Статья «Аспекты изучения биологии иностранными студентами на начальном этапе подготовки»
Иванчук Мария Сергеевна, доцент, кандидат биологических наук,
Московский государственный медико-стоматологический университет
Аспекты изучения биологии иностранными студентами на начальном этапе подготовки
Тезисы: в статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели подготовительных отделений медицинских университетов, при обучении иностранных граждан профильным предметам и возможные пути решения этих проблем.
Преподавание биологии иностранным студентам на русском языке на подготовительных факультетах, отделениях, центрах довузовской подготовки имеет свои особенности. Эти структуры создаются с целью подготовки иностранных граждан к дальнейшему получению образования на различных факультетах медицинских высших учебных заведений.
Ввиду разницы в системах образования, учебных планах и программах России и стран, из которых приезжают слушатели, возникает необходимость приведения знаний иностранных студентов к отечественным образовательным стандартам.
Во многих странах, из которых приезжают иностранные слушатели с целью получения высшего медицинского образования, ученики обучаются в начальной школе 6 лет, где они только знакомятся с дисциплинами естественно-научного цикла. Затем они получают среднее образование, которое характеризуется наличием специализации. То есть, в 12 – 15 лет ученики (чаще их родители) сами выбирают направление (техническое, медицинское или гуманитарное), по которому они продолжат в дальнейшем свое обучение. Кроме направления ученики также выбирают дисциплины, которые они будут изучать. Выбранное направление определяет их будущую профессию, и, в случае изменения желаний ученика, уже невозможно получить высшее образование по направлению, отличному от их специализации в средней школе.
Так, если ученик в средней школе обучался по техническому направлению, он уже не имеет возможности получить медицинскую специальность. Очень часто в Россию приезжают именно такие студенты, изменившие свои профессиональные предпочтения в конце обучения в средней школе или окончившие другие высшие учебные заведения.
К сожалению, их базовые знания по профильным дисциплинам или полностью отсутствуют, или оказываются на очень низком уровне.
Поскольку есть существенная разница в учебных программах естественно- научных дисциплин разных стран, то подготовительные структуры высших учебных заведений выполняют пропедевтическую функцию для обеспечения базовой естественно-научной подготовки иностранных студентов, соответствующей действующим требованиям государственным образовательным стандартам РФ.
Соответственно, возникает дисбаланс между базовыми знаниями иностранцев по естественно-научным дисциплинам и отечественными требованиями к знаниям по этим дисциплинам на первых курсах высших учебных заведений.
Чтобы иностранные студенты смогли в дальнейшем учиться в условиях нашей системы образования, для качественной подготовки специалистов в области медицины, необходимо дать им знания, соответствующие отечественным требованиям.
Для разрешения этих вопросов иностранные слушатели, приезжающие в РФ с целью получить образование в высших учебных заведениях, сначала обучаются на подготовительных отделениях. Иностранцы изучают терминологию, систематизируют свои знания, полученные на родине, заполняют пробелы в знаниях, если таковые существуют.
Для того чтобы выпускник подготовительного отделения был готов к дальнейшему успешному обучению в высшем учебном заведении, необходимо организовать учебный процесс так, чтобы все его элементы были скоординированы и давали надлежащий учебно-воспитательный эффект. Использование современных технологий обучения дает возможность достичь этой цели.
Под технологией обучения иностранных студентов мы понимаем упорядоченное множество действий, сохраняющих внутреннюю целостность предмета, направленных на усвоение знаний, приобретение умений и навыков работы на неродном языке, на формирование их личностных качеств, которые определяются современными требованиями общества.
Следует отметить, что обучение иностранцев биологии и другим естественным дисциплинам на подготовительных отделениях обязательно должно характеризоваться четкой межпредметной координацией, которая включает в себя междисциплинарные связи и организацию процесса изучения дисциплин естественнонаучного цикла с уровнем и темпом овладения русским языком; пропедевтической направленностью, учетом религиозных и национально-культурных особенностей студенческого контингента.
Немаловажной задачей подготовительного факультета для иностранных студентов является адаптационная составляющая. Первый год пребывания иностранных студентов в РФ является для них наиболее трудным. Незнание языка, обычаев, традиций, норм поведения, а также иной климат, непривычные продукты питания, удаленность от семьи и тому подобное – все это формирует стрессовую ситуацию для организма и требует определенного времени для адаптации к новым условиям.
