12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова З.А.402
Работаю в школе заместителем директора по УВР, учителем русского языка и литературы. Приоритетные направления в работе- духовно-нравственное воспитание детей, современные образовательные технологии, инклюзивное образование, реализация ФГОС
Россия, Костромская обл., Кострома

Методическая разработка

на тему «А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова»

 

Учитель Антонова Зинаида Ананьевна

Предмет: литература

Класс: 9

Тип урока : урок-исследование

Методическая разработка «А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова» опробована на уроке литературы в 9 классе при изучении жизни и творчества А.С. Пушкина. Урок проведен в интегрированном классе, где вместе с обычными детьми обучались обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, 5 обучающихся являлись воспитанниками детского дома.

Урок-исследование соответствует требованиям к уроку на современном этапе образования. В начале урока создан эмоциональный настрой на работу, обучающиеся включены в активную познавательную деятельность по определению темы, учебных задач деятельности, выдвижению проблемы, рабочей гипотезы. Урок был направлен на развитие умения проводить исследование на литературном материале. Цель и задачи образовательной деятельности успешно реализованы. Неоценима ценность урока для обучающихся, особенно воспитанников детского дома, у которых не сформированы нравственные ценности, потеряны нравственные ориентиры.

Цель: расширить представление об А.С. Пушкине как человеке через отношения с невестой и женой – Н.Н. Гончаровой.

Задачи:

  • пропаганда русского языка, как языка международного значения и мирового культурного достояния;
  • обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
  • удовлетворение языковых и культурных потребностей народов Российской Федерации;
  • апробация разработанных методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов;
  • поддержка русской культуры и образования на русском языке;
  • культурное воспитание подрастающих поколений посредству погружения к корням национального русского языкового достояния.

Личностные задачи:

формировать нравственные чувства посредством погружения к корням русского языкового достояния;

приобщение к языковой русской культуре;

воспитывать этическую культуру;

осознать значение семьи в жизни человека;

развивать коммуникативную компетентность

Метапредметные задачи.

Регулятивные задачи:

развивать способность формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий;

развивать умение оценивать правильность выполнения задания;

осуществлять самоконтроль и самооценку.

Познавательные задачи:

совершенствовать умение извлекать нужную информацию;

формировать способность выдвигать гипотезу, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

развивать способность осмысливать цель чтения;

совершенствовать умения перерабатывать, систематизировать информацию;

учиться проводить исследование;

формировать умение создавать обобщения, выделять главное, классифицировать.

Коммуникативные задачи:

совершенствовать умение строить небольшое монологическое высказывание;

формировать умение точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

совершенствовать умение соблюдать в процессе коммуникации нормы устной и

письменной речи.

Предметные задачи:

познакомиться с воспоминаниями современников о взаимоотношениях А.С. Пушкина и

Н.Н. Гончаровой;

совершенствовать умение анализировать стихотворения ;

пропаганда русского языка как культурного достояния;

формирование потребности в чтении;

воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг «А.С. Пушкин и

Н.Н. Гончарова», П.И.Чайковский «Сентиментальный вальс»

Технологическая карта урока

Этап

урока,

хроно

метраж

Цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1 этап - столкнове

ние с проблемой

(6 мин.)

Мотивировать

работу учащихся;

сформулировать проблему;

определить тему урока, учебные задачи

Создаёт эмоциональный настрой на урок, задает вопросы на актуализацию знаний учащихся о Н.Н. Гончаровой.

Просмотр мультимедийной презентации (слайды 1-4), вспоминают известное о Н.Н. Гончаровой и А.С. Пушкине,

читают высказывания о Н.Н. Гончаровой, анализируют их, определяют тему урока, ставят учебные задачи, формулируют проблему

Совершенствуется умение выражать собственное мнение, формируются рефлексивные умения

2 этап-выдвижение гипотезы

(3 мин.)

