Разработка урока-викторины по литературе «Чтение — фитнес для ума» (5–7 класс)
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА г.ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №105 г.ДОНЕЦКА»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Разработка урока-викторины на тему:
“Живая книга”
Подготовила:
Классный руководитель
8 класса
Ефременко Я.А.
Донецк – 2023
Разработка урока-викторины на тему: “Живая книга”
Дата проведения: 01.09.2023г.
Цели:
прививать ученикам любовь к книге;
формировать устойчивое желание пополнять свои знания из новых книг;
пробудить потребность в чтении;
воспитывать уважительное отношение к писательскому труду, бережное отношение к книге;
содействовать воспитанию любви к чтению.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг, заготовки для создания коллажа «Живая книга» (цветная бумага, лист белой бумаги формата А-2, краски, клей. ножницы).
Ход классного часа:
Вступительное слово классного руководителя
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем.
Ребята, наш классный час посвящен книгам. Ведь книга- источник знаний.
История книги
Книги всегда рядом с нами. О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги — это верные, надежные друзья. В самом начале своей истории книга была живой, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет. Поэтому первой книгой был... человек! Истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями. В индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой. В Древней государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Ашшурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги!
Удивительно, не правда ли? А знаете, в мире есть еще более удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!Но также книги различаются, как по содержанию, так и по форме. Поговорим о размерах книги. В Англии в прошлом веке была сделана самая большая в мире книга: ее высота – представьте себе – с двухэтажный дом! А размер букв в этой книге – 15 сантиметров.
Существует и самая маленькая книга, которая была отпечатана в Японии и называется она “Муравейники”. Ее размер – с крохотную пуговку. Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого увеличительного стекла...Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось видеть. Ее придумали Древние греки.
Среди самых удивительных можно назвать книгу из кирпичей, но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе длинную-длинную ленту - шагов в сто длиной! А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани? Так вот, переплетчица по профессии и вышивальщица по увлечению, Екатерина Ивановна Анохина из Тамбовской области в 1991 году вышила словарь на атласе. Одна японская фирма проделала необычный эксперимент: напечатала книгу на тоненьких листах из рисового теста, да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку – и съел! В Париже – столице государства Франции - вышла первая в мире книга-духи. Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных духов. Сейчас пользуется популярностью говорящая книга – специальное электронное устройство, которое “оживляет” текст.
Мои любимые книги
− «Кто много читает, тот много знает»,- говорит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей Родине, о лучших ее людях, учат разбираться в них. А есть ли у вас любимая книга? (Беседа - -дискуссия.)
Викторина
Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы познакомились с книгой. Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы должны угадать, о чем я говорю.
Так называют заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титул, титульный лист)
Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)
Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)
Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага)
Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)
Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от загрязнения. (Суперобложка)
Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр)
Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист).
Что вы читали летом?
(Ученики, разделившись на команды, создают свой список прочитанных книг)
Создание коллажа «Живая книга»
Каждый листик на нашем «дереве» - живой. На нём каждый из вас уже написал название своей любимой книги, и тем самым все вместе МЫ ПОСАДИЛИ НОВОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕРЕВО – другого такого нет во всём мире!!!
Классный руководитель: Какое настроение осталось после классного часа? Изменилось ли ваше отношение к чтению? (Учащиеся выражают свое мнение)
Я, ребята, надеюсь, что после сегодняшнего обсуждения те, кто не дружил с книгой, смогут по- новому взглянуть на литературу, а те, кто, хорошо с ней знаком, еще больше будут читать.
Подведение итогов (рефлексия)