимых качеств у школьников.
Автор утверждает, что подобные качества будут положительным образом способствовать на процессы обучения и воспитания школьников. Кроме того, такие качества позволяют вживаться в современные общественные условия и в целом способствуют наличию успешности и улучшению качества жизни потенциального гражданина.
Одним из главных достижений данного исследования является конкретизация понятия социально-значимые качества школьников. Автор представляет данную конкретизацию как совокупность свойств личности, включающих ответственность, самостоятельность, социальную инициативность и обеспечивающих успешную, социально-значимую деятельность.
Младший школьник проявляет себя в творческой деятельности.
Важнейшим элементом творческого процесса является - интеллектуальная активность, проявляющаяся в социальной инициативности учащихся.
Данные принципы наглядно демонстрируют, что творческая деятельность школьников напрямую связана с формированием у них социально-значимых качеств. По этой причине данный этап исследования был наполнен самой разнообразной внеурочной деятельностью. Проводились сюжетно-ролевые игры, проблемно-ценностные беседы, исследовательские и социально значимые проекты, творческие вечера, социально-значимые акции, фотовыставки.
Данный исследовательский труд может считаться положительным дополнением к уже существующим трудам по аналогичной тематике. В его рамках была доказана очевидная эффективность различных видов внеурочной деятельности в целях формирования социально значимых качеств личности у младших школьников. При этом внеурочная деятельность должна быть организованна с учетом вариативности форм воспитательного процесса. При подобном процессе должна проходить корректировка нежелательных образцов социального поведения с ориентацией на базовые общечеловеческие ценности.4.
Иной подход к формированию социально значимых качеств личности школьника можно обнаружить в статье Поповой Татьяны Владимировны «Формирование социально значимых личностных качеств старших школьников в условиях волонтерской деятельности». Исходя из названия статьи, становиться очевидным, что в качестве основного фактора развития личностных социально значимых школьников рассматривается волонтерская деятельность. При этом, в статье обозначается существующая проблематика социализации личности. С автором статьи нельзя не согласиться. В действительности значительное количество школьников теряют нравственные и общественные ориентиры. Можно заметить, что живое общение школьников значительно сократилось. На этом фоне снижается и уровень общественного взаимодействия между людьми. В этой связи продвижение общественных ценностей представляется крайне актуальным для современных реалий.
Автор статьи доказывает, что волонтерская деятельность может являться эффективным педагогическим инструментом по развитию социально значимых качеств у младших школьников. Ведь волонтерская деятельность сама по себе – это высшая форма проявления гуманности и альтруизма. Однако, существует важное условие, которое определяет эффективность волонтерской деятельности. Этим условием является педагогический контроль данного вида деятельности. При корректном его осуществлении, школьники учатся избегать ассоциативного поведения и формируют в себе те качества, которые позволяют им чувствовать себя комфортно при самостоятельной жизнедеятельности и уверенно входить в общественную жизнь5.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что слабая сформированность социальных качеств у детей проявляется в следующем:
1. в слабом интересе к учебным занятиям;
2. в наличии тревожности, напряженности, эмоциональной скованности у детей в процессе учебных занятий;
3. в конфликтном характере взаимоотношений со сверстниками, в неспособности радоваться успеху другого;
4. в преобладании невербальных форм общения между одноклассниками в ущерб вербальному общению;
5. в двигательной гиперактивности, либо пассивности.
6. в неумении использовать знания о нормах и правилах поведения в реальном общении6.
Для достижения целей развития и совершенствования социальных качеств можно отметить следующие способы, методы, которыми достигаются поставленные образовательные и воспитательные задачи. Человек, не имеющий социальных навыков, всегда будет уступать человеку, у которого они есть или который их развивает. Необходимость социальной адаптации в настоящее время намного больше, нежели в прошлом. Это касается любой сферы жизни, но в большей степени, конечно, профессиональной.
Социальные навыки представляют собой способности, которые помогают человеку в решении разного рода коммуникационных задач. Плюс ко всему, того, кто умеет эффективно взаимодействовать с другими людьми и группами людей, та же психология называет зрелой личностью.
Педагогическое развитие социальных качеств в условиях социально-культурной деятельности может происходить только при благоприятном стечении устойчивых сочетаний, значений, системных параметров, характеризующих личность, рассматриваемую как систему. Педагогические аспекты развития личности в условиях социально-культурной деятельности относятся к «человеку вообще».