Выдвижение рабочей гипотезы, определение объектов и методов исследования

Задает вопросы учащимся

Просмотр мультимедийной презентации (слайды 5-6),

выдвигают гипотезу,

планируют работу по доказательству рабочей гипотезы, составляют таблицу

Совершенству

ются умения проводить исследование,

планировать деятельность, высказывать собственное суждение

3 этап- исследование писем, стихотворе

ний А.С. Пушкина через призму выдвинутой гипотезы

(28 мин.)

Сделать анализ писем и стихотворений А.С.Пушкина, выявить взаимоотношения

Н.Н.Гончаровой и А.С. Пушкина

Задает вопросы учащимся, комментирует некоторые письма

Чтение писем

А.С. Пушкина к матери Гончаровой, невесте и жене; чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Мадонна», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», чтение воспоминаний современников, работа с таблицей (записывают объект исследования, выявленный языковой материал в таблицу- слова, выражения, характеризующие отношения А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой), просмотр мультимедийной презентации ( слайды7-12)

Совершенству

ются умения извлекать нужную информацию, находить доказательства,

осуществлять переработку информации, анализировать

стихотворный текст, анализируется пушкинское слово, русская речь,формируются нравственные качества через приобщение к культурному наследию А.С.Пушкина, осознается значимость семьи

4 этап- подведение итогов исследования

(5 мин.)

Выявить подтверждение или опровержение гипотезы

Задаёт вопросы, знакомит с выставкой книг

Высказывание собственных мнений

Совершенствуется умение оценивать правильность выполнения высказывания, формируется потребность в чтении, в приобщении к русской культуре

5 этап-рефлексия

(3 мин.)

Выявить

значение

урока

для каждого

ученика,

СП способствовать

развитию

самооценки

сам

Выставляет отметки, задает домашнее задание

Письменно определяют значимость урока, записывают домашнее задание, выставляют отметки в дневник

Развивается самооценка, воспитывается этическая культура, осознается роль пушкинского слова в формировании нравственных качеств

Сценарий урока

1 этап урока-исследования - столкновение с проблемой- 6 мин.

Цели этапа: мотивировать работу учащихся;

сформулировать проблему;

определить тему урока, учебные задачи

Описание этапа. Используется мультимедийная презентация ( слайд1-4)

Учитель. Перед вами портрет. Кто изображен на нем? (Звучит музыка П.И.Чайковского)

Учащиеся. Это Н.Н. Гончарова- жена А.С. Пушкина.

Учитель. Действительно, перед вами портрет Н.Н. Гончаровой работы художника Брюллова. (А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Акварель, 1831—1832)

Скажите, что вам известно об этой женщине?

Учащиеся. Это жена Пушкина, она встречалась с Дантесом, была неверной женой, Пушкин из-за неё был смертельно ранен на дуэли.

Учащиеся высказывают своё мнение, затем знакомятся с высказываниями о Н.Н. Гончаровой поэтов 19-20 века.

Учитель. Прочитайте высказывания А.Ахматовой, М. Цветаевой, В. Жуковского о

Н.Н. Гончаровой.

О Наталье Николаевне А. Ахматова пишет: «Пушкин спас репутацию жены... Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу Геккернов в преддуэльной истории ».

Марина Цветаева писала: ”Нет. Гончарова просто роковая женщина, то пустое место, вокруг которого сталкиваются все силы и страсти… Гончарова вышла за Пушкина без любви. Было в ней одно: красавица. Только – красавица, просто – красавица, без корректива ума, души, сердца, дара».

В. Жуковский, современник Пушкина, писал А.И.Тургеневу: «Жена Пушкина - милое творение. И он с ней мне весьма нравится. Я более и более радуюсь тому, что он женат. И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше»

Учитель. Вы познакомились с мнением различных людей о роли Н.Н. Гончаровой в жизни

А.С.Пушкина, какой можете сделать вывод?

