12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Сергеевна Фирсова295
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Методическая разработка


Мастер – класс

«Аппликация «Орнамент в полосе»»

(декоративное, осеннее украшение горшочка)


Педагог Фирсова Светлана Сергеевна

Учитель ИЗО и технологии


г. Смоленск

2023


Содержание:

Предмет: Технология

Класс: 1

Тема мастер-класса: «Аппликация «Орнамент в полосе»» (декоративное, осеннее украшение горшочка)

Цель урока: обучить ребенка изготавливать изделие с орнаментом с опорой на слайды презентации и подписи к ним;

Задачи урока:

Образовательные задачи:

узнавать орнаменты по признаку чередования деталей;

уметь вариативно работать над особенностями композиции;

отбирать необходимые материалы для орнамента;

Воспитательные задачи:

воспитать познавательный интерес к предмету;

сформировать бережное отношения к природным ресурсам.

Развивающие задачи:

развивать мышление, воображение, фантазию;

развивать познавательный интерес к ручному творчеству;

научить работать с шаблоном;

вырабатывать умение классифицировать;

научить работать с необычным материалом – высушенными листьями.

Форма работы: индивидуальная, работа с презентацией.

Межпредметные связи: окружающий мир, изобразительное искусство, история, природоведение.

Форма проведения мастер-класса:

комбинированное (сочетание теории и практики).

Материалы:

 сухие листья (предварительно подсушенные под прессом (грузом));

цветной картон коричневого или терракотового цвета;

белый лист бумаги для принтера 80 г/м2;

мягкий восковой пластилин;

простой карандаш НВ;

ножницы;

подключенный принтер и возможность распечатать на нем файл с изображением. 

Временные ресурсы: 1 урок 30 - 35 минут

Количество обучающихся: 1 ученик ( + 1 родитель - помощник, который поможет разобраться в затруднительных положениях)

Минимальные требования к уровню знаний обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

правила техники безопасности при работе с бумагой, ножницами;

Обучающиеся должны уметь:

распечатать файл с изображением на принтере (может воспользоваться помощью родителя);

выполнять разрезы бумаги ножницами по намеченным линиям;

скатывать небольшие шарики из пластилина;

Оборудование: ноутбук Macbook с выходом в интернет, программа Сферум, презентация.


План мастер-класса.

1. Организационный этап.

2. Этап актуализация знаний и постановка цели мастер-класса.

3. Этап практической работы.

4. Подведение итогов.


Ход мастер-класса.


1. Организационный этап.


Приветствие. Настрой обучающегося на работу. Проверка готовности к уроку: проверка качество связи, интернет.

- Сегодня мы проведем мастер-класс, а что будем делать ты отгадаешь позже. Я сейчас сделаю демонстрацию экрана, и мы посмотрим презентацию.

Слайд № 1

Подключение демонстрации экрана, включение окна презентации, проверка ее видимости.

t1698863537aa.jpg



Слайд № 2

- Для выполнения работы нам сегодня понадобится эти материалы. Они должны быть у тебя уже подготовлены.

(За несколько дней до урока высылается фото-файл со списком материалов, которые понадобятся на уроке, что бы у родителей и ученика была возможность подготовится заранее. Проверяем наличие материалов).

t1698863537ab.jpg


2. Этап актуализация знаний и постановка цели мастер-класса.

Слайд № 3

- Посмотри на экран, что изображено на слайде?

- Да, это горшочек, найденный на раскопках.

- Как ты думаешь, из чего и когда он был сделан?

- Правильно, горшочек сделан из глины, а вот сделали его примерно 5 веков назад до н.э. и уже тогда люди украшали свои изделия.

- Скажи, что изображено на этом горшочке?

- Правильно, точки и кружки.

- Можем ли мы назвать этот декор орнаментом?