Это значит, что одной личности может быть полезно, для другой быть может вредно.
Не располагая достаточно научно разработанной типологией личности, в рыночных отношениях нашего общества мы можем тем не менее отметить, что педагогические методы развития социальных качеств в социуме через социально-культурную деятельность позволяют рассматривать личность по параметрам сложности. Конечно, в учреждениях культуры различная аудитория, бывают «простые» личности, характеризующиеся однообразием реакций на различные проявления окружающих людей, общественной и природной среды.
Методики развития личности – это широкий спектр инструментов, который позволяет внести позитивные изменения в человеческую жизнь. Личностный рост имеет место в судьбе любого человека – происходит определенное событие, после чего говорят: человек вырос как личность. Но при использовании специальных методик процесс личностного роста можно ускорить во много раз, делая жизнь более продуктивной и приносящей чувство глубокого морального удовлетворения.
Педагоги-психологи помогают в педагогической деятельности другим педагогам через разрабатываемые методические рекомендации и занятия. В качестве примера можно привести методические рекомендации по развитию лидерских качеств, игры и мероприятия с содержанием командообразующих игр и так далее. В качестве инструментария для изучения и развития социальных качеств личности, на мой взгляд следует выделить следующие методики:
ДЖиН+7 Жизненные навыки;
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой;
дискуссионные методы;
игровые методы;
тренинги (Личностного роста, коммуникаций, общения и др.)7.
Проведение мероприятий различного содержания в данном контексте рассматривается исходя из достижения тех целей и задач, которые направлены на развитие социальных качеств личности обучающегося. Педагог-психолог оказывает соответствующее воздействие на обучающегося в рамках образовательных и воспитательных целей и задач.
Достижение задач развития социальных качеств достигается через осуществления деятельности и мероприятий, связанных с воспитательной деятельностью и воспитательным процессом в рамках обучения школьников.
Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно8.
Список литературы
Бережная А.А. Работа школьного психолога по формированию социальных компетенций школьников [Электронный ресурс] // https://infourok.ru/rabota-shkolnogo-psihologa-po-formirovaniyu-socialnih-kompetenciy-shkolnikov-osnov-liderskih-kachestv-lichnosti-1803280.html (дата обращения 26.05.2023);
Попова Т.В. Формирование социально значимых личностных качеств старших школьников в условиях волонтерской деятельности. / Т.В. Попова // – 2021.;
Пупкова Н.Ф. «Формирование социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности» / Автореферат / Н.Ф. Пупкова // Саранск. – 2019. – 23с.
Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 1096 с.
Насырова А. В. «Формирование социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности» / Статья / А.В. Насырова // М. Педагогические науки – 2020. – 5с.
Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А. Ширина // Молодой ученый. – 2017. – № 32. – С. 108–112
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) // опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2012 г., в "Российской газете" от 31 декабря 2012 г. N 303, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598
1 Насырова А. В. «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / Статья / А.В. Насырова // М. Педагогические науки – 2020. – 5с.
2 Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 1096 с.
3 Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А. Ширина // Молодой ученый. – 2017. – № 32. – С. 108–112.
4 Пупкова Н.Ф. «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / Автореферат / Н.Ф. Пупкова // Саранск. – 2019. – 23с.
5 Попова Т.В. Формирование социально значимых личностных качеств старших школьников в условиях волонтерской деятельности. / Т.В. Попова // – 2021.
6 Бережная А.А. Работа школьного психолога по формированию социальных компетенций школьников [Электронный ресурс] // https://infourok.ru/rabota-shkolnogo-psihologa-po-formirovaniyu-socialnih-kompetenciy-shkolnikov-osnov-liderskih-kachestv-lichnosti-1803280.html (дата обращения 26.05.2023)
7 Бережная А.А. Работа школьного психолога по формированию социальных компетенций школьников [Электронный ресурс] // https://infourok.ru/rabota-shkolnogo-psihologa-po-formirovaniyu-socialnih-kompetenciy-shkolnikov-osnov-liderskih-kachestv-lichnosti-1803280.html (дата обращения 26.05.2023)
8 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) // опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2012 г., в "Российской газете" от 31 декабря 2012 г. N 303, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598