Учащиеся. Существуют противоречивые суждения о Н.Н. Гончаровой, об её отношении к А.С.Пушкину.

Учитель. Действительно, более века минуло после смерти Натальи Николаевны, а интерес к ее личности не ослабевает. Её имя вызывает противоречивые толки и споры. Определите тему урока, поставьте учебные задачи.

 

2 этап урока - выдвижение гипотезы-3 мин.(5-6 слайды)

Цели этапа:

выдвижение рабочей гипотезы;

определение объектов и методов исследования

Описание этапа.

Учитель. Выдвините гипотезу.

Учащиеся. Предположим, что Н.Н. Гончарова любила А.С. Пушкина, была верной женой.

Учитель. Каким образом вы предлагаете доказывать гипотезу?

Учащиеся. Будем анализировать стихотворения А.С. Пушкина , посвященные Н.Н. Гончаровой, письма.

Методы исследования: анализ, сравнение

Учитель. Результаты исследования будем записывать в таблицу, в которой выделим 2 графы: объект исследования, сбор языкового материала. (Приложение)

3 этап- исследование писем, стихотворений А.С. Пушкина через призму выдвинутой гипотезы-28 мин.(7-12 слайды)

 

Цели этапа: сделать анализ писем и стихотворений А.С.Пушкина, выявить взаимоотношения

Н.Н. Гончаровой и А.С. Пушкина

Учитель. Письма и воспоминания являются живыми свидетелями истории, позволяют глубже постичь духовный мир человека. Сохранилось 78 писем Пушкина, адресованных Гончаровой. Письма Н.Н. Гончаровой исчезли. Мы знаем только то, что Наталья Николаевна очень дорожила этими письмами. Умирая, завещала детям хранить переписку. Письма А.С. Пушкина сохранились, мы можем их читать, наслаждаться пушкинским словом, можем узнать о взаимоотношениях героев, о их быте, семье и о жанре письма тоже. У Пушкина можно поучиться писать письма. С развитием техники мы чаще используем электронные письма.

Дома вы должны будете написать письмо потомкам по теме урока «А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова», подтверждающее или опровергающее выдвинутую гипотезу.

В конце 1828 года Пушкин на балу увидел девушку необыкновенной красоты. Она была в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове. Это была Н.Н. Гончарова. Пушкин был влюблен, стремился видеть её чаще, а в конце апреля 1829 года сделал предложение, но получил от матери Натали довольно неопределенный ответ: ему не было совсем отказано, но сказано, что Наталье Николаевне еще рано думать о замужестве. В ту же ночь Пушкин уехал в армию на Кавказ. Оттуда он пишет матери Н.Н. Гончаровой.

Прочитайте письмо, найдите слова, которые говорит Александр Сергеевич о Наталье Николаевне.

Учащиеся. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ, при всей его неопределенности, на мгновение свел меня с ума... Я вам писал: надеялся, ждал ответа — он не приходил. Я сейчас уезжаю и в глубине своей души увожу образ небесного существа, обязанного вам жизнью.— Удостойте, милостивая государыня, принять дань моего глубокого уважения. Пушкин».   

Учащиеся работают с таблицей «Результаты исследования»  ( Объект исследования - письмо

А.С. Пушкина Н.И. Гончаровой, сбор языкового материала - «голова закружилась», «образ небесного существа»)

Учитель. На Кавказе в мае 1829 года было написано первое стихотворение, которое литераторы отчасти связывают с именем Натальи Николаевны. Подумайте, какие строчки посвящены

Н.Н. Гончаровой.

Учащиеся читают наизусть стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и отмечают, что здесь отразились воспоминания о жизни на Кавказе, о прежней любви, которая оставила печальный, но светлый след в душе Пушкина, последние строчки посвящены новой любви – Наталье Николаевне.

На холмах Грузии лежит ночная мгла:
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
15 мая 1829

Учитель. Запишите строчки, посвященные Наталье Николаевне.

