МБОУ " Усть-Удинская СОШ№2" |
Дружба в лирике А.С. Пушкина |
литература |
Выполнила:
Развозжаева Ксения,
ученица 9 «а» класса
МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»
Руководитель:
Крыс Ольга Анатольевна, учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Усть-Удинская СОШ№2»
Высшая категория.
Содержание
№ |
стр |
|
1 |
Научная статья Тема, цель, гипотеза, актуальность |
1 |
I |
I. Дружба в лирике Пушкина |
2 |
1.1 |
Что значит дружба для А.С. Пушкина |
2 |
1.2 |
Лицейский период |
2 |
1.3 |
Жанр послания |
3-4 |
1.4 |
Текст стихотворения « 19 октября» А.С. Пушкина |
4-6 |
1.5 |
Текст стихотворения « Пирующие студенты» А.С. Пушкина |
6-9 |
1.6 |
Текст « Из письма к Я.Я. Толстому» |
9-10 |
1.7 |
Текст послания « К Чаадаеву» |
10-11 |
1.8 |
Текст послания « Дельвигу» |
11 |
1.9 |
Текст послания « Друзьям» |
11-12 |
1.10 |
Текст стихотворения « Во глубине сибирских руд» |
12-13 |
II |
Практическая статья |
|
2.1 |
Дух творчества, свободы в Лицее |
14 |
2.2 |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина « Разлука» |
14 |
2.3 |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина « 19 октября |
14 |
2.4 |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина« Пирующие студенты» |
15 |
2.5 |
Южная ссылка |
15 |
2.6 |
Петербург |
15 |
2.7 |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина« К Чаадаеву» |
15 |
2.8 |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина« Дельвигу» |
16 |
2.9 |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Друзьям» |
16 |
2.10 |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина « Чем чаще празднует лицей» |
16 |
2.11 |
Анализ стихотворения А.С. Пушкина « Во глубине сибирских руд» |
16 |
2.12 |
Анализ стихотворения В. Кюхельбекера |
17 |
2.13 |
Анкетирование |
17 |
III |
Вывод |
18 |
Приложение |
19 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Усть-Удинская СОШ№2»
П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район
Развозжаева Ксения Сергеевна
9класс
Аннотация
Научная работа по теме «Дружба в лирике Пушкина»
Цель исследования: выяснить, какое место в жизни и лирике Пушкина занимает тема дружбы, изменилось ли с течением лет отношение Пушкина к лицейскому братству.
Задачи: 1.Показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем не сравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов
2.Удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных дружбе.
Гипотеза: Прошла ли испытание временем дружба Пушкина, родившаяся в стенах Царскосельского Лицея?
Объект исследования – лирика Пушкина.
Предмет исследования – тема дружбы в лирике Пушкина.
Основной метод исследования: анализ, анкетирование, изучение литературы по данной теме.
Вывод:Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина. Бог помочь Вам, друзья мои…
I. Дружба в лирике Пушкина
1.1Что значит дружба для А.С. Пушкина
Всей жизнью и творчеством А.С. Пушкин утверждал такое благородное чувство как дружба. Дружба для А.С. Пушкина « отрадная звезда», « святое братство» единомышленников, для которых любовь к товарищам была неотделима от любви к Отечеству.
Почти во всех стихотворениях, которые относят к лирике дружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер.
Тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.
1.2 Лицейский период(1811-1817) (Приложение 1)
Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта[12].
В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма. Пушкинская лирика периода 1813—1815 годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. С 1816 года, вслед за Жуковским, он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Лирика Пушкина ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь[13]
1.3 Жанр послания ( Приложение 2)
Жанр послания известен ещё с времён античности (Квинт, Гораций, Овидий).
В древнерусской литературе жанр послания использовался для обращения к деятелям по политическим или общественным вопросам.
В русской поэзии начала XIX века дружеское послание было весьма распространенным жанром (послания В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, А.А.Фета). Популярность его во многом объяснялась малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения мыслей. Дружеское послание напоминает непринужденную беседу, часто это разговор "на равных". Адресат мог быть самый разный: реальное, близкое автору лицо, лицо, с которым автор не был лично знаком, лицо воображаемое.
