Архитектурные памятники - хранители истории малой Родины
Внеурочное занятие (3 класс)
" Архитектурные памятники - хранители истории малой Родины "
«Мира не узнаешь, не зная края своего»
(П.П.Бажов)
Введение
Краеведение – актуальная проблема в современной общеобразовательной школе. Цель краеведческой работы - вырастить человека, влюбленного в свою малую Родину. Любовь к Родине, к своей стране, к своему родному краю не возникают у людей само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Чем полнее, глубже будут знания подрастающего поколения о малой Родине, тем более действенными они будут в воспитании уважения и любви к родной земле.
В истории человечества существует немало архитектурных памятников прошлого. Памятники служат источником знаний истории своей страны, своей малой Родины. Поэтому тема занятия актуальна. А эпиграф к занятию подтверждает, что нельзя понять мир, не изучив родной край.
Цель занятия: создание условий для формирования у учащихся стремления больше узнавать о своей малой Родине на основе знакомства с архитектурными памятниками родного села.
Задачи:
расширить представление учащихся о понятиях «Родина», «малая Родина»;
познакомить учащихся с архитектурными памятниками родного края;
формировать и развивать интерес к прошлому родного края;
развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
воспитывать уважительное отношение к родному краю, его истории и культуре.
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающиеся научатся понимать, что такое Родина, малая родина, у них будут формироваться патриотические чувства к малой Родине, уважение к ее культуре.
Формируем УУД:
Личностные:
- желание больше узнавать о своей малой Родине;
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель занятия, умение оценивать свои действия, высказывать свои предположения;
Познавательные:
-умение находить информацию в различных источниках; перерабатывать полученную информацию, строить высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
Гипотеза: Если в ходе обучения ребята приобретут знания об истории села, то они начнут проявлять интерес к событиям жизни села и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Форма проведения занятия: час общения.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Приемы: кластер, синквейн, солнышко.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование и средства: проектор, компьютер, презентация по теме, набор пазлов, карточки для синквейна, ручки, разные картинки «солнышко».
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Звучит песня. «С чего начинается Родина». (Слайд 1)
- Что такое Родина? (Составление кластера «Родина»).
- Как называется наша Родина, страна в которой мы живём? (Ответы детей)
- В каком субъекте Российской Федерации мы живём? (Мы живём во Владимирской области)
- Владимирская область включает 16 районов. В каком районе живем мы? (В Суздальском районе) Найдите на карте Владимирской области Суздальский район. (Слайд 2)


- Суздальский район расположен на севере Владимирской области и граничит с Ивановской областю. Площадь его 1479 км2. Большая часть территории района расположена на территории Владимирского ополья с его слабохолмистым рельефом. Земельная площадь представлена в основном светло-серыми, частично — тёмно-серыми почвами, имеющими высокую степень плодородности. (Слайд 3)
- В Суздальском районе 5 муниципальных образований. Это 1 городское и 4 сельских поселения. А в каком сельском поселении мы живём? (Наше поселение называется Новоалександровское сельское поселение)
- А в каких сёлах поселения вы живёте? (В селе Новоалександрово, селе Старый двор, селе Клементьево) (Слайд 4)
- Можете ли вы назвать эти сёла малой Родиной?
(Ответы детей)
- МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа.
- МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу.
III. Формулировка темы занятия и постановка цели.
- Догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии? (ответы детей)
- А что такое архитектурные памятники? (ответы детей)
- А можно ли узнать, изучив памятники архитектуры историю своей малой Родины? (ответы детей)
- Архитектурные памятники – это не просто здания. Памятники - хранители памяти. Без них это не твоё, не моё, ничьё село. Не родное. Памятник архитектуры может рассказать о своём времени, о тех, кто строил и украшал село.
