Анализ русской народной сказки «Маша и три медведя»
Учебный предмет ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Технологическая карта урока литературного чтения
Подготовила: Конева Я., студентка группы 3Н-9
Класс: 1
Тема урока: Анализ сказки «Маша и три медведя»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Маша и три медведя»
Задачи:
Образовательная: познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами.
Развивающая: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, память и внимание детей, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, воспитывать трудолюбие.
Планируемые результаты:
Формируемые УУД
Личностные: проявлять интерес к изучению творчества авторов, «проживать» текст, осознавать сущность поведения героев, соотносить поведение героев с нравственными нормами, «проживать» текст, выражать свои эмоции, самостоятельно делать выводы. Учащиеся смогут определять обстановку, персонажей и события в рассказе.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей, формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы, читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, отвечать на вопросы по содержанию текста, строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других. Аргументировать свою точку зрения в процессе в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя.
Материалы к уроку:
большая диаграмма,
карточки-таблицы,
маркеры,
интерактивная доска,
интерактивная песенка Маши и медведей,
раздаточный материал (изображения этапов сказки).
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I.Организационный этап | - Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш день с веселой игры. Игра-тренинг - Представьте, что солнышко спустилось к нам с неба. Давайте попробуем его коснуться руками. Встаньте, посмотрите вверх, поднимитесь на носочки, вытяните руки, потянитесь к солнышку высоко-высоко. Почувствуйте его в своих ладонях, им тепло от солнышка? Но надо вернуть его в небо, попробуйте самыми кончиками пальцев подбросить его. - Размялись, теперь тихо садимся за парты, проверяем готовность к уроку. | Внимательно слушают учителя, представляют, что с неба спустилось солнышко. Представляют, ¸что касаются его руками, потягиваются. Представляют, что чувствуют солнце. | Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия. Личностные УУД: самоорганизация. |
II. Актуализация знаний | - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с интересной сказкой, но для начала посмотрите на интерактивную доску и скажите: - Что вы видите на изображении? - Кто изображен? - Придумайте, что могло произойти в данном произведении? - Как называется сказка? - Попробуйте сформулировать тему урока. | Рассматривают обложку сказки. Отвечают на вопросы. Придумывают свой вариант развития событий сказки «Маша и три медведя». | Личностные: формирование способности высказывать суждение и давать им обоснование Познавательные: Перерабатывать информацию для получения необходимого результата; |
III. Работа по теме урока | - Послушайте сказку. - Теперь заполните таблицу, листики и маркеры лежат у вас на столах. В них указано: «Персонажи: Кто?»; «Условия: Где?»; «События: Что произошло?» Объясняю, что персонажи – это те, о ком рассказывается, и прошу учащихся перечислить, кто был в рассказе. - Напишите имена персонажей крупным жирным шрифтом. Если возможно, нарисуйте простые картинки с именами. Объясняю, что обстановка – это место и время, когда история произошла, а события – это важные вещи, которые произошли в истории. Выполняю следующие подсказки: маленькая девочка, медвежонок, лес, дом сломали стул, сварили кашу, прогулялись, мать-медведица, попробовала кашу, заснула, побежала наверх, папа-медведь, и побежала домой. После окончания выполнения задания подсказываю ученикам, поддерживаю и при необходимости переучиваем. Загружаю части видео с сюжетной песней на интерактивной доске. Слушаю и пою вместе со своими учениками. | Внимательно слушают сказку. Заполняют таблицу. Слушают и поют песню-отрывок из сказки. | Личностные: умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование. Регулятивные: умение определить цель и поставить задачи урока. Коммуникативные: умение формулировать свои умозаключения. Познавательные: логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. |
IV. Словарная работа | Словарная работа. - Вы прочитали и разобрали сказку, скажите, какие слова вам были не понятны? 1) отворена – открыта; 2) лохматый – покрытый прядями густой шерсти; 3) похлебка – суп; 4) горница – комната; 5) хлебал – поел. Все слова запишите в тетрадь. | Называют незнакомые слова, изучают их значение, записывают в тетрадь. | Познавательные: пользуются приемами анализа и синтеза при изучении литературных текстов с опорой на вопросы учителя, учатся понимать прочитанное, изучают новые слова, закрепляют и используют их в своем словарном диалоге. |
V. Физкультминутка | Представляю на интерактивной доске видеозарядку. Провожу отдельную разминку пальчиков и глазок. | Повторяют движения за героями видеофрагмента, после этого выполняют комплекс упражнений по заданию учителя. | Формирование коммуникативных умений. |
VI. Закрепление изученного материала | Выборочное чтение. - Прочитайте, когда Машенька зашла в дом. - Что первым делом сделала Маша? - Что случилось с супом? Стулом? - Прочитайте фрагмент, где медведи обнаружили девочку. Работа в группах. Раздаю раздаточный материал. - Ребята, перед вами стоит непростая задача, у вас есть несколько изображений сказки, вам нужно в правильном порядке разложить картинки. Сделайте это в парах, первые 3 группы получат приз. | Чтение произведения Взаимодействуют с соседом по парте, выполняют порученное задание. | Коммуникативные: проявлять активность, стремление высказываться, прислушиваться к партнеру, не конфликтовать, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога Личностные: проявлять доброжелательность при работе в группе, строить морально-этическое суждение о поступке персонажа, делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности. |
VII. Рефлексия | Самостоятельная работа (тест). Русская народная сказка «Маша и три медведя» 1.К кому в дом попала Маша? а) ежам б) медведям в) зайцам 2.Что кушала девочка? а) кашу б) торт в) похлебку 3.На чей кроватке спала Машенька? а) папы-медведя б) мамы-медведицы в) сына-медвежонка 4.Почему нашли девочку? а) она заснула б) она спряталась в шкафу в) играла в игрушки | Самостоятельная работа | Личностные: понимание причин успеха в обучении. Регулятивные: самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
VIII. Подведение итогов урока | - Как называется сказка, с которой мы познакомились? - Кто автор этой сказки? (Нет автора) - А кто же её написал? (Народ) - Правильно, значит это сказка какая? (Народная) - О ком рассказывается в русской народной сказке? - Какая главная мысль сказки? (Дети не должны ходить в лес без сопровождения. В лесу они могут заблудиться, пострадать от животных и т.д.) - Дорогие друзья, на этом мы заканчивает анализ сказки, спасибо вам за активную работу на уроке! Домашнее задание представлено на доске. Вы все молодцы! | Отвечают на вопросы. | Личностные: формировать способность высказывать суждение и давать ему обоснование. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |