РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Ручной труд
Ступень обучения: начальное общее , 4 «В» класс
Количество часов: 136
Учитель: Чисковская Светлана Николаевна, первая квалификационная категория
Программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Авторской программы Т.В.Алышевой, И.М.
Яковлевой
г. Комсомольск-на-Амуре
2022 - 2023 учебный год
Программа учебного предмета «Ручной труд»
Курс изучения учебного предмета «Ручной труд» рассчитан на 136 часов год, по 4 ч в неделю.
Планируемые результаты освоения учебных предметов
Предметные результаты
Достаточный уровень: |
Минимальный уровень: |
- самостоятельно ориентироваться в задании, составлять план работы, осуществлять контрольные действия, подбирать материалы и инструменты для работы, выполнять изделие, соблюдая пропорции и размеры, правильное расположение деталей изделия. - самостоятельно выполнять отчет о технологии изготовления отдельных частей и несложных изделий, анализировать своё изделие и изделия товарища. - употреблять в речи технические терминологии, а также слов, обозначающих пространственные отношения предметов и пространственные признаки предметов. - название и назначение материалов (бумага, ткань, глина, пластилин); -возможности использования изученных материалов; - название и назначение ручных инструментов; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами; - правила разметки по шаблонам. |
С помощью учителя: - составлять план работы над изделием, выполнять несложные изделия самостоятельно; - по вопросам учителя давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища, а в отдельных случаях – самостоятельно; - отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой - маленький, высокий - узкий и пространственные отношения предметов: впереди, справа – слева. - знать основные приёмы работы с различными материалами по наводящим вопросам учителя; - название и назначение ручных инструментов по наводящим вопросам учителя; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами по плану; - правила разметки по шаблонам с помощью учителя. |
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
1.объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
2. уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
3. понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
обращаться за помощью и принимать помощь
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Познавательные учебные действия
учить узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
учить называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
формировать умение участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
учить составлять простые нераспространенные предложения;
учить распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Таблица содержания учебного предмета основных тем по четвертям.
Рабочая программа по трудовому обучению рассчитана на 136 часа в год, 4часа в неделю.
№ |
Темы |
I ч. |
II ч. |
III ч. |
IV ч. |
Итого |
1 |
Работа с пластическими материалами и растворами |
4 |
|
|
6 |
10 |
2 |
Работа с бумагой и картоном |
19 |
20 |
10 |
2 |
50 |
3 |
Работа с тканью |
9 |
3 |
1 |
24 |
36 |
4 |
Работа с металлом, с проволокой |
|
5 |
8 |
|
13 |
5 |
Работа с нитками |
|
|
4 |
|
4 |
6 |
Работа с древесиной |
|
|
14 |
|
14 |
7 |
Экскурсии |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
8 |
Повторение |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Итого: |
34ч. |
30ч. |
40ч. |
34ч. |
136ч. |
Календарно –тематическое планирование
Ручной труд (136ч)
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Календарные сроки |
||
|
|
|
По плану |
По факту |
|
|
Вводное занятие. Инструменты и материалы для уроков труда. Правила техники безопасности с инструментами. |
