12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина730
1

Методическая разработка «А.С. Пушкин. Основные мотивы лирики»

 

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Новокузнецкий государственный

гуманитарно-технический колледж-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации


 

 

 

 
 

 


 


 


 

Методическая разработка

Тема: «А.С. Пушкин. Основные мотивы лирики »


 


 


 


 


 


 


 


 

Разработала: Кузнецова И. Ю.


 


 


 


 


 


 


 


 

Новокузнецк, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

3

1. Биография писателя.

4-11

2. «Пушкин как человек и как художник – символ русской духовной жизни».

12-17

3. Основные темы и мотивы лирики.

17-26

4. Художественный анализ стихотворения.

27-28

5. Примеры анализа стихотворений.

29-30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31-32


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Введение

Если жизнь тебя обманет,
 Не печалься, не сердись! 
 В день уныния смирись: 
 День веселья, верь, настанет. 
 Сердце в будущем живёт; 
 Настоящее уныло: 
 Всё мгновенно, всё пройдёт; 
 Что пройдёт, то будет мило (А.С. Пушкин)

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей литературы,начало всех ее начал – таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова.

Пушкин впервые – на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял своитворения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым ввел литературу русскую в качестве значительной национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда. Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он былвоплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой...

А.С. Пушкин давно и прочно занял место первого русского поэта. И отнюдь не по нумерации, а по силе любви к нему русского народа. Он был передовым человеком своей эпохи. В своем творчестве он не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов. Именно это делает его поэзию всеобъемлющей и, по видимому, актуальной для любого поколения.

В поэзии А.С.Пушкина можно найти ответ на любой вопрос. Его произведения – большой, нужный и вечный учебник, в котором Поэт учит быть Человеком.


 

Методическая записка

Данную методическую разработку можно использовать преподавателям гуманитарных дисциплин и студентам, при изучении темы: «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». В ней рассматривается биография писателя, основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина, художественный анализ стихотворений.

Творчество А.С. Пушкина

1. Биография писателя

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.

В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни, России.

Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина.

Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

   


 

В их доме, точнее, в квартире, которую снимали родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, а также дяди поэта В.Л. Пушкина и дальних родственников Бутурлиных - формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было «француз».

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.

Программа занятий в Лицее была обширной, но не столь глубоко продуманной. Воспитанники, однако, предназначались к высокой государственной карьере и имели права окончивших высшее учебное заведение.

Немногочисленность учащихся (30 чел.), молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней мере, у лучшей части их, - на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества - все это создавало особую атмосферу. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. «Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени», - вспоминал Пушкин впоследствии.

Из этого выпуска трое друзей поэта стали участниками восстания против царя 14 декабря 1825 г.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочел собственное стихотворение «Безверие».

Вскоре Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества «Арзамас» и «Зеленая лампа», театры, модные рестораны, дуэли – «слава Богу, не смертоносные», как сообщала Е.А.Карамзина своему брату Вяземскому. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя.

Сразу после окончания Лицея в 1817 году, а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня», «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

Идеи гражданской свободы, политического радикализма, которыми было проникнуто русское общество после победы над Наполеоном, нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» - таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг. Официально это был перевод по службе в г.Екатеринославль под начало генерала И.Н.Инзова, наместника Бессарабии.

«Приехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку, по моему обыкновению. Генерал Раевский, который ехал на Кавказ с сыном и двумя дочерьми, нашел меня в бреду, без лекаря, за кружкой оледенелого лимонада. Сын его ... предложил мне путешествие по Кавказским Водам ... я лег в коляску больной; через неделю вылечился» (из письма поэта брату).

Почти все лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, где начал поэму «Кавказский пленник». Далее с семьей Раевских через Тамань, Керчь, Феодосию Пушкин прибыл морем в Гурзуф и провел там три недели: «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею со всем равнодушием и беспечностью неаполитанского Lazzarono» (из письма Дельвигу).

Вскоре через Георгиевский монастырь и Бахчисарай Пушкин отправился в Симферополь и далее в Кишинев, ибо туда переехала канцелярия Инзова. Не досаждаемый почти никакими служебными поручениями, в течение трех лет Пушкин жил на квартире у Инзова, пользуясь его неизменным расположением и теплой заботой. Поэт выезжал оттуда в Киев, с.Каменку, в Одессу, Аккерман, Бендеры, Измаил и др. места. Впечатления этих лет нашли отражение в южных поэмах Пушкина: «Кавказский пленник», «Братья – разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». В Кишиневе же была написана поэма «Гаврилиада», а также начат роман в стихах «Евгений Онегин».

В с. Каменка Пушкин сблизился с членами тайного общества, будущими «декабристами». В Кишиневе был принят в масонскую ложу «Овидий».

Шумная жизнь Одессы «в разнообразии живом», с ее пестрым обществом, итальянской оперой, парижскими ресторациями привлекала Пушкина. Он переехал туда в июле 1823 г., будучи зачислен на службу к наместнику Новороссийского края графу М.С.Воронцову. Отношения их по многим причинам не сложились, и через год гр. Воронцов нашел и повод, и причину для удаления Пушкина в имение его матери с.Михайловское Псковской губернии. Поэт получил предписание одесского градоначальника неукоснительно следовать означенным маршрутом в г.Псков, получив для найма почтовых лошадей 389 р. 4 коп.

«Наш Псков хуже Сибири, и здесь пылкой голове не усидеть», - сокрушались о нем друзья в с.Тригорском. Положение под двойным надзором гражданских и духовных властей, на поруках родителей раздражало чувствительную натуру Пушкина. Он строил планы побега и в отчаянии даже просил поменять место ссылки на любую из крепостей государевых. Однако, успокаиваемый письмами друзей, смирился и вскоре заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман ...» («Евгений Онегин»).

Сердечное участие в судьбе Пушкина принимали его друзья и соседи в с.Тригорском. Общение с ними, а также наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А.И.Тургенев). Роман «Евгений Онегин», половина которого создавалась в Михайловском, по праву считается энциклопедией русской жизни.

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с нянею Ариной Родионовной – «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа, национальных основ жизни:


Здесь меня таинственным щитом 
Святое провиденье осенило 
Поэзия, как Ангел-утешитель, 
Спасла меня, и я воскрес душой.