Учащиеся работают с таблицей «Результаты исследования»  ( Объект исследования –стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»,собранный языковой материал- «сердце вновь горит и любит».)

Учитель. Положительный ответ на сватовство от Натальи Ивановны Пушкин получил лишь через год.  6 мая 1830 года состоялась помолвка, а свадьба - 18 февраля 1831 года. Пушкин сам хлопочет по поводу приданого Натальи Николаевны, едет в свое имение Кистеневка, а там задерживается на 3 месяца, на время карантина. Многие письма написаны именно в этот период. Прочитаем эпизоды из писем, внесем записи в таблицу.

Учащиеся читают эпизоды из писем А.С. Пушкина. Звучит музыка П.И. Чайковского.

Эпизоды из писем А.С. Пушкина к Наталье Николаевне Гончаровой .

"Участь моя решена! Я женюсь... Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали мои глаза, с которой встреча казалась мне блаженством - боже мой! – она моя».

« Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив...”

«Наша свадьба точно бежит от меня; и эта чума с ее карантинами — не отвратительнейшая ли эта насмешка, какую только могла придумать судьба? Позволяете ли вы обнять вас? Это не имеет никакого значения на расстоянии 500 верст и сквозь 5 карантинов. Прощайте же, мой ангел.— Сердечный поклон Наталье Ивановне».

Через несколько дней после свадьбы Пушкин писал своему приятелю Плетневу: «Я женат – и счастлив; одно желание моё: чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, ка­жется, я переродился».

Из писем А.С. Пушкина к Н.Н. Гончаровой.

«Надеюсь увидеть тебя недели через две; тоска без тебя. Душа моя, жёнка моя, ангел мой!» «Не можешь вообразить, какая тоска без тебя, я же всё беспокоюсь, на кого покинул тебя». « Какая ты умненькая, какая ты миленькая! какое длинное письмо! как оно дельно! благодарствуй, женка. Продолжай, как начала, и я век за тебя буду бога молить. Заключай с поваром какие хочешь условия. Ради бога, Машу не пачкай ни сливками, ни мазью. Завтра начну хлопотать, и если через неделю не кончу, то оставлю всё на попечение Нащокину, а сам отправлюсь к тебе — мой ангел, милая моя женка. Покамест прощай, Христос с тобою и с Машей».

«Вчера только успел отправить письмо на почту, получил от тебя целых три. Спасибо, жена. Спасибо и за то, что ложишься рано спать. Нехорошо только, что ты пускаешься в разные кокетства; принимать Пушкина тебе не следовало, во-первых, потому, что при мне он у нас ни разу не был, а во-вторых, хоть я в тебе и уверен, но не должно свету подавать повод к сплетням. Вследствие сего деру тебя за ухо и целую нежно, как будто ни в чем не бывало». «Конечно, друг мой, кроме тебя, в жизни моей утешения нет – жить с тобой в разлуке так же глупо, как и тяжко».

«Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ни­чего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я ещё более твоего лица».

Учитель. Запишите в таблицу слова, характеризующие Наталью Николаевну.

Учащиеся работают с таблицей. ( Объект исследования-письма А.С. Пушкина; выявленный материал - «мой ангел», «душу твою люблю», «умненькая», «миленькая», «душа моя, жёнка моя, ангел мой!» «милая моя женка», «друг мой» и др.)

Учитель. Как известно, 30 июня 1830 года поэт писал: "Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тыс.рублей». Речь идет о картине Пьетро Перуджино ( 1450—1523) — учителя Рафаэля. «Мадонна с младенцем». Мадонна, изображенная на картине, поразила Пушкина сходством с Натальей Николаевной. У него родилось стихотворение «Мадонна» Послушаем стихотворение. Почему оно так названо?

МАДОННА.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
8 июля 183

Учитель. Почему поэт назвал стихотворение «Мадонна»?

Учащиеся. Он сравнивает Наталью Николаевну с богиней, мадонной.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.