1 |
1.09 |
|
|
|
Работа с пластилином |
|
|
|
|
|
Изготовление моделей овощей, фруктов из пластилина. |
1 |
1.09
|
|
|
|
Изготовление моделей овощей, фруктов из пластилина. |
1 |
5.09 |
|
|
|
Изготовление посуды из пластилина: чашка, кастрюля. |
1 |
5.09 |
|
|
|
Работа с бумагой и картоном. Аппликация |
|
|
|
|
|
Виды бумаги. Свойства бумаги. Цвет бумаги. |
1 |
8.09 |
|
|
|
Технологические операции с бумагой |
1 |
8.09 |
|
|
|
Складывание из треугольников. Геометрическая фигура – раскладка. |
2 |
12.09 12.09 |
|
|
|
Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка». |
1 |
15.09 |
|
|
|
Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка». |
1 |
15.09 |
|
|
|
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор» |
1 |
19.09 |
|
|
|
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор» |
1 |
19.09 |
|
|
|
Работа с тканью. |
|
|
|
|
|
Экскурсия в швейную мастерскую. |
1 |
22.09 |
|
|
|
Материалы, инструменты и приспособления. Виды ткани. |
1 |
22.09 |
|
|
|
Как ткани ткут. Процесс ткачества. |
1 |
26.09 |
|
|
|
Виды работы с тканью. |
1 |
26.09 |
|
|
|
Технологические операции при работе с нитками и тканью. |
1 |
29.09
|
|
|
|
Скручивание ткани. Игрушка «Кукла скрутка». |
1 |
29.09 |
|
|
|
Скручивание ткани. Игрушка «Кукла скрутка». |
2 |
3.10 3.10 |
|
|
|
Отделка изделий из ткани. «Салфетка с аппликацией». |
2 |
6.10 6.10 |
|
|
|
Работа с бумагой и картоном |
|
|
|
|
|
Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе» |
2 |
10.10 10.10 |
|
|
|
Вычерчивание окружности с помощью циркуля |
1 |
13.10 |
|
|
|
Игрушка «Летающий диск» |
1 |
13.10 |
|
|
|
Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов «Попугай» |
2 |
17.10 17.10 |
|
|
|
Развёртка изделия. Изготовление «Конверта для писем» с клеевым соединением деталей. |
1 |
20.10
|
|
|
|
Сгибание бумаги по заданным условным обозначением. Изготовление конверта без клеевого соединения деталей. |
1 |
20.10 |
|
|
|
Творческая работа «Конверт с замком» без клеевого соединения деталей. |
1 |
24.10 |
|
|
|
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация « Коврик с геометрическим орнаментом». |
2 |
24.10 27.10 |
|
|
29. |
Разметка прямоугольника с помощью угольника. «Закладка для книг из зигзагообразных полос». |
2 |
27.10 7.11 |
|
|
30. |
Разметка наклонных линий с помощью угольника. «Закладка для книг со «свободным плетением». |
2 |
7.11 10.11 |
|
|
|
Работа с тканью. |
|
|
|
|
31. |
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка- прихватка». |
2 |
10.11 14.11 |
|
|
|
Работа с металлом. |
|
|
|
|
32. |
Экскурсия в слесарную мастерскую. |
1 |
14.11 |
|
|
33. |
Что надо знать о металле. Виды металлов. Свойства металлов. |
1 |
17.11 |
|
|
34. |
Технология ручной обработки металлов. |
1 |
17.11 |
|
|
35. |
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. «Дерево». |
1 |
21.11 |
|
|
36. |
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. «Бабочка». |
1 |
21.11 |
|
|
37. |
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. «Паук». |
1 |
24.11 |
|
|
|
Работа с бумагой и картоном. |
|
|
|
|
38. |
Деление круга на равные части способом складывания. Игрушка «Геометрическая фигура-раскладка» |
1 |
24.11 |
|
|
39. |
Игра «Геометрические комбинации». Игра «Складные часы». Игра «Складная ёлочная игрушка» |
1 |
28.11 |
|
|
40. |
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Изделие «Объёмное ёлочное украшение» |
2 |
28.11 1.12 |
|
|
41. |
Тиражирование деталей. Точечное клеевое соединение деталей. Изделие «Растягивающаяся игрушка». «Матрёшка» |
2 |
1.12 5.12 |
|
|
42. |
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Игрушка «Птица». |
2 |
5.12 8.12 |
|
|
43. |
Складывание из бумаги. Изделие «Снежинка». |
2 |