По признанию самого поэта, в Михайловском изменился его творческий метод. От романтизма первых лет молодости он перешел к «романтизму истинному» (реализм). Талантегоокреп: «Je sens que mon ame s'est tout-а -fait developpee, je puis creer».

В Михайловском создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», окончание поэмы «Цыганы», такие стихотворения, как «Деревня», «Подражания Корану», «Пророк», «Вакхическая песня», «Я помню чудное мгновенье...», «Вновь я посетил ...», начало первого произведения в прозе - романа «Арап Петра Великого» (в приезд 1827 г.).

Здесь, на отчей земле, Пушкин получил импульс всему творчеству в дальнейшем. Друзья считали Михайловское поэтической родиной Пушкина.

Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г., в котором принимали участие многие друзья и знакомцы Пушкина, переменили его судьбу. Новый царь Николай I вызвал срочно поэта в Москву, разрешил жить, где он захочет, и объявил себя личным цензором Пушкина. Последнее обстоятельство порой затрудняло печатание некоторых сочинений Пушкина, чем он был постоянно озабочен, не имея иных источников дохода.

Пушкину не разрешают ехать на Кавказ (в действующую армию), отказывают в поездке за границу.

До 1831 г. Пушкин живет попеременно то в Москве, то в Петербурге. Дважды после ссылки он побывал в Михайловском. Навещал тверских друзей - родственников хозяйки с.Тригорского П.А.Осиповой - в с.Бернове, с.Павловском, с.Малинники и в Старице Тверской губернии.

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

Получив неопределенный ответ, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении «Путешествие в Арзрум» (1829).

По возвращении поэту пришлось давать письменное объяснение на запрос шефа жандармов А.Х.Бенкендорфа. Ранее подобные объяснения царю потребовались от Пушкина по поводу «Гаврилиады» и стихотворения «Андре Шенье». Над поэтом учрежден тайный надзор, который был официально отменен лишь спустя несколько лет после его кончины.

Сложной и противоречивой была жизнь поэта второй половины 1820-х годов: журнальные отношения и борьба с цензурой, доносы и опасные политические расследования, выговоры Бенкендорфа, а также неясные обстоятельства личной жизни.

Но при всем этом главным в жизни неизменно оставалась поэзия, творчество. В эти годы написана поэма «Полтава», много стихотворений, статьи в журналы, "Роман в письмах", зрели драматические замыслы.

6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Н.Н.Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от собственного его имения с.Болдино. Поэт отправился туда, чтобы оформить дела по введению во владение имением, рассчитывая быстро управиться, затем заложить имение и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу. Однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдине с 7 сентября по 2 декабря 1830 г. Он тревожился за жизнь невесты, так как оставаться в холерной Москве ей было опасно, он устал и подавлен. Первые его стихотворения в Болдине – «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье ...»).

Вскоре нежное письмо невесты успокоило его. Соединение тишины и досуга, и одновременно напряжение, рождаемое чувством приближения грозных событий (революционные потрясения в Европе, холера в России), выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъемом. «Болдинская осень» 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта, когда им созданы были «Повести Белкина», «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», - поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

5 декабря 1830 г. поэт вернулся в Москву, и 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате в доме Хитрово (ныне дом 53).

В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село - место счастливых лицейских воспоминаний поэта. Здесь написана «Сказка о царе Салтане», 5 октября – «Письмо Онегина к Татьяне». В июле 1831 г. Пушкин получил разрешение пользоваться государственными архивами для написания «Истории Петра Великого». Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 г. рождается дочь Мария, 1833 - сын Александр, 1835 - Григорий, 1836 - Наталия.

В 1832 г., будучи в Москве в гостях у П.В.Нащокина, Пушкин начал писать роман «Дубровский», в начале 1833 г. оставленный им не оконченным.

18 августа 1833 г., получив официальное разрешение, поэт выехал в Казанскую и Оренбургскую губернии для собирания материалов о восстании Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. На обратном пути он заехал в Болдино, где оставался с 1 октября до середины ноября. Здесь он написал, используя научный исторический материал, собранный в петербургских архивах, а также во время только что оконченного путешествия, свою "Историю Пугачева". Кроме нее, в Болдине были написаны поэмы «Анджело» и «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень», переводы баллад Мицкевича «Будрыс и его сыновья», «Воевода».

Каждое свое произведение Пушкин был обязан отдавать перед печатанием на просмотр Бенкендорфу, согласно требованию последнего в самом начале 1832 г. Издательские дела усложняются, затягиваются. Содержание семьи, светская жизнь, к которой Пушкин был прикован против своей воли, получив в 1834 г. звание камер-юнкера; материальная помощь родителям, сестре и совершенно безответственному в денежных вопросах брату требовали постоянно денег. В 1836 г. общий долг правительству, по собственному исчислению Пушкина, был огромен - 45000 рублей.

С 1831 г. Пушкин числился на службе в коллегии иностранных дел, но в 1834 г. он попросил отставку с сохранением, однако, права работать в архивах. Ему отказали. Осенью 1834 г. около месяца снова Пушкин прожил в Болдине: «Вот уже 2 недели, как я в деревне ... Скучно ... И стихи в голову нейдут, и роман не переписываю...» (из письма жене). Окончена лишь «Сказка о золотом петушке». Сразу по возвращении из Болдина в Петербург 19 октября Пушкин участвовал в праздновании лицейской годовщины у М.Л.Яковлева. Посетил Петербургский университет, был на лекции Н.В.Гоголя.

Вышедшая в конце 1834 г. «История пугачевского бунта» не поправила денежных дел поэта и даже не погасила ссуды, взятой на ее издание. Поэта не покидает мысль оставить Петербург. Весной 1835 г. Пушкин провел всего несколько дней (с 8 по 12 мая) в с.Михайловском и с.Тригорском. По возвращении оттуда он подал Бенкендорфу прошение об отъезде с семьей в деревню на 3-4 года, чтобы заняться литературным трудом и ограничить расходы в столице. В ответ на просьбу ему была выдана ссуда в размере 30 000 рублей и разрешен четырехмесячный отпуск.

