12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жданова Ольга Иосифовна23

«Я патриот малой Родины»

О. И. Жданова

КГКП «Детский сад «Алтын бесік» отдела образования акимата Костанайского района с. Заречное.

Введение

Политика государства в сфере образования направлена на постоянное развитие человеческого капитала, связанное с запросами общества, и образовательного пространства путем доступности качественного образования. Мероприятия, проводимые государством в рамках реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы утвержденной Указом Призедента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205, направлены на повышение конкурентноспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.

В целях формирования интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина в программном документе уделено особое внимание необходимости укрепления духовно-нравственных ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни.

Кроме того в «Концепции модернизации образования Казахстана » отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов Казахстана, граждан, обладающих высокой толерантностью».

Президент Казахстана Н.Назарбаев обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

Основная часть

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность . Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Знакомство с городом, с селом, с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом.

В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению   культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

 

Практические результаты


Начиная работу по воспитанию любви к Родине, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего края. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине, и появилось желание узнать о ней больше.

С детских лет необходимо формировать уважительное отношение к труду людей, с уважением относиться к ветеранам войны и труда, старшим людям.
Знания о различных профессиях, возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление, служить людям и Отечеству.

Для этого в своей работе я хорошо использую целевые прогулки, беседы о родном селе.

Ведь в каждом крае есть свои традиции, достопримечательности, памятники, которыми он славен.

Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей казахской земли, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.
Казахские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности, учат различать, что такое хорошее и плохое, добро и злое.

Региональность — опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона. Приоритетным направлением в работе дошкольной организации, в котором я работаю, является нравственно-патриотическое воспитание ребёнка. Одним из важных этапов работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию ребенка является формирование накопления жизненного опыта о своём родном крае, усвоения принятых в нём норм поведения и приобщения к его культурным ценностям.

Целью моей работы является совершенствование нравственно-патриотического воспитания, развитие личностной культуры ребёнка, как основы его любви к родному краю. Воспитание патриотических чувств, было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие человеческие ценности.  

Наше село Заречное большое, в нем проживает более 7 тыс. населения, поэтому к детям должно прийти понимание того, что история творится «здесь и сейчас». И очень важно чувствовать это самим и передавать это чувство своим воспитанникам. Своеобразие моей работы заключается в том, что я начинаю реализацию задач патриотического воспитания с детьми старшего возраста. В своей работе с детьми я решаю следующие задачи:

воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, родному селу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;

развитие интереса к казахской культуре, традициям и обрядам.  

Для реализации этих задач я взяла следующие темы: «Что такое детский сад?», «Труд взрослых в детском саду», «День рождения села», «Город – деревня», «Моя семья», «Наши папы», «Моя мама…», «Народные игрушки», «Наша Родина - Казахстан».

Концепцию  своей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе патриотического воспитания дошкольников, на этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с селом, знакомство с краем, знакомство со страной. Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса.

И в итоге вершиной нашей концепции является выпускник-дошкольник: 

уважающий историю и культуру своего народа, своей страны; ориентированный  на стабильную семейную жизнь;  

обладающий знаниями о достижениях своих соотечественников и понимающий, что эти достижения- результат труда отдельных людей в разные периоды истории;

испытывающий желание гордиться народом, к которому принадлежит.

