Выступление «Я- патриот малой родины»
«Я патриот малой Родины»
О. И. Жданова
КГКП «Детский сад «Алтын бесік» отдела образования акимата Костанайского района с. Заречное.
Введение
Политика государства в сфере образования направлена на постоянное развитие человеческого капитала, связанное с запросами общества, и образовательного пространства путем доступности качественного образования. Мероприятия, проводимые государством в рамках реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы утвержденной Указом Призедента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205, направлены на повышение конкурентноспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.
В целях формирования интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина в программном документе уделено особое внимание необходимости укрепления духовно-нравственных ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни.
Кроме того в «Концепции модернизации образования Казахстана » отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов Казахстана, граждан, обладающих высокой толерантностью».
Президент Казахстана Н.Назарбаев обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Основная часть
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность . Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Знакомство с городом, с селом, с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом.
В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Практические результаты
Начиная работу по воспитанию любви к Родине, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего края. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине, и появилось желание узнать о ней больше.
С детских лет необходимо формировать уважительное отношение к труду людей, с уважением относиться к ветеранам войны и труда, старшим людям.
Знания о различных профессиях, возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление, служить людям и Отечеству.
Для этого в своей работе я хорошо использую целевые прогулки, беседы о родном селе.
Ведь в каждом крае есть свои традиции, достопримечательности, памятники, которыми он славен.
Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей казахской земли, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.
Казахские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности, учат различать, что такое хорошее и плохое, добро и злое.
Региональность — опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона. Приоритетным направлением в работе дошкольной организации, в котором я работаю, является нравственно-патриотическое воспитание ребёнка. Одним из важных этапов работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию ребенка является формирование накопления жизненного опыта о своём родном крае, усвоения принятых в нём норм поведения и приобщения к его культурным ценностям.
Целью моей работы является совершенствование нравственно-патриотического воспитания, развитие личностной культуры ребёнка, как основы его любви к родному краю. Воспитание патриотических чувств, было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие человеческие ценности.
Наше село Заречное большое, в нем проживает более 7 тыс. населения, поэтому к детям должно прийти понимание того, что история творится «здесь и сейчас». И очень важно чувствовать это самим и передавать это чувство своим воспитанникам. Своеобразие моей работы заключается в том, что я начинаю реализацию задач патриотического воспитания с детьми старшего возраста. В своей работе с детьми я решаю следующие задачи:
воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, родному селу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;
развитие интереса к казахской культуре, традициям и обрядам.
Для реализации этих задач я взяла следующие темы: «Что такое детский сад?», «Труд взрослых в детском саду», «День рождения села», «Город – деревня», «Моя семья», «Наши папы», «Моя мама…», «Народные игрушки», «Наша Родина - Казахстан».
Концепцию своей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе патриотического воспитания дошкольников, на этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с селом, знакомство с краем, знакомство со страной. Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса.
И в итоге вершиной нашей концепции является выпускник-дошкольник:
уважающий историю и культуру своего народа, своей страны; ориентированный на стабильную семейную жизнь;
обладающий знаниями о достижениях своих соотечественников и понимающий, что эти достижения- результат труда отдельных людей в разные периоды истории;
испытывающий желание гордиться народом, к которому принадлежит.