Формальным жанровым признаком послания является то, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо, то есть основным признаком данного жанра является обращение к конкретному лицу, а также наличие таких элементов, как пожелания, просьбы, увещевания. От первоначального стихотворного размера – гекзаметра – авторы посланий вскоре отказались. Дружеское послание создается с целью обретения единомышленника и союзника.
Пушкин-лицеист использует различные жанры: от оды до романса, элегии и сказки. Но самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С.Пушкина – дружеское послание ("К Наталье" – первое стихотворение поэта, "К другу стихотворцу" – первое печатное произведение). Многие послания Пушкина берут в качестве образца "Мои пенаты" Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям и друзьям. В обращениях к друзьям ("Товарищам", "В альбом Пущину", "Кюхельбекеру") возникает тема Лицея, которая встречается и в более поздних стихотворениях поэта.
Пушкин придает жанру послания особое значение, так как оно открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путем. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний – признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание "К Чаадаеву".
Пушкин еще не раз обратится к Чаадаеву с дружескими посланиями: в 1821 году – "В стране, где я забыл тревоги прежних лет...", в 1824-м
РАЗЛУКА
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
1817
1.4 Стихотворение « 19 октября» (Приложение 3)
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Печален я: со мною друга нет,
Вокруг меня товарищей зовёт;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждёт.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и безпечен
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь о́бнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слёз и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
1825
1.5 Стихотворение А.С. Пушкина « Пирующие студенты» (Приложение 3)
Друзья! досужный час настал;[1]
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.
Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным — он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!
Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.
А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее — завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.
Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем —
И тотчас помиримся.
А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,—
Рассудок! бог с тобою!
А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем —
И пить давайте снова!..
Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!
Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?— это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!
Но что?.. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком...
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради...
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради...
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
1.6 (Из письма к Я.Я.Толстому, 1821) (Приложение 3)
В изгнанье скучном, каждый час
Горя завистливым желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем,
Воображаю, вижу вас…
...Горишь ли ты, - лампада наша,
Подруга бдений и пиров?
Кипишь ли ты, златая чаша,
В руках весёлых остряков?
(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)
1.7 Послание « К Чаадаеву» (Приложение 3)
И дружбу верную, и милые предметы,
Пленявшие меня в младенческие леты,
В те дни, когда, еще не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.
Но дружбы нет со мной. Печальный, вижу я
Лазурь чужих небес, полдневные края;
Ни музы, ни труды, ни радости досуга —
Ничто не заменит единственного друга.
Ты был целителем моих душевных сил;
О неизменный друг, тебе я посвятил
И краткий век, уже испытанный судьбою,
И чувства — может быть спасенные тобою!
Ты сердце знал мое во цвете юных дней;
Ты видел, как потом в волнении страстей
Я тайно изнывал, страдалец утомленный;
В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу заменил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором;
Твой жар воспламенял к высокому любовь;
Терпенье смелое во мне рождалось вновь;
Уж голос клеветы не мог меня обидеть,
Умел я презирать, умея ненавидеть.
Что нужды было мне в торжественном суде
Холопа знатного, невежды при звезде,
Или философа, который в прежни лета
1821год
1.8 Послание « Дельвигу» 1821 (Приложение 3)
Друг Дельвиг, мой парнасский брат,
Твоей я прозой был утешен,
Но признаюсь, барон, я грешен:
Стихам я больше был бы рад.
Ты знаешь сам: в минувши годы
Я на брегу парнасских вод
Любил марать поэмы, оды,
И даже зрел меня народ
На кукольном театре моды.
Бывало, что ни напишу,
Все для иных не Русью пахнет;
Об чем цензуру ни прошу,
Ото всего Тимковский ахнет.
Теперь едва, едва дышу!
1.9 Друзьям» Александр Пушкин (Приложение 3)
Вчера был день разлуки шумной,
Вчера был Вакха буйный пир,
При кликах юности безумной,
При громе чаш, при звуке лир.
Так! Музы вас благословили,
Венками свыше осеня,
Когда вы, други, отличили
Почетной чашею меня.
Честолюбивой позолотой
Не ослепляя наших глаз,
Она не суетной работой,
Не резьбою пленяла нас;
Но тем одним лишь отличалась,
Что, жажду скифскую поя,
Бутылка полная вливалась
В ее широкие края.