В печальном, подавленном настроении отправился Пушкин в Михайловское 7 сентября 1835 г. «Пишу через пень колоду валю. Для вдохновения нужно сердечное спокойствие, а я совсем не спокоен» (письмо П.А.Плетневу). Стихотворение «...Вновь я посетил», начало «Египетских ночей», наброски других произведений написаны в Михайловском в этот приезд, закончившийся 20 октября 1835 г. Год кончился просьбой к Бенкендорфу об издании собственного журнала «Современник», первый том которого вышел уже 11 апреля 1836 г. «К концу литературной деятельности Пушкин вводил в круг литературы ряды внелитературные (наука и журналистика), ибо для него были узки функции замкнутого литературного ряда. Он перерастал их» (Ю.Н.Тынянов). А современники считали, что Пушкин оставил творчество и занимается лишь поденной журнальной прозой для заработка.

Упреки критики, потеря контакта с читателем не могли не подавлять поэта, внутренняя жизнь которого была часто непонятна даже близким друзьям. Лишь смерть, открывшая доступ к его рукописям, показала, что среди них «есть красоты удивительной, вовсе новых и духом, и формою. Все последние пиесы отличаются ... силою и глубиною! Он только что созревал» (слова Е.А.Баратынского).

Последним крупным произведением Пушкина была повесть «Капитанская дочка» - «нечто вроде «Онегина» в прозе» (В.Г.Белинский). Это эпическое и психологическое, может быть, лучшее во всей прозе Пушкина произведение создавалось с 1833 г. параллельно с «Историей Пугачева» и было закончено в лицейскую годовщину 19 октября 1836 г.

Самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого «каменноостровского цикла» (написаны в Петербурге на Каменном острове летом 1836 г.): «Отцы пустынники и жены непорочны», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах.

В 1834-1836 гг. он обдумывал роман «Русский Пелам», где должна была быть показана вся Россия - от декабристского «Союза Благоденствия» до притонов лесных разбойников. Одновременно он начинал повесть из римской жизни (возможно, этот загадочный замысел следует связать с его давним желанием написать произведение об Иисусе Христе).

В апреле 1836 г. обстоятельства заставляют Пушкина снова - в последний раз! - побывать в Михайловском. В самый день Пасхи 29 марта умерла его мать, и Пушкин сам отвез ее тело из Петербурга в Святые Горы и похоронил в Успенском монастыре. Здесь же он выбрал и себе могилу рядом с матерью, будто предчувствуя близкую кончину.

В начале 1834 г. в Петербурге появился усыновленный голландским посланником Геккерном и записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что подало повод многочисленным врагам поэта для оскорбительных толков и сплетен.

4 ноября 1836 г. Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев» - намек на неверность жены Пушкина. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, но через барона Геккерна, своего приемного отца, просил отсрочки на 15 дней. В продолжении этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение сестре жены Пушкина - Екатерине Николаевне. После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. Свадьба Дантеса состоялась 10 января 1837 года, но настойчивые ухаживания его за Натальей Николаевной не прекратились. Старик Геккерн также начал интриговать против Пушкина. Выведенный из терпения, поэт послал голландскому посланнику барону Геккерну чрезвычайно оскорбительное письмо в расчете, что Дантес вынужден будет вызвать на дуэль Пушкина. Так и случилось. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки.

Смерь его была истинно христианская. Узнав о неизбежности конца, он выразил желание видеть священника. Исповедовал умирающего поэта и причащал Святых Таин отец Петр из церкви Спаса на Конюшенной площади, ближайшей к дому поэта. «Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать, - сказал он княгине Е.Н.Мещерской (дочери Карамзина). - Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».

Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», - были его последние слова.

«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..» - писала петербургская газета.

Отпевание его совершилось в церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, и в полночь 3 февраля гроб с телом поэта отправился в Псковскую губернию в сопровождении единственного его друга А.И.Тургенева и жандармского капитана.

6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре монастырский клир во главе с архимандритом Геннадием совершили у тела поэта последнюю панихиду и в присутствии двух барышень из Тригорского похоронили Пушкина у алтарной стены собора. «Мы предали земле земное на рассвете ... везу вам сырой земли, сухих ветвей и только», - сообщал Тургенев Жуковскому.

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

Сегодня ежегодно 10 февраля, 6 июня и 21 августа – в дни памяти, дня рождения и приезда А.С.Пушкина в михайловскую ссылку – на могиле Поэта проходит Лития, совместная молитва об упокоении бессмертной души Александра Сергеевича Пушкина. В настоящее его могила объявлена национальным достоянием народов Российской Федерации.


 


 

2. «Пушкин как человек и как художник – символ русской духовной жизни»

Творчество Пушкина — это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX в. Пушкин не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь, поэзия определяла его судьбу.

Хронологическая таблица с указанием центральных произведений определенного периода

Детство поэта 1799-1811

Лицейские годы 1811-1817

Жизнь в Петербурге 1817-1820

Южная ссылка 1820-1824

Михайловское 1824-1826

Возвращение из ссылки 1826-1830

Болдинская осень 1830

Петербург 1831-1833

Последние годы, дуэль 1834-1837


 

Лицейские годы
(1813 – май 1817)

Первый период творчества — время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.

Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. За следующие три года написаносвыше 130 произведений. В 1814г. журнал "Вестник Европы" публикует первое стихотворение Пушкина — "К другу стихотворцу". В январе 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает своё стихотворение "Воспоминания в Царском Селе".

Пушкин буквально порвался в литературу. Им заинтересовались В.А. Жуковский и К.П.

Батюшков. Его "благословил" Г.Г. Державин, которого в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал юного поэта и дядя —В.Л. Пушкин.

В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина "надеждой нашей словесности", увидел в нем

"будущего гиганта", но подчеркнул, что он пока еще "бродит около чужих идей и картин".

Пушкин — гениальный ученик. Он быстро встал вровень с учителями.

Юный поэт многолик, переменчив. Он то радовался, наслаждался жизнью, то грустил ихандрил. Его тянуло к вину и женщинам, к бесшабашной вольности дружеских пирушек и пышном мишуре балов, то к книгам, уединению и творчеству.

Петербургский период
(июнь 1817 - начало май 1820)

После окончания лицея, поступив на государственную службу — и Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге.

В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества "Зеленая лампа" и Вольного общества любителей российской словесности.

Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения "Вольность" (1817) и «Деревня» (1819). Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание "К Чаадаеву" (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали.

Поэзия петербургского периода — решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина.

Период южной ссылки
(май 1820 - июль 1824)

Период южной сылки (май 1820 - июль 1824). Поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков службы вдали от Петербурга установлено не было — ссылка легко могла стать бессрочной.

Ссылка не отрезвила его, не заставила покаяться и смириться.

Пушкин в период южной ссылки — яркий поэт-романтик. Ведущее положение в

"южной" лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворноепослание. Привлекал его и жанр романтической баллады ("Песнь о вещем Олеге").

Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии "Погаслодневное светило...", "Мне вас не жаль, года весны моей...", "Я пережил свои желанья..." —как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина

В мае 1823..Г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин".

В июле 1823 г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М.С. Воронцова.

Пушкин испытал здесь сильные и памятные любовные увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской, могучую страсть к Е.К. Воронцовой. За год с небольшим он нажил себе врага в лице Воронцова. Стараниями Воронова поэт был отправлен в отставку "за дурное поведение" и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.


 

Ссылка в Михайловское
(август 1824 - сентябрь 1826)

В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. За ним установили двойной надзор: полицейский и церковный. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром. В Михайловском Пушкин получил известие о внезапной смерти своего гонителя Александра I. Дошли слухи о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву для разговора с царем.

Пушкин устремился к неизвестному и неизведанному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Меняется стиль любовной лирики — слово поэтаточно фиксирует психологическую уникальность его переживаний ("К***" ("я помню чудноемгновенье "), "Сожженное письмо", "Под небом голубым страны своей родной...", «Признание».

Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста — историческая трагедия "Борис Годунов", законченная 7 ноября 1825 г.


 

Творчество конца 20-ых годов,
(сентябрь 1826 - начало сентября 1830)

Хронологические рамки этого периода определены двумя важными событиями в жизни Пушкина. Первое - разговор с Николаем 1 в Москве 8 сентября 1826 г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Второе событие — приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой.

Прощенный царем, он не склонил "гордой головы" перед ним. Рискуя навлечь гнев Николая I, Пушкин послал в Сибирь, на каторгу слова привета, участия и надежды (стихотворения "И.И. Пущину" и "Во глубине сибирских руд...").

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман "Арап Петра Великого", поэма "Полтава").

"Полтава" (1828) — единственная историческая поэма Пушкина — крупнейшее

произведение, написанное во второй половине 1820-х гг.

Вторая половина 1820-х гг. - время создания многих лирических шедевров—отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте в стихотворениях "Поэт" (1827), "Поэт и толпа" (1828) и «Поэту»). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения "Воспоминание" ("Когда для смертного умолкнет шумный день..."), "Дар напрасный, дар случайный», "Предчувствие", Утопленник", "Анчар" (все - 1828) «Дорожные жалобы".

В неустроенной жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, — он жаждал того, чего был лишен с детства. В декабре 1828 года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н.Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение,

однако родители красавицы дали неопределенный ответ.

В мае — сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ.

В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н. Гончаровой. На этот раз оно было принято.


 

Болдинская осень (1830)

Короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие.

Пушкин создал совершенно разноплановые произведения — и по содержанию и по форме.

Первыми были прозаические "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", написанные в сентябре — октябре. Параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой "Домик в Коломне" и последними главами "Евгения Онегина". В конце октября — начале ноября одна за другой появились "маленькие трагедии" — цикл философско-психологических "пьес для чтения": "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". "Урожайная"

Болдинская осень принесла "Сказку о попе и о работнике его Балде", "Историю села Горюхина". Фон пушкинского "пира воображения" — лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Бесы", "Моя родословная","Заклинание", "Герой", "Для берегов отчизны дальней.,.".

Окончание «труда многолетнего» - романа «Евгений Онегин» - символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг., ведь роман «рос» вместе с автором. В творческом поле «романа в стихах» находились многие произведения - стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты.


 

Творчество 1830-х гг. (1831-1836)

Каждый год, прожитый Пушкиным после его тридцатилетия, приближал последний акт драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только желанными брачными узами, но и оковам и царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно.

Неблагоприятной для Пушкина были и литературная атмосфера 1830-х гг. В печати началась кампания травли Пушкина.

Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни уходят в 1820-е гг..

В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Размышления о связи этих трех сил — самодержавия, просвещенного дворянства и народа — легли в основу философско-исторической концепции 1830-х гг., вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника.

Характер исторических трудов и художественно-исторических произведений, написанных в 1830-е гг., во многом определялся поисками духовных истоков современной действительности.

В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 г Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть "Пиковая дама" – вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские "сказки» - «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре "Осень".

Философская лирика 1834-1836 гг. - стихотворения "Пора мои друг, пора!..», "...Вновь я посетил...", «Когда за городом задумчив, я брожу...»

Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь жестокий век, но которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я памятник себе нерукотворный…» (1836).

В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи.

Светские сплетни и интриги приблизили "последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным "героем" преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин былсмертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке.

29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался, 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, в февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.«Да ниспошлёт Господь любовь и мир

Его душе страдающей и бурной»

И долго буду тем любезен я
народу,

Что чувства добрые
я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век
восславил я свободу

И милость к падшим призывал


 

3. Основные темы и мотивы лирики

Тема любви

В лирике А.Пушкина представлены практически все оттенки любовного чувства. Это может быть легкое увлечение, светский роман, платоническая любовь, пылкая страсть и т.д. ( «Подъезжая под Ижоры», «Признание», «Я Вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна»…)

Образ возлюбленной в лирике Пушкина всегда связан с категориями чистоты и высоты. Она воспринимается поэтом, как Мадонна, «гений чистой красоты2, «чистейшей прелести», «чистейший образец». По мнению А.С. Пушкина, чувство любви- это лучшее, что может пережить человек. Оно само по себе ценно, прекрасно, независимо от того, есть ответная любовь.

Тема дружбы

Тема дружбы в лирике Пушкина: эта любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.

Все дружеские послания поэта можно разделить на две группы:

1. Послание старшим товарищам, духовным наставникам (Жуковскому, Державину, Батюшкову и другим). Здесь Пушкин высказывает уважение, почтение этим великим людям, восхищается их творчеством.