Важным фактором адаптации является ознакомление иностранных студентов с общепринятыми нормами поведения, законами, положениями об обучении граждан зарубежных стран, правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения и общежития, а также организация отдыха иностранцев во время каникул и во внеаудиторное время в течение учебного года. Подготовительное отделение играет ключевую роль в этих процессах. Чем быстрее и легче пройдет адаптационный период, тем активнее студент сосредоточится на обучении.
Фото – со слушателями подготовительного отделения МГМСУ в музее анатомии
Для обучения на подготовительном отделении привлекаются преподаватели русского языка и профильных предметов. Преподаватели-предметники вынуждены осваивать все аспекты начального обучения иностранных студентов естественным дисциплинам на русском языке на своем опыте, своих ошибках или опыте старших коллег, если есть такая возможность.
Цели обучения биологией: систематизация знаний, устранение пробелов в полученных на родине знаниях и приведение их к отечественным стандартам, а также формирование у студентов активного словарного терминологического запаса. Грамотное составление учебной программы – это половина успеха.
Составление рабочей учебной программы должно основываться на принципе от простого к сложному. Необходимо помнить, что в группе могут быть студенты, которые никогда не изучали биологию. Начинать рекомендуется с самого простого. Кроме того, на начальном этапе обучения студенты владеют языком обучения на довольно низком уровне, и первые темы должны быть наиболее легкими, понятными, не требующими сложных языковых конструкций.
Весь процесс обучения на подготовительном факультете можно условно разделить на два этапа: «введение в дисциплину» и «основной курс». «Введение в дисциплину» обеспечивает поддержку первых шагов иностранных студентов в изучении естественных дисциплин на неродном языке. Его ведущей функцией является формирование коммуникативной компетенции на базе языка дисциплины, т.е. освоение базовой терминологии изучаемой дисциплины, а также изучение и отработка основных языковых конструкций научного стиля речи на языке изучаемой дисциплины.
Успешность дальнейшего продвижения студентов по курсу биологии во многом зависит от того, насколько удастся решить задачи начального этапа ее изучения. Задачи «основного курса» − систематизация знаний по биологии, заполнение пробелов и дальнейшее накопление терминологической базы.
К сожалению, группы иностранных студентов на подготовительных отделениях комплектуются без учета уровня их предметной подготовки. Разница в системах образования студентов разных стран – также один из весомых факторов, который необходимо учитывать при выборе методов и средств обучения, а также при составлении рабочих учебных программ, выборе последовательности и интенсивности подачи учебного материала.
При формировании групп на подготовительном факультете не учитывается ни национальная принадлежность, ни религиозные взгляды, ни базовая подготовка иностранных студентов. Чаще всего преподавателю приходится работать в смешанных группах, где наблюдается все разнообразие национальных характеристик и черт.
В данном случае необходимо максимально разнообразить учебный процесс и индивидуализировать его. Желательно разрабатывать индивидуальные задания, учитывая возможности и особенности каждого студента. Предпочтительно иметь комплекс разнообразных заданий и упражнений. Тогда в рамках одного занятия возможно реализовывать индивидуализацию учебного процесса, раздавая задания каждому студенту или небольшой группе студентов согласно их возможностям и потребностям.
Использование наглядных пособий и средств мультимедиа посредством опоры на образы помогает значительно снизить языковой барьер, воздействовать на все виды памяти и на эмоциональную сферу сознания, разнообразить учебный процесс, активизировать познавательную деятельность студентов, сделать процесс обучения более интересным и эффективным.
Систематизация и структурирование учебного материала также позволяет более продуктивно использовать учебное время, при этом осуществляются такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и классификация, устанавливаются смысловые, причинно-следственные, структурные связи.
Наиболее продуктивными формами занятий для иностранных студентов являются активные формы обучения, а именно: выполнение упражнений, лабораторных работ, составление таблиц, написание мини-сочинений, беседы и дискуссии, работа с книгой.
Учет языковых возможностей, национального темперамента и характера позволяет преподавателю выбирать адекватные педагогические методы, формы и средства, которые будут в каждом конкретном случае наиболее эффективными; определять темп обучения для каждого студента, объем и сложность изучаемого материала.