Я пил — и думою сердечной
Во дни минувшие летал
И горе жизни скоротечной,
И сны любви воспоминал;
Меня смешила их измена:
И скорбь исчезла предо мной
Как исчезает в чашах пена
Под зашипевшею струей.
1.10 Стихотворение « Во глубине сибирских руд...»
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Усть-Удинская СОШ№2»
П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район.
Развозжаева Ксения Сергеевна
9класс
Практическая статья
Проанализировав стихотворения А.С. Пушкина, посвященные теме «дружба» в лирике Пушкина, мы выяснили, что эта пушкинская тема имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.
II. Дух творчества, свободы в Лицее
2.1 История лицейских лет А.С.Пушкина. Дух творчества, свободы поощрялся в лицее начальством. Между преподавателями и лицеистами царили дружеские взаимоотношения, которые строились на принципах уважения, а не палочной дисциплины.
2.2 Анализ стихотворения А.С. Пушкина«Разлука», 1817
Преобладающий лирический жанр – послание. В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через все творчество:
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
«Разлука», 1817
2.3 Анализ стихотворения А.С. Пушкина«19 октября», 1825
Преданность друзьям Пушкин проносит через всю свою жизнь. Этот мотив вновь и вновь возникает в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам:
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
«19 октября», 1825.
2.4 Анализ стихотворения А.С. Пушкина (« Пирующие студенты»)
С дружбой связаны пиры и веселье (« Пирующие студенты», «Мое завещание друзьям»)
Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
Мы топили горе наше
В чистом пенистом вине?
(«Воспоминание»(К Пущину), 1815)
2.5. Южная ссылка (1820 – 1824)
Поэта не оставляю т воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:
В изгнанье скучном, каждый час
Горя завистливым желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем,
Воображаю, вижу вас…
(Из письма к Я.Я.Толстому,1821)
2.6 Петербург (1831-1833)
Воспоминание о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов:
Горишь ли ты, - лампада наша,
Подруга бдений и пиров?
Кипишь ли ты, златая чаша,
В руках весёлых остряков?
(Из письма к Я.Я.Толстому,1821)
2.7 Анализ стихотворения А. С. Пушкина « К Чаадаеву»
Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:
Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я
Лазурь чужих небес, полдневные края;
Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга.
(« Чаадаеву», 1821)
2.8 Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Дельвигу»
Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки: Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен, Но признаюсь, барон, я грешен: Стихам я больше был бы рад. («Дельвигу», 1821)
2.9. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Друзьям»1822год.
Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит.
Вчера был день разлуки шумной,
Вчера был Вакха буйный пир,
При кликах юности безумной,
При громе чаш, при звуке лир.
(«Друзьям», 1822)
2.10 Анализ стихотворения А. С. Пушкина (« Чем чаще празднует лицей» 1831)
«1. Меняется пафос дружеской лирики: все больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы.
2. Со временем индивидуальные образы сливаются в обобщенный образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету…
(« Чем чаще празднует лицей» 1831)
2.11 Анализ стихотворения А. С. Пушкина « Во глубине сибирских руд…»
Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. « Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке, Тема о дружбе, надежда – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов: 3. Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. « Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке, Тема о дружбе, надежда – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
2.12 Стихотворение В. Кюхельбекера.
После смерти Пушкина Кюхельбекер писал:
И вот опять Лицея день священный;
Но уж и Пушкина меж вами нет!
Не принесет он новых песней вам,
И с них не затрепещут перси ваши.
2.13 Анкетирование ( Приложкение4)
Из 49 опрошенных девятиклассников выяснили, что у 46% есть лучший друг, у 16%- 2 друга,
у 38%-3 друга и более.
Из 60-ти человек, опрошенных мною на улице: 68% удалось сохранить дружбу через года.
Не удалось сохранить дружбу - 32%.
III.Вывод
Пушкинская лирика дружбы, несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать нас, живущих в 21 веке, а жизненный его пример, внутренняя крепость, с которой Пушкин противостоял ударам судьбы, являются одним из лучших образцов для подражания каждому новому поколению. Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина.
Бог помочь Вам, друзья мои…