Друзья: Федор Матюшкин, Иван Малиновский, Александр Горчаков, Константин Данзас и другие.

Среди друзей можно выделить и Ф,Матюшкина, Данзаса. Данзас был последним из лицеистов, кто видел Пушкина живым. Он был секундантом на дуэли А.Пушкина и Дантеса. Федор Матюшкин, лицейский товарищ, которого все любили за добрый нрав и его мечту - стать адмиралом. И он стал им. Совершил не одно кругосветное путешествие, был героем морских сражений. Его именем назван мыс в Восточной Сибири. Пушкин писал о нем:

Счастливый путь! С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О волн и бурь любимое дитя!

По инициативе Ф.Матюшкина был поставлен первый памятник А.С.Пушкину в Москвена Тверском бульваре.

2. Это послания лицейским друзьям (Пущину, Дельвигу, Рылееву и другим). «Друзьям, 1822», «19 октября», «дружба» и др.

Очень часто в дружеских посланиях Пушкина возникает образ пира-это дружеская пирушка, застолье и духовный пир, праздник дружеского чувства («Пирующие студенты», «Мое завещание друзьям»). Поэт считал, что идеал дружбы-это радостное, свободное общение талантливых, любящих жизнь и друг друга людей. Этот идеал, по мнению Пушкина, был реализован в его жизни с лицейских времен. Друзья помогали поэту жить, преодолевать трудности, бороться с несвободой.

Лицейский период (1811 – 1817)

Дух творчества, свободы поощрялся в лицее начальством. Между преподавателями и

лицеистами царили дружеские взаимоотношения, которые строились на принципах

уважения, а не палочной дисциплины .Преобладающий лирический жанр – послание.

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через все творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

«Разлука», 1817

Преданность друзьям Пушкин проносит через всю свою жизнь. Этот мотив вновь и вновь возникает в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам:
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой бра родной по музе, по судьбам?
«19 октября», 1825.

Иван Иванович Пущин (Жанно)
«Поэта дом опальный, О Пущин мой,ты первый посетил...» Первый лицейский друг Пушкина, умный, жизнерадостный, надежный. Декабрист. Посетил Пушкина в Михайловском.

Стихотворения о Пущине И.И.

«К Пущину" (1815), "Пирующие студенты" (1814), "19 октября 1825 г.", "Пущину" ("Мой первый друг")

(1826).

Антон Антонович Дельвиг "Сын лени вдохновенный..." Барон; наделенный живым умом, воображением, поэтической душой. Поэт. Тайком отослал в 1815г. стихи Пушкина в журнал. Умер в 1831г.

Стихотворения о А.Дельвиге

«Пирующие студенты» (1814), «Чем чаще празднует лицей» (1836), «19 октября» (1825),

«К Дельвигу» (1821),«Дельвигу» (1817),«К портрету Дельвига»

Вильгельм Карлович Кюхельбекер (Кюхля) "Мой брат родной по музе, по судьбам"

Добрый; вспыльчивый и чувствительный одновременно. Умный, одержимый литературой. Поэт, критик, переводчик. Декабрист. 10 лет провел в тюрьмах. Умер в Сибири.

Стихотворения о К. Кюхельбекере

"Пирующие студенты" (1814), "Разлука" (1817), "19 октября 1825г. ", "Кюхельбекеру"

(1825)

Южный период (1820 – 1824)

А.С.Пушкин оканчивает Лицей, и пути друзей расходятся, но поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях:

В изгнанье скучном, каждый час
Горя завистливым желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем,
Воображаю, вижу вас…
(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821).

В 1824 году за свободолюбивые стихи Пушкин был выслан в имение родителей Михайловское.

Поэту было очень одиноко. Здесь его проездом навестили лицейские друзья Пущин и Дельвиг. В

соседнем имении поэт встретился с Горчаковым, приехавшим погостить к родственникам. Обо всех этих встречах он вспоминает в стихотворении «19 октября» 1825 года.

Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас… (Из письма к Я.Я.Толстому,1821)

Воспоминание о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов:
Горишь ли ты, - лампада наша,
Подруга бдений и пиров?
Кипишь ли ты, златая чаша,
В руках весёлых остряков?
(Из письма к Я.Я.Толстому,1821)


 

Позднее творчество (конец 1820-х – 30 –е годы)

1. Меняется пафос дружеской лирики: все больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы.

2. Со временем индивидуальные образы сливаются в обобщенный образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету (« Чем чаще празднует лицей», 1831).

3. Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. « Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке, Тема о дружбе, надежда – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Эволюция темы дружбы в лирике А.С.Пушкина


 


 

Тема свободы

Тема свободы имела определяющее значение для всего творчества Пушкина. Развитие её связано со становлением личности поэта, с тем, как менялось у него само понимание свободы.

В ранней лирике Пушкина с темой свободы связаны гражданский пафос и антитеза “свобода” — “рабство” (Ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

В романтической лирике периода южной ссылки первый план занимают “свободная стихия”, “вольные птицы” («Узник», «К морю»).

Позднее поэт чаще обращается к проблеме свободы творчества («Дорогою свободной // Иди, куда влечёт тебя свободный ум»), философскому осмыслению проблемы границ свободы личности.

Стихотворение "К Морю" завершает романтический период пушкинского творчества. В нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма. Это прощание - во всех смыслах. И с реальным Черным морем, с которым расстается (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. Пришло понимание, что свобода не вне человека, она в душе каждого. И с этого момента понятие свободы окончательно утрачивает политическое содержание, свобода становится этической и философской категорией.

14 декабря 1825 года стали для Пушкина тем рубежом, который трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра I.

В стихотворении 1827 года "Арион" (1827) Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело - и свое в нем место, свою роль. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого:
        Нас было много на челне;
        Иные парус напрягали,
        Другие дружно упирали
        Вглубь мошны весла, В тишине
        На руль склонясь, наш кормщик умный
        В молчаньи правил грузный челн;
        А я - беспечной веры полн -
        Пловцам я пел...
      Каждый занят своим, важным делом, и задача певца - петь пловцам, нести Слово о них - Вечности. Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца: спасен тот, кому дано Слово. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:« Я гимны прежние пою…»

Пушкин применяет старинные слова, звучащие более торжественно, чем обычные. Кормщик (кормчий — рулевой), лоно волн, гимны (торжественные песни), риза (вместо одежда). Силу и сплочённость декабристов, их настойчивое стремление достичь своей цели подчёркивают такие словесные образы, как «иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёслы».