- Какая же тема нашего занятия? Какую цель мы поставим и какие задачи мы решим на занятии? (Определение обучающимися темы занятия, цели и задач) (Слайд 5,6) (карточки помощники - Архитектурные памятники, познакомимся с …, хранители истории, малой Родины, узнаем пришлое …)
IV. Знакомство с новым материалом.
- Несколько ребят нашего класса с родителями нашли информацию об образовании села и архитектурных памятниках села. Об этом они нам расскажут.
Выступление подготовленного 1 ученика. (Слайд 7)
Село Клементьево по рассказам сторожил названо в честь купца Клементия. Недалеко от села на пригорке люди нашли икону Николая Чудотворца. На этом месте в XVII веке и построили деревянную церковь.(4) В 1796 году на месте обветшалой деревянной Николаевской церкви построили каменную в честь святого Николая Чудотворца. Позднее пристроили кирпичную колокольню. Кирпич для постройки делали из своей глины и обжигали в овраге. На колокольне было три колокола: большой, летний и пожарный. Чугунный крест поднимали вручную верёвками. Закрыли церковь в 1937 г. В церкви до 1941 года показывали кино, проводили танцы, в подвале хранили картошку, работала МТС. От грохота техники подвал обвалился, произошел пожар. Церковь стала заброшенной. Со временем от церкви бы осталась груда камней. Но усилиями жителей храм стал восстанавливаться в 90-е годы. Сейчас церковь приобретает красивый вид. (5)
Храм Николая Чудотворца
Выступление подготовленного 2 ученика. Слайд 8)
Село Старый Двор впервые упоминается в грамоте великого князя Ивана III Васильевича в 1504 году. Поселение располагалось «по обе стороны ручья и на правой стороне оврага безымянных и при большой Юрьев Польской дороге».(3) В селе насчитывалось 75 крестьянских дворов, в которых проживали 277 мужчин и 280 женщин. Имелась также «церковь деревянная Николая Чудотворца». Большая част земель была отведена под пашню, «земля серая с песком, хлеб средственный, покосы лутчия, лес дровяной, крестьяне на казенном оброке». В середине XIX века в селе Старый Двор процветал мукомольный промысел. С 1886 года в Старом Дворе действовала земская народная школа. На рубеже XIX и ХХ веков в селе также находилась почтовая станция, обслуживавшая всю округу. Каменная церковь в Старом Дворе существовала с конца 19 века до 30-х годов 20-го столетия. На месте разрушенного храма впоследствии появилась школа. Татьяна Стасёнок, жительница села Старый Двор: «Когда её закрыли — все жалели, а уж когда разломали, я хоть и маленькая была, когда её сломали, а всё равно жалко. Она так украшала село». Церковь была разрушена. Жители села Старый Двор решили построить Божий храм на свои собственные сбережения. Ровная площадка, мощный кирпичный фундамент и величественное деревянное строение. Это результат совместной работы жителей села Старый Двор. Всех, кто не остался в стороне. Староста села Александра Яшкулина рассказывала: «Свой вклад внёс каждый. Кто-то оказал огромную финансовую поддержку, кто-то договаривался со строительными фирмами, остальные просто трудились, не жалея сил и времени». Закладной камень появился зимой 2015-ого. (1)
Храм Иоанна Русского
Выступление подготовленного 3 ученика. (Слайд 9)
На месте села Новоалександрово стояла небольшая деревня. Издавна здесь селились искусные кузнецы, отсюда и название «Ковалево» (от слова «коваль» - кузнец), которое сохранялось до середины XIX века. В 1859 году деревня Ковалёво насчитывала 64 двора и 530 жителей. В 1878 году в деревне был построен храм Александра Невского, она приобрела статус села, которое стало называться Ново-Александрово. (2)
В конце 19 века была построена кирпичная церковь во имя св. благоверного Великого князя Александра Невского на средства прихожан. Небольшой Новоалександровский храм выполнен из неоштукатуренного красного глиняного кирпича в русском стиле, без покраски. В северном и южном фасадах размещались иконы. Колокольня была построена в классическом стиле. Оштукатурена, покрашена и пристроена к храму несколько позже, так как отличается по стилю и не связана с ним кладкой. К 1877 г. он был достаточно снабжен церковной утварью и книгами. Храм был закрыт с полным уничтожением имущества вскоре после Пасхи 1937 г. До строительства сельского клуба в его помещениях находились танцплощадка и кинозал, в подвале зимой хранили колхозных пчёл. После строительства нового здания клуба в помещении церкви был зерносклад и зерноток. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с колокольни на переплавку сняли все колокола, кроме одного, служившего как набат до 1960 г. В 1970 г. этот колокол увезли в один из музеев г. Суздаля. В начале 90-х гг. ХХ в. стали хлопотать о возвращении здания Русской Православной Церкви и 14 августа 1997 г. в храме возобновились службы.