- Можем, так как точки и кружки чередуются с пустым пространством между ними.

t1698863537ac.jpg



Слайд № 4

- Но такие орнаменты было не всегда, помнишь изображение древнегреческого сосуда, которое мы видели на предыдущем уроке. Изображение на нем уже более сложное и занимает всю поверхность. Мы видим орнамент из кругов, треугольников и полос.

t1698863537ad.jpg


Слайд № 5

- Современные мастера, которые живут и работают в наше с тобой время делают декор на изделиях еще более сложнее. Посмотри на эти два горшочка под номером 1 и 2 и скажи, какой из них украшен орнаментом, а какой просто композицией из листьев?

- Почему ты считаешь, что на горшочке под номером 2 изображен орнамент?

- Правильно, одинаковые листья чередуются друг с другом, это признак орнамента.


t1698863537ae.jpg


Слайд № 6

Для выяснения темы предстоящего урока задается загадка:

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел — семью кормил.

t1698863537af.jpg(Слушаю версии отгадки. Если ученик не угадывает загадку, то делается подсказка и объяснение, что означает топтало, кружало и пожар).


Слайд № 7

- Молодец, ты угадал, это горшок, и сегодня мы будем делать аппликацию на горшке. Давай украсим горшочек осенними листьями. Сделаем декор орнамента в полосе.

t1698863537ag.jpg


3. Этап практической работы.


Слайд № 8

- Тебе необходимо скачать фото-файл «Шаблон горшочка», этот файл я послала тебе в личные сообщения в Сферуме.

Если ребенок не может справится с работой, самостоятельно скачать фото-файл, то ему помогает родитель.

t1698863537ah.jpg



Слайд № 9

- Нам необходимо взять папку с цветным картоном и выбрать подходящий цвет для горшочка, но с таким условием чтобы, сухие листья, которые мы будем использовать, не сливались с фоном (цветным картоном).

t1698863537ai.jpg

Слайд № 10

-Теперь нам необходимо распечатать фото-файл, который ты скачал на цветном картоне. Если картон очень толстый, то возьми белую писчую бумагу и распечатай на ней.

(Перед тем как печатать, уточняем возможности принтера и оцениваем толщину цветного картона, который подготовил ученик. На папках с листами производители пишут плотность листа. Выше плотности 150 г/м2 стандартный принтер печатает с трудом. Если принтер может распечатать сразу картон, то печатаем фото-файл на нем, если нет, то печатаем на белом писчем листе плотностью 80 г/м2).

t1698863537aj.jpg


Слайд № 11

(Если удается распечатать файл на цветном картоне, то пропускаем 12 и 13 слайд в презентации и не показываем ученику, за ненадобностью. Если удалось распечатать фото-файл на белой писчей бумаге, то показываются слайды по порядку).

- Для начала нам необходимо сделать шаблон. Надо ножницами вырезать по контуру горшочек, который ты сейчас распечатал, но перед тем как ты начнешь работать с ножницами, давай вспомним правила работы с ними.

(Показ слайда, проводится беседа о технике безопасности при работе с ножницами).

Техника безопасности при работе с ножницами

Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

При работе внимательно следите за направлением резания.

Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

Не держите ножницы лезвием вверх.

Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

Не режьте ножницами на ходу.

Не подходите к товарищу во время работы с ножницами.

Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.


t1698863537ak.jpg



Слайд № 12

- Давай вырежем шаблон по контуру. Будь внимателен и старайся резать по линии.

t1698863537al.jpg


Слайд № 13

Молодец! Ты вырезал шаблон, давай переведем его на выбранный цветной картон. Тебе необходимо положить перед собой цветной картон, затем сверху на него положить вырезанный шаблон из белой бумаги, взять простой карандаш и обвести шаблон по контуру.

t1698863537am.jpg


Слайд № 14

- Молодец! Ты удачно справился и хорошо обвел шаблон. Теперь необходимо вырезать горшочек по обведенной линии. Не забывай правила работы с ножницами. Старайся вырезать ровно по линии.

t1698863537an.jpg


Слайд № 15

- У тебя хорошо получилось вырезать горшочек! Основа для работы готова.

t1698863537ao.jpg


Слайд № 16

Вырезанную основу горшочка, положи в сторону, но далеко не убирай. Возьми подготовленные сухие листья и выбери из них похожие друг на друга по размеру, форме и виду.

t1698863537ap.jpg


Слайд № 17

- Нам необходимо подумать над композицией. На предыдущих уроках мы обсуждали этот термин. Вспомни и скажи, что означает слово композиция.