Образы «непогоды», «грозы», «туч», «ветра» Пушкин неоднократно использовал в качестве политических метафор.

Смысл послания «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…1827») трактовался в советское время как политическая прокламация. Некоторые пушкиноведы считают, что там скрывается не революционное воззвание, а намек на возможность амнистии, который поэт уловил в беседе с царем.

Это послание декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. Очень многих из них Пушкин знал лично. Двое -Пущин и Кюхельбекер -- были его лицейскими товарищами.

Свое послание декабристам Пушкин вручил жене одного из них, А. Г. Муравьевой, уезжавшей из Москвы вначале января 1827 г. к мужу - Никите Муравьеву - в Сибирь.

А.С.Пушкин писал П.А.Вяземскому: "Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем". 14 августа поэт писал тому же адресату: "... каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна".

Меч - это не только оружие, но и символ дворянской, рыцарской чести, "символ единения.

На этом основании можно сделать вывод, что Пушкин "обещает декабристам только амнистию и восстановление в правах, а не осуществление их заветного политического идеала".
Стих -"Братья меч вам отдадут" - может указывать на то, что для Пушкина узники темниц не бунтовщики и преступники, а, прежде всего, друзья и братья.

В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" Пушкин скажет об одном из важнейших итогов жизни:
 ...в мой жестокий век восславил я Свободу
        И милость к падшим призывал.
      Свобода противопоставляется не рабскому, а именно "жестокому" веку. Истинная свобода не приемлет жестокости, ибо жестокость - проявление духовной закрепощенности, ущербности. Свободный человек добр. Именно поэтому следующая строка - о "милости к падшим", о милосердии, которого лишен "жестокий век".

Ряд стихотворений связаны с декабристскими событиями 1825 г.

В этих стихотворениях поэт говорит о единстве с погибшими и сосланными друзьями. Он подчеркивает, что все случившееся с декабристами не убило в нем свободную душу, он готов к дальнейшей борьбе, прежде всего в своем творчестве.

«Анчар» (1829)

Это философское произведение о свободе, о безбожии власти одного человека над другим, о гибельности рабства. Стихотворение можно разделить условно на две части. В первой части описывается Анчар, древо яда. Он описан поэтом, как источник смерти, Анчар одинок во всей Вселенной, все живые твари чувствуют смертоносность Анчара и обходят его стороной. Таким образом, этот страшный источник смерти все же вписывается во вселенскую гармонию, ему найдено место. Во второй части поэт показывает, что не только в мире людей нарушаются законы природной гармонии, но и «человека человек послал к Анчару властным взглядом». Эти люди не определены в социальном, политическом плане. Пушкину важно показать не рабство в конкретном государстве, а принципиально бесчеловечное отношение человека к человеку. По мнению поэта, власть одного человека над другим безбожна и незаконна в высшем смысле. И в какой-то мере в ее существовании виновны оба, и тот, кто послал за ядом и тот, кто послушно за ним пошел. В тоже время раб вызывает сострадание («умер бедный раб»), а владыка вызывает гнев своей бесчеловечностью, убив своего раба, он несет смерть многим другим людям.

Таким образом, власть человека над человеком Пушкин косвенно сравнивает с анчаром, несущем всем живым существам страдание и смерть. Эти же идеи высказаны в стихотворении «Мирская власть».


 

«Вольность» (1817)

Стихотворение по жанру названо одой, т.е. должно быть своеобразной похвальной речью в стихах. Но восхваления монарха в тексте нет, наоборот, поэт размышляя о современных властителях понимает, что большинство из них тираны, приносящие народу только страдания. Поэт даже говорит о ненависти к тирану. Основной идеей поэта является идея общественного договора, по закону которого монарх несет ответственность перед законом за неправедное правление, за гибель своих, подданных, за жестокую рабовладельческую систему в стране. Поэт призывает правителей первыми признать над собой власть закона, чтобы избежать кровопролитие, народного бунта.

«Деревня» (1819)

Условно стихотворение можно разделить на три части. В первой части создан образ деревни, как идеального мира, в котором гармонично сочетаются мир природы и крестьянский мир. Эта гармония рождает вдохновение, восторг лирического героя, его любовь к Родине. Во второй части поэт показывает, что гармонию деревенского мира разрушает царящая здесь рабовладельческая система, крепостное право.

В заключении поэт высказывает сожаление оттого, что его голос , его призыв не может все изменить, он задает риторический вопрос о том, увидит ли когда-нибудь освобожденный царем русский народ.


 

«Птичка»

В основе стихотворения лежит мысль поэта о то, что дарование свободы есть высшее благо, святая обязанность любого, способного это сделать человека.


 

Тема: поэт и поэзия

Эта тема проходит через все творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814 год), а одним из последних — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Вообще же тема поэта и поэзии занимает особенно значительное место в поздней лирике.

«Пророк» (1826)

По мнению А.С. Пушкина, поэт-человек необыкновенный, в отличие от обычных людей, занятых бытовыми проблемами, он ведет напряженную, духовную работу, «томится духовной жаждою».

Наградой за духовный труд становится сотворение шестикрылым Серафимом преображение поэта в пророка. Поэт получает дар всевидения и всеслышания. Его язык, вырванный Серафимом, заменяется жалом мудрой змеи, а вместо сердца водвинут уголь, пылающий огнем.

Таким образом, поэт показывает, что божественный дар пророчества-это не только награда, но и великое страдание. Пророк оживлен божьем голосом. Отныне его роль- это роль божьего посланника на Земле, несущего людям истину, зажигающего их сердца, пробуждающего людей от равнодушия. Пушкин понимает, что судьба пророка в мире людей будет сложной и драматичной. Но это его судьба и божественное предназначение.

«Поэт и толпа» (1828 г.)

В этом стихотворении Пушкин рассматривает проблему взаимоотношения поэта с современниками, большую часть которых составляют обыватели, бездуховная толпа.