Мы осознаём, что дошкольник ещё не может стать истинным патриотом, но проводимая нами работа способствует зарождению патриотических  чувств и определенных качеств, о чем свидетельствует положительная динамика, выявленная в результате мониторинга в конце года. Работа по формированию патриотических чувств у дошкольников ведется в таких направлениях как: «Семья», «Детский сад», «Родной край», «Моя страна», «Наше Отечество». Для успешного освоения содержания этих направлений мы используем различные формы организации работы с детьми такие как: краеведческие экскурсии и целевые прогулки по селу, преемственность со школой, экскурсии в парк Победы к памятнику защитникам в годы ВОВ, тематические беседы на темы: «Что мне нравится в моём крае?», «Каким село будет, когда я вырасту?», «Что было раньше?»; совместное изготовление и рассматривание с детьми тематических фотоальбомов: «Мой любимый край», «Строительство дороги»; участие детей в народных праздниках; чтение произведений казахских авторов (А.Дуйсенбиев, Ш.Бейшеналиев, М.Алимбаев, К.Баянбаев и других); создание проблемно – игровых ситуаций: «Прогулка по селу», «На берегу Тобола», «Узнай улицу»; использование дидактических игр: «Найди герб Казахстана», «Что было вначале, а что потом?» и других форм позволяет привить детям чувство любви и привязанности к родному краю, воспитать человека с высоким чувством долга. Задачи области «Социума» решаются в ходе реализации других областей программы. Так в конструктивной деятельности дети изготавливают макеты памятников и улиц города, села, в изобразительной деятельности выполняют рисунки на темы: «Улица, на которой я живу», «Мой детский сад», «День села», «Наш Казахстан» и др. которые формируют альбом «Село глазами детей». На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными произведениями казахских композиторов, узнают особенности песенного творчества. В познавательной деятельности дети знакомятся с историей родного города во взаимодействии с культурой и историей Казахстана, родного края. Национально-патриотического воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. Одной из особенностей работы в данном направлении является способность педагога приобретать знания по краеведению, анализировать и систематизировать имеющийся материал, повышать свою профессиональную компетентность. Прежде чем вести работу с детьми, педагог должен владеть необходимой информацией краеведческого и профессионального характера. Беседуя со старожилами села, изучая периодику и специальную литературу, используя интернет ресурс,  мы приобретаем интересующие нас знания об истории родного края. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Правильно организованная развивающая среда -  мощный стимул воспитания любви к родному селу.

В детском саду оформлен мини-музей «Қазақ тұлпары», мини-музей хлеба, представлены книги с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного села; оформлены фотоальбомы «Наш город Костанай» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Моя семья». Я обращаю внимание детей на то, что в нашем селе живут много людей разных национальностей,  знакомлю их с многообразием народов нашей страны,  мира,  при этом особое внимание уделяю формированию толерантности. В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Включение родителей в образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Организуемая работа проходит под девизом: знания и любовь родителей к Родине, краю должны передаваться детям. Я стараюсь показать через малое-большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Родители привлекаются к организованным беседам с детьми на темы «Моя профессия», по инициативе родителей собирается коллекция «Куклы в национальных костюмах». Результат работы по краеведению должен быть ориентирован не только на приобретение дошкольниками определённых знаний, но и на повышение его жизненной активности и  развитие интегративных качеств.

Заключение

В определении результативности моей работы были определены критериальные показатели и уровни развития патриотической личности дошкольника средствами сформированности понятиях: прошлое и настоящее села, культура народов, заповеди старших, знаний достопримечательностей, людей прославивших родной край. Основанием для определения уровня компетентности ребенка послужили следующие показатели:

Правильность и полнота представлений о родном селе

Устойчивый интерес к познанию прошлому и настоящему своего Государства.

Проявление ценных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений.

 

Список литературы:

1.Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» 5-6 лет. 2013год

2. Концепция Развития образования Республики Казахстан до 2015 года Астана, 2004.

3. Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г.;

 4.Петрова В.И., Стульник Т.Д., Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие. М., 2010 г.

5. Петрова В.И., Стульник Т.Д.,Этические беседы с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М.,2010 г. 6. А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М., 1991 г.

7. Г. Н. Эйсмонт – Швыдская. М., Просвещение», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

8. М. Д. Маханева. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М., 2011год

9. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания родителям.

10. Дошкольное воспитание. 2003г., №1 стр.82-92

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольной организации с родителями.

12. Дошкольное воспитание. 2004 №1 стр.60-68
13. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М.,

14. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990
15. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

16. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей. Дошкольное воспитание.2002 №8. Стр. 8-13.

17. Струмилин С.Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ. Новый мир.1960. №7. Стр. 208

18. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. Г. Майкоп,2004.

19. «Учитель Казахстана» 18 марта 2006 год 20. Книга «Я и мир». Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л.Л 21.Интернет ресурсы

Содержание

1. Введение _______________________________________________ стр. 1

2. Пояснительная записка____________________________________стр. 2-5

3.Заключение_______________________________ стр. 5

4.Список литературы ______________________________ стр.8-14

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.