После того как ученик отвечает, показывается слайд № 17 и вместе с учителем проговаривается и вспоминается, что означает термин композиция.

t1698863537aq.jpg


Слайд № 18

- Подумай над композицией, как можно выразительно размесить выбранные листья в полосе.

Их можно направлять в разные стороны.

(Дается время, что бы ученик смог решить какое направление листьев создает гармонию и ему нравится).

t1698863537ar.jpg


Слайд № 19

- Подумать над ритмом в полосе. Посмотри на эти три ряда. Чем они отличаются друг от друга?

(Дается время, что бы ученик смог увидеть разницу и назвать ее).

- Правильно, между листьями появляется пустой промежуток, который увеличивается в следующем ряду. Это ритм, который можно менять.

t1698863537as.jpg


Слайд № 20

- Разобравшись с направлением листьев и ритмом давай подумаем, в какой части горшочка можно размесить листья. Помни, что мы делаем сегодня орнамент в полосе. Реши, где ты считаешь нужным расположить орнамент: вверху, в середине или внизу.

t1698863537at.jpg


Слайд № 21

Гармонично расположим листья на горшочке.

(Учитель дает возможность ученику самостоятельно выбрать композицию расположения элементов).

t1698863537au.jpg


Слайд № 22

- Возьмем мягкий восковой пластилин любого цвета и накатаем из него немного маленьких шариков. Помни, что ладошка должна быть твердая, пальчики не должны сгибаться и мешать. друг другу.

t1698863537av.jpg


Слайд № 23.

- Поднимем первый лист и положим на его место скатанные шарики из пластилина.

t1698863537aw.jpg


Слайд № 24

- Положим первый лист на скатанные шарики пластилина. Придавим пальчиком или ладошкой лист.

t1698863537ax.jpg


Слайд № 25

- Поднимем второй лист и положим на его место несколько скатанных шариков пластилина.

t1698863537ay.jpg





Слайд № 26

- Положим второй лист на скатанные шарики пластилина. Придавим пальчиком или ладошкой лист.

t1698863537az.jpg


Слайд № 27

- Продолжаем работу по той же схеме, ты поднимаешь листик, на пустое место где он лежал кладешь скатанные шарики пластилина и вновь накрываешь листиком и придавливаешь. Следи за ритмом, наклоном и положением орнамента внутри горшочка. Если пластилиновых шариков не хватает, накатай еще.

t1698863537ba.jpg


4. Подведение итогов.

Слайд № 28

Наш горшочек готов!

t1698863537bb.jpg


Слайд № 29

На этапе подведения итогов ученик демонстрируют результаты своей работы учителю, анализируют свои достижения.

- Оцени свою работу.

Работа прошла отлично. Мне было интересно. Я доволен своей работой.

Работа прошла хорошо. Мне было не легко. Не все было понятно. Я вполне доволен своей работой.

Работа прошла плохо. Мне было очень трудно. Мне было неинтересно, я ничего не понял. Я не доволен своей работой.

t1698863537bc.jpg


Работа ученика, выполненная на этом мастер-классе.

t1698863537bd.jpg


Ссылки на используемые материалы:

https://www.kidsclever.ru/content/zagadki-pro-gorshok - загадка

https://edusar.soiro.ru/mod/page/view.php?id=107308 – работа с ножницами.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.