8.12 12.12 |
|
|
44. |
Изготовление гирлянды. Разметка, сборка, склеивание. |
2 |
12.12 15.12 |
|
|
45. |
Новогодний венок из бумаги. |
2 |
15.12 19.12 |
|
|
46. |
Новогодняя ёлочка из бумаги. |
1 |
19.12 |
|
|
47. |
Повторение. |
1 |
22.12 |
|
|
48. |
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планёр». |
2 |
22.12 26.12 |
|
|
49. |
Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолёт». |
2 |
26.12 12.01 |
|
|
|
Работа с нитками. |
|
|
|
|
50. |
Связывание ниток в пучок. Изделие «Цветок из ниток» |
2 |
12.01 16.01 |
|
|
51. |
Изделие «Помпон из ниток» |
2 |
16.01 19.01 |
|
|
|
Работа с проволокой. |
|
|
|
|
52. |
Изгибание проволоки. Изделия «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков. |
2 |
19.01 23.01 |
|
|
53. |
Сборка изделия из разных материалов. Изделия из проволок, бумаги и ниток «Муха». |
1 |
23.01 |
|
|
54. |
Изделия из проволоки, бумаги и ниток «Паук». |
1 |
26.01 |
|
|
55. |
Изготовление украшений из проволоки. |
2 |
26.01 30.01 |
|
|
56. |
Изготовление украшений из проволоки и бисера. |
2 |
30.01 2.02 |
|
|
|
Работа с бумагой |
|
|
|
|
57. |
Складывание из бумаги. Изделие «Открытая коробочка» |
2 |
2.02 |
|
|
58. |
Складывание из бумаги. Изделие «Кусудама» (шар) |
2 |
6.02 6.02 |
|
|
59. |
Изделие «Коробочка» |
2 |
9.02 9.02 |
|
|
|
Работа с древесиной |
|
|
|
|
60. |
Материалы, инструменты. Заготовка древесины. |
1 |
13.02 |
|
|
61. |
Свойства древесины. Экскурсия в столярную мастерскую. |
1 |
13.02 |
|
|
62. |
Обработка древесины ручными инструментами. Приёмы соединения кусков карандашной стружки. |
1 |
16.02 |
|
|
63. |
Аппликация из карандашной стружки. «Цветок» |
1 |
16.02 |
|
|
64. |
Аппликация из карандашной стружки. «Цыпленок» |
1 |
20.02 |
|
|
65. |
Обработка древесины ручными инструментами. Аппликация из карандашной стружки. «Петушок» |
1 |
20.02 |
|
|
66. |
Аппликация из карандашной стружки. «Букет» |
2 |
27.02 27.02 |
|
|
67. |
Аппликация из древесных заготовок «Животные» |
2 |
2.03 2.03 |
|
|
68. |
Объемная игрушка из древесных заготовок «Ёжик». |
4 |
6.03,6.03 9.03, 9.03 |
|
|
69. |
Объемная игрушка из древесных заготовок «Дом». |
1 |
13.03 |
|
|
70. |
Экскурсия в швейную мастерскую. |
1 |
13.03 |
|
|
71. |
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. |
1 |
16.03 |
|
|
72. |
Повторение. |
1 |
16.03 |
|
|
73. |
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. |
2 |
20.03 20.03 |
|
|
74. |
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с ушком. |
2 |
23.03 23.03 |
|
|
75. |
Отделка изделий пуговицами (Лягушка, кошка, собака) |
3 |
3.04, 3.04, 6.04 |
|
|
76. |
Изготовление и пришивание вешалки. |
2 |
6.04 10.04 |
|
|
77. |
Изготовление мягкой игрушки «Птичка» |
4 |
10.04,13.04 13.04,17.04 |
|
|
78. |
Изготовление мягкой игрушки «Мышка» |
4 |
17.04,20.04 20.04, 24.04 |
|
|
|
Работа с бумагой и картоном. |
|
|
|
|
79. |
Картонажно- переплетные работы. Изготовление записной книжки- раскладушки с переплётной крышкой. |
2 |
24.04 27.04 |
|
|
|
Ручные швейные работы |
|
|
|
|
80. |
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. |
1 |
27.04 |
|
|
81. |
Изделие «Подушечка для игл» |
3 |
4.05, 4.05,8.05 |
|
|
82. |
Изделие «Тряпичная игрушка-подушка» |
4 |
8.05,11.05, 11.05,15.05 |
11.05, 15.05 |
|
|
Работа с гипсом |
|
|
|
|
83. |
Экскурсия в штукатурно – малярные мастерские. Правила безопасной работы с гипсом, алебастром |
1 |
15.05 |
18.05 |
|
84. |
Основа замешивания гипса. Заливка форм гипсом. |
1 |
18.05 |
|
|
85. |
Забавные поделки. |
1 |
18.05 |
22.05 |
|
86. |
Забавные поделки. |
1 |
22.05 |
22.05 |
|
87. |
Фото-рамки. Заливка рамочки. |
1 |
22.05 |
|
|
88. |
Оформление отливок красками. |
1 |
25.05 |
|
|
89. |
Повторение за год. |
1 |
25.05 |
|