Храм Александра Невского
Физкультминутка «По родному краю»
А теперь ребята встали
Дружно руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
V. Закрепление нового.
- Что вы узнали о прошлом своей малой Родины, прослушав выступление ребят? (ответы детей)
- Архитектурные памятники сохранили для нас информацию о далеком прошлом, о котором осталось очень мало письменных и устных источников, или не осталось вовсе.
- Объясните, что означают слова «Мира не узнаешь, не зная края своего» (ответы детей)
- В истории храмов таится история малой Родины. Знание истории своей малой родины помогает узнать историю страны.
VI. Подведение итога.
- Итак, ребята, как вы думаете, нужно ли возрождать архитектурные памятники? (ответы детей)
- Памятью обладает всё: бумага, деревья, вещи и люди. Памятник – проявление памяти. Зная и помня о прошлом, мы создаём настоящее.
- Какая из пословиц подходит к теме нашего занятия
Кто не знает прошлого, у того нет будущего …
О человеке судят по его труду.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. (Слайд 10)
- Составьте из пазлов картинку. Что у вас получилось? (Храм)
- Составьте синквейн «Храм» (карточки – помощники - украшает село, красивый, расскажет историю, источник знаний о малой Родины, каменный, деревянный, архитектурный памятник, хранит память) (Слайд11)
Рефлексия.
- На доске представлены три картинки: солнышко, солнышко, прикрытое тучкой, солнышко закрытое тучкой. Прикрепите стикер «солнышко» на ту картинку, которая соответствует вашему настроению.
Источники:
Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893.
Земля Владимирская. Географический словарь. Владимир, 1991, с. 94
Материалы архива МКУК Новоалександровский КДЦ с. Клементьево.
Пётр Сытник «К истории села Клементеьво» (Суздальский район), Муром, 2011 г.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Владимирская область. Ч.1 – М., Наука, 2004
http://a33.ru/pic/fvlo/suzdal_district/staryi_dvor/index.html
https://photobook33.ru/suzdal/s-novoaleksandrovo-xram-aleksandra-nevskogo.html
Заключение.
Внеурочное занятие по патриотическому направлению запланировано в рамках воспитательной работы класса. Для проведения занятия был подобран материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с целями воспитательной работы класса. На занятии использованы разные технологии: информационно-коммуникационная технология (занятие включает слайды, презентации, что вызывает у детей эмоциональный отклик); игровая технология (игра ставит детей в условия поиска, дети стараются быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять правила задания); здоровьесберегающая технология (создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся). Выбранные методы и приёмы нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся к истории малой Родины, реализуют принцип связи обучения с жизнью, развивают обучающегося, как личность, способную к практической деятельности с различными материалами. Работа обучающихся в группах способствует формированию навыков коллективной работы, взаимопомощи, взаимопонимания, умению выслушивать мнения других, а также иметь собственное мнение и отстаивать свою позицию. Индивидуальная работа обучающихся – демонстрация собственных заготовок выступления, где ребята получили первый опыт в исследовательской работе. Подводя итоги занятия, ребята формулируют свои собственные мнения, проявляя (интерес) любовь к родному селу. На этапе «Рефлексия» можно увидеть эмоциональный настрой детей.