Толпа требует от всегопользы, практической выгоды, она хочет понять, какую выгоду можно извлечь из искусства. Это может быть развлеченье, увлеченье или обучение каким-то жизненным истинам, исправление пороков общества. Поэт не может согласиться с таким узким пониманием целей творчества, он уверен, что не должен никого развлекать и исправлять. Его задача- творчество, создание произведений искусства, в которых человек будет находить повод, толчок для внутренней работы, самостоятельного духовного труда.

Пушкин так понимает взаимоотношения поэта и толпы: толпа не готова понять поэта, но и поэту не надо стремиться быть понятым ею.

Об этом свидетельствует эпиграф к стихотворению «Поэт и толпа» (1828): «Procul este, profani» («Прочь, непосвященные!»), заимствованный из Вергилия.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

(«Поэту», 1830)

Блажен, кто молча был поэт

И, терном славы не увитый,

Презренной чернию забытый,

Без имени покинул свет!

(«Разговор книгопродавца с поэтом», 1824)

Презирая толпу, поэт стремится к уединению, которое вдохновляет его.

О, если бы когда-нибудь

Сбылись поэта сновиденья!

Ужель отрад уединенья

Ему вкушать не суждено?

(«Послание к Юдину», 1815)

Но в конфликте поэта и толпы нет трагического пафоса, который будет всегда сопровождать этот мотив у Лермонтова.

Лишь иногда в стихотворениях Пушкина возникают мотивы безответности, непонятости поэта толпой, окрашенные элегическим сожалением.

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов

И шлешь ответ,

Тебе ж нет отзыва… Таков

И ты, поэт!

(«Эхо», 1831)

Возникает в стихотворениях мотив независимости поэта.

Поэт скептически относится к общепризнанным ценностям, провозглашая духовную поэтическую свободу.

…Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...

(«Из Пиндемонте», 1836)

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы.

(«Поэт»; 1827)

КНИГОПРОДАВЕЦ.

Теперь, оставя шумный свет,

И муз, и ветреную моду,

Что ж изберете вы?

ПОЭТ.

Свободу.

(«Разговор книгопродавца с поэтом», 1824)


 

«Поэту» (1830 г.)

Пэт- порок, божий посланник, он не должен слушать похвальные или бранные слова толпы. его задача-заниматься творчеством. Если божий голос в душе поэта одобряет его произведение. то слушать мнение непосвященных бессмысленно.


 

«Я памятник себе воздвиг..» (1836 г.)

Здесь подводится своеобразный итог творческого пути поэта. Свое творчество А.С. Пушкин называет «нерукотворным памятником», он уверен, что его поэзия будет вечной, а значит, он не умрет. На протяжении веков потомки будут обращаться к его произведениям, находить в них душевную опору, учиться быть свободными и милосердными. Поэт высказывает надежду на то, что будущие поэты будут верны своему божественному предназначению.


 

Философская лирика

Это стихотворения, посвященные философским темам: добра и зла, смысла жизни, истины, жизни и смерти и т.д. В этих стихотворениях Пушкин обычно пытается понять, постичь вселенскую гармонию. «Вновь я посетил..»- это элегическое воспоминание, рожденное посещением давно знакомых мест. Угадывается Михайловское, с которым в жизни Пушкина связаны многие впечатления.

В череде воспоминаний рождается тема смерти. Пушкин, обращаясь к этой теме, не испытывает чувство безысходности, катастрофичности. Из темы смерти рождается тема жизни, радость от понимания того, что жизнь бесконечна («Безумных лет угасшее веселье», «Когда за городом задумчиво брожу…»


 


 


 


 

4. Художественный анализ стихотворений

Тема произведения.

- В стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня …

Идея произведения.

- Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением.

Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении.

-Это стихотворение написано счастливым человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне.

Композиционно стихотворение состоит из 1, 2, 3, 4… частей, каждая из которых представляет собой

- катрен ( четверостишие)

- пятистишие

- секстину (шестистишие )

- септиму (семистишие)

- октаву ( восьмистишие)

- онегинскую строфу (16 строк).

4. Размер стиха.

Произведение написано ямбом, дактилем…

- хорей – двусложная стопа с ударением на 1 слоге.

- ямб – двусложная стопа с ударением на 2 слоге.

- дактиль – трёхсложная стопа с ударением на 1 слоге.

- амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на 2 слоге.

- анапест – трёхсложная стопа с ударением на 3 слоге.

5. Рифма точная, неточная (…), перекрёстная ( кольцевая, парная.)

Мороз и солнце – день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись,

Открой сомкнуты негой взоры

- перекрёстная – а б а б

- кольцевая – а б б а

- парная - а а б б

Лексические средства языка.

В произведении А.С. Пушкин использует яркие ( красочные, разнообразные) выразительные средства языка.

Проанализируем лексические средства языка. Прежде всего, это красочные эпитеты …, интересные метафоры…, необычные сравнения

Автор использует также синонимы …, антонимы… Мы видим и приём антитезы, который показывает противопоставление, контраст между вчерашней вьюгой и нынешним чудесным днем …

В стихотворении есть и лексический повтор…, который усиливает чувства автора, показывает его восхищение красотой природы.

-Преобладает прямой порядок слов …(инверсия…)

-А.С. Пушкин использует сочетание прямого порядка … слов с инверсией

Богатое разнообразие лексических средств языка создаёт живую картину природы,

( точно передаёт переживания лирического героя).

6. Морфологическая структура произведения.

- Рассмотрим морфологическую структуру произведения. В нём можно отметить обилие существительных, создающих яркий образ зимнего утра (мороз, солнце ,небеса, снег лёд, ель, речка …) прилагательных ( великолепный, чудесный, прелестный, прозрачный …), а также глаголов (проснись, открой, лежит, чернеет, блестит…), которые передают смену действий, динамику.

7. Синтаксические средства языка.

Интересны также синтаксические средства языка. В стихотворении ( в начале стихотворения) преобладают повествовательные предложения… Они показывают спокойную интонацию произведения. Затем голос автора становится более взволнованным, и это ярко передают восклицательные предложения ... имеются и вопросительные предложения …риторический вопрос…

В стихотворении нет восклицательных предложений, однако за внешним спокойствием интонации, сдержанностью лирического героя скрывается глубина и сила его чувств, скрывается столько любви, нежности, печали…

Произведение представляет из себя одно ( два) сложное предложение.