Мы осознаём, что дошкольник ещё не может стать истинным патриотом, но проводимая нами работа способствует зарождению патриотических чувств и определенных качеств, о чем свидетельствует положительная динамика, выявленная в результате мониторинга в конце года. Работа по формированию патриотических чувств у дошкольников ведется в таких направлениях как: «Семья», «Детский сад», «Родной край», «Моя страна», «Наше Отечество». Для успешного освоения содержания этих направлений мы используем различные формы организации работы с детьми такие как: краеведческие экскурсии и целевые прогулки по селу, преемственность со школой, экскурсии в парк Победы к памятнику защитникам в годы ВОВ, тематические беседы на темы: «Что мне нравится в моём крае?», «Каким село будет, когда я вырасту?», «Что было раньше?»; совместное изготовление и рассматривание с детьми тематических фотоальбомов: «Мой любимый край», «Строительство дороги»; участие детей в народных праздниках; чтение произведений казахских авторов (А.Дуйсенбиев, Ш.Бейшеналиев, М.Алимбаев, К.Баянбаев и других); создание проблемно – игровых ситуаций: «Прогулка по селу», «На берегу Тобола», «Узнай улицу»; использование дидактических игр: «Найди герб Казахстана», «Что было вначале, а что потом?» и других форм позволяет привить детям чувство любви и привязанности к родному краю, воспитать человека с высоким чувством долга. Задачи области «Социума» решаются в ходе реализации других областей программы. Так в конструктивной деятельности дети изготавливают макеты памятников и улиц города, села, в изобразительной деятельности выполняют рисунки на темы: «Улица, на которой я живу», «Мой детский сад», «День села», «Наш Казахстан» и др. которые формируют альбом «Село глазами детей». На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными произведениями казахских композиторов, узнают особенности песенного творчества. В познавательной деятельности дети знакомятся с историей родного города во взаимодействии с культурой и историей Казахстана, родного края. Национально-патриотического воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. Одной из особенностей работы в данном направлении является способность педагога приобретать знания по краеведению, анализировать и систематизировать имеющийся материал, повышать свою профессиональную компетентность. Прежде чем вести работу с детьми, педагог должен владеть необходимой информацией краеведческого и профессионального характера. Беседуя со старожилами села, изучая периодику и специальную литературу, используя интернет ресурс, мы приобретаем интересующие нас знания об истории родного края. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному селу.
В детском саду оформлен мини-музей «Қазақ тұлпары», мини-музей хлеба, представлены книги с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного села; оформлены фотоальбомы «Наш город Костанай» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Моя семья». Я обращаю внимание детей на то, что в нашем селе живут много людей разных национальностей, знакомлю их с многообразием народов нашей страны, мира, при этом особое внимание уделяю формированию толерантности. В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Включение родителей в образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Организуемая работа проходит под девизом: знания и любовь родителей к Родине, краю должны передаваться детям. Я стараюсь показать через малое-большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Родители привлекаются к организованным беседам с детьми на темы «Моя профессия», по инициативе родителей собирается коллекция «Куклы в национальных костюмах». Результат работы по краеведению должен быть ориентирован не только на приобретение дошкольниками определённых знаний, но и на повышение его жизненной активности и развитие интегративных качеств.
Заключение
В определении результативности моей работы были определены критериальные показатели и уровни развития патриотической личности дошкольника средствами сформированности понятиях: прошлое и настоящее села, культура народов, заповеди старших, знаний достопримечательностей, людей прославивших родной край. Основанием для определения уровня компетентности ребенка послужили следующие показатели:
Правильность и полнота представлений о родном селе
Устойчивый интерес к познанию прошлому и настоящему своего Государства.
Проявление ценных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений.
Список литературы:
1.Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» 5-6 лет. 2013год
2. Концепция Развития образования Республики Казахстан до 2015 года Астана, 2004.
3. Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г.;
4.Петрова В.И., Стульник Т.Д., Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие. М., 2010 г.
5. Петрова В.И., Стульник Т.Д.,Этические беседы с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М.,2010 г. 6. А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М., 1991 г.
7. Г. Н. Эйсмонт – Швыдская. М., Просвещение», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
8. М. Д. Маханева. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М., 2011год
9. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания родителям.
10. Дошкольное воспитание. 2003г., №1 стр.82-92
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольной организации с родителями.
12. Дошкольное воспитание. 2004 №1 стр.60-68
13. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М.,
14. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990
15. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
16. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей. Дошкольное воспитание.2002 №8. Стр. 8-13.
17. Струмилин С.Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ. Новый мир.1960. №7. Стр. 208
18. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. Г. Майкоп,2004.
19. «Учитель Казахстана» 18 марта 2006 год 20. Книга «Я и мир». Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л.Л 21.Интернет ресурсы
Содержание
1. Введение _______________________________________________ стр. 1
2. Пояснительная записка____________________________________стр. 2-5
3.Заключение_______________________________ стр. 5
4.Список литературы ______________________________ стр.8-14