- В произведении преобладают простые ( сложные предложения)…

- Здесь можно увидеть сочетание простых и сложных предложений…

Обилие однородных членов предложения создают наиболее яркий и точный образ зимы ( любви, лирического героя) …

В стихотворении есть и обращение…, вводные слова …, прямая речь, которая создаёт ощущение присутствия читателя.

8. Фонетические средства языка.

Автор использует приём аллитерации ( нагнетение шипящих согласных – ж, з, ч, ш), а также звонких (б, в, р, л, н - …, а также ассонанса ( нагнетение гласных звуков – а, о, и, е - …Эти фонетические средства языка словно передают скрип снега, звон льда, топот коня.

9. Каким представляется мене лирический герой?

Лирический герой представляется мне поэтичным человеком с тонкой душой, глубокими чувствами. Он любит природу, родной край, умеет замечать вокруг себя красоту. Автор жизнерадостный человек.

5. Примеры анализа стихотворений

Анализ стихотворения «Пророк»

I. Стихотворение написано в Михайловском в 1826 году.

Взяв в основу стихотворения отдельные мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи, Пушкин тем не менее отходит от библейского сюжета.

II. Тема поэта и поэзии, назначения поэта (дар пророка).

Поэт — это божий избранник:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей...»

Поэт должен нести людям слово,

внушенное Богом:

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

III. По жанру «Пророк» — легенда:

— в стихотворение введен сюжет;

— в основе стихотворения аллегория: поэт — пророк (эта аллегория встречается уже у французских просветителей XVIII века).

IV. Средства поэтической выразительности:

эпитеты высокого стиля:

язык празднословный, лукавый, грешный

жало мудрыя змеи

сердце трепетное

метафоры:

неба содроганье

глаголом жги сердца людей

духовной жаждою томим

сравнения:

Отверзлись вещие зеницы,

как у испуганной орлицы…

Перстами легкими, как сон, …

…как труп в пустыне я лежал

библейская лексика:

шестикрылый серафим, пророк, гады

старославянизмы:

персты, зеницы, отверзлись, внял, горний (высокий), дольняя, уста, виждь и т.д.

V. Особенности стиха:

анафоры: строки начинаются с союза «И» 16 раз, так Пушкин воспроизводит одну из особенностей библейского синтаксиса;

стихотворение написано 4-стопным ямбом без деления на строфы,

это соответствует задачам введения сюжета и подражания синтаксису Библии.

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

I. Это одно из последних стихотворений Пушкина, написано 21 августа 1836 года.

II. Тема поэта и поэзии.

III. Проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу.

IV. Жанр — ода.

— Жанровая специфика стихотворения продиктована традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина «Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «К Мельпомене», известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

Эпиграф к своему стихотворению Пушкин заимствовал у Горация:

«Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник...»).

Пушкин «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа», т. е. колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.
    Далее Пушкин говорит о своём историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России. Это полностью осуществилось в Советском Союзе, когда произведения великого русского поэта, переведённые на многочисленные языки свободных братских народов, проникли во все уголки нашей великой многонациональной страны и сделали имя Пушкина родным и близким всем народностям, её населяющим.
    В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества.
    Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу», а в варианте этой строки он называл себя последователем революционера Радищева: «вслед Радищеву восславил я свободу»); в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»).
    В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию.

V. Средства поэтической выразительности:

— эпитеты:

памятник нерукотворный (+ инверсия)

душа в заветной лире

в мой жестокий век

главою непокорной (+ инверсия)

— метонимия:

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

— синекдоха:

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

— олицетворение:

Веленью Божию, о муза, будь послушна..

VI. Стихотворение написано катренами (четверостишиями), причем первые три строки в них — традиционным одическим размером — 6-стопным ямбом (александрийским стихом),— а последняя строка — 4-стопным ямбом.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Заключение

Значение А.С. Пушкина для нашей современности трудно переоценить. Пушкин основал реалистический метод в литературе, явился создателем русского литературного языка. Гуманизм Пушкина, его вера в светлое будущее человечества остаются непреходящими духовными ценностями. Пушкин всегда подчеркивал в человеке доброе начало, его неувядаемость, несмотря на жестокие противоречия современной ему действительности. Вечная смена поколений ведет, по мысли Пушкина, к духовному возрождению человека. Он завещал будущим писателям идти путем реальной жизни, находить в ней красоту. Пушкин был убежденным сторонником идейного, граждански страстного искусства.

Пушкин был широко образованным человеком своего времени. Он глубоко изучил историю и культуру как своего народа, так и культуру других государств. Поэт ценил и любил творчество писателей Запада и Востока. По словам Белинского, "Пушкин был выражением современного ему мира, представителем современного ему человечества; но мира русского, но человечества русского".

Мировая культура складывается из культур национальных. Чем полнее и правдивее писатель отражает в своем творчестве жизнь своего народа, тем значительнее его вклад в мировую литературу и – шире – культуру. Пушкин потому и стал всемирно признанным, что в своем творчестве раскрыл лучшие качества русского характера, нарисовал реалистические картины жизни своего народа. Пушкин стал родоначальником русского реализма и одним из первых реалистов среди европейских писателей. С реалистическим методом связаны впоследствии главные достижения мировой художественной культуры. Поэтому Пушкин не национально ограниченный, а принадлежащий всему человечеству гений.

Значение Пушкина для нашей современности отчетливо выступает в таких всенародных праздниках в пушкинских местах (Михайловском, Болдине и других), которые стали традиционными. Народ и литература чтят своего гения, и это еще одно свидетельство всенародной памяти и любви.

Слава Пушкина будет расти и впредь, потому что "Пушкин, - по словам Белинского, - принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся явлениям, не останавливающиеся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более

верное".

Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а интерес к творчеству А.С.Пушкина не слабеет. На мой взгляд, это происходит потому, что в своем творчестве Пушкин не только продолжал и развивал поэтические традиции своих предшественников, но и отметил своим появлением эпоху в истории русской поэзии. Сам себя А.С.Пушкин определял предельно просто: «Просто - поэт». Еще сравнивал с эхом. И действительно, на все благородное он дал благородный отзвук. Этим он и дорог нам как поэт.

37

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.