Интегрированный урок литературного чтения и музыки на тему «А.С. Пушкин "Зимняя дорога"» (4 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С. Гризодубовой (ГБОУ Школа № 185)
Интегрированный урок литературного чтения, музыки, 4 класс
Автор учебника: Кубасова О.В.
Тема: А.С.Пушкин «Зимняя дорога»
Вид урока: урок изучения нового произведения
Цель урока: учить анализировать лирическое произведение.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога»;
формировать умение анализировать поэтический текст;
Развивающие:
развивать образное мышление, речь;
совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитательные:
развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе;
воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, музыку.
Оборудование:
карточки для работы в группах; в парах;
презентационное сопровождение урока;
компьютер, проектор;
выставка книг А.С.Пушкина.
Литература:
Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 4 класса по литературному чтению. В четырёх частях. Часть четвёртая. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2021.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997 – 448с.
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. З. Музыка. Театр. Кино/Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – 624с.: ил.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
примечание |
1. Мобилизующее начало урока
|
Прочитайте замечательные слова « В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...…» Николай Некрасов. – Почему я взяла эти слова для урока? Слайд № 2 |
Стихи нам помогают понять настроение, чувства людей. |
1 мин |
2.Проверка домашнего задания |
Прослушаем стихи, которые написали сами ученики нашего класса. |
Чтение стихотворений. |
3 мин |
3.Актуализация знаний |
Давайте послушаем стихотворение в исполнении народного артиста Российской Федерации Геннадия Леонидовича Бортникова . Слайд № 3 звучит стихотворение -Знакомо оно Вам? Кто автор этого стихотворения? Перед Вами 2 портрета. Слайд № 4. Какой портрет Вам знаком? Кто это? Что о нём можете сказать? А почему рядом ещё один портрет? Можно сказать, что это современник Пушкина? Почему? А почему два портрета рядом? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока. Сформулируйте тему нашего урока. Слайд №5. -Какую цель ставим, изучая произведение? Слайд №6.
Мы сегодня с вами будем двигаться по зимней дороге. Дорога наша не потеряна, а обозначена верстовыми столбами. На столбах мы фиксируем этап нашей работы. |
Одежда, причёска нашего времени.
А.С.Пушкин «Зимняя дорога» Понять содержание стихотворения, мысли и чувства автора. Узнать новые сведения в биографии А.С.Пушкина.
|
2 мин
2 мин |
4. Первичное восприятие текста |
– Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. Подчеркните непонятные слова и выражения.
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Это передаётся в настроении автора? Почему А.С. было грустно, одиноко. Ответ на вопрос вы найдете, поработав паре, изучая отрывок биографии поэта. Слова и выражения непонятных слов ученик находит, работая в интернете (словарь Википедия). В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев. Затем царь приказывает выехать на новое место ссылки. В августе 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское. Здесь он долгое время жил один, без друзей. За ним строго следили местные власти. Только няня Арина Родионовна разделяла с ним тяжелые годы изгнания. Но, даже находясь в ссылке, поэт не перестает писать. При чтении Вам встретились непонятные слова и выражения. Ученик, работая со словарём, объяснит значение непонятных слов. Проверка. Слайд № 7.
|
Работа в тетрадях на печатной основе.
, тоска, печаль.
Ученик работает со словарем
Стихотворение было создано, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов, были казнены, а сам он находился в ссылке. Биографы говорят, что стихотворение написано во время поездки поэта на дознание к псковскому губернатору.
Ученик даёт объяснение непонятных слов и выражений: Тройка борзая- быстрая упряжка из трёх лошадей Ямщик-кучер Чёрная хата- крестьянский бедный дом, изба Вёрсты полосаты- чёрно-белые полосатые столбы для счёта вёрст. Верста – мера длины. 1 верста чуть больше км. Одне- устаревшая форма слова одни. |
2 мин
3 мин
|
5.Работа в группах Анализ произведения
6.Физминутка.
7.Проверка результатов работы групп
Вывод анализа стихотворения. |
Чтобы понять содержание стихотворения, мысли и чувства автора, проведём с вами небольшое исследование. На несколько минут мы с вами станем музыкантами, режиссёрами, художниками и рассмотрим поэтические строки сквозь призму разных видов искусств. Не забудьте оценить свою работу и сделать выводы.
Учащиеся 7-8 минут работают в группах по предложенным вопросам. Слайд № 8. 1 группа. Кинематографы. – Представьте, что вы снимаете небольшой фильм. За кадром звучат строки стихотворения А.С.Пушкина “Зимняя дорога”. Какие изображения будут появляться на экране во время чтения? Художники – Сколько пейзажей или сюжетов можно нарисовать к стихотворению А. С. Пушкина “Зимняя дорога”? – Какие краски нужны для каждого пейзажа? Будут ли они контрастны? (Подтвердите выводы словами текста.) – Подберите наиболее подходящие картины, иллюстрирующие данное стихотворение. 3 группа. Музыканты. – Найдите в тексте слова, которые “озвучивают” стихотворение А. С. Пушкина “Зимняя дорога”. – Много или мало таких слов? Почему? – Какая музыка, по-вашему, может сопровождать чтение стихотворения (грустная или весёлая, быстрая или медленная, громкая или тихая)? -Какие звуки слышим? 4,5 группы. Литераторы. С помощью, каких изобразительных средств поэт создаёт образы? Если вы забыли значение терминов, обращайтесь к памятке. Эпитет - художественное определение предмета или явления. 6 группа. Режиссёры. – Сколько героев в стихотворении А.С. Пушкина “Зимняя дорога”? Охарактеризуйте их. Не забывайте, что в стихотворении – лирический герой.
Слайд № 9.
Слайд № 10.
Слайд № 11.
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд 14 Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир человека.
|
1 группа. Кинематографы. Мы видим картины : туманное небо и на небе грустная луна. Поляны все в снегу. Потом видим дорогу. Она зимняя скучная и по ней бежит тройка лошадей. В повозке путник и ямщик. Кругом лес, глушь нет домов, людей, только попадаются по дороге черно-белые полосатые столбики. 2 группа. Художники. Ночной пейзаж. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. 3 группа. Музыканты. Тишина. Единственное, что разряжает тишину – это колокольчик, который и то «утомительно гремит», да песня ямщика, которая наводит на воспоминания. Как только он затянет о «разгулье удалом», автор вспоминает свои веселые прошлые деньки, и от этого еще грустнее, что они позади. То зазвучит в песне ямщика «сердечная тоска» и сразу все самое больное всплывает в памяти, и от этого сердце рвется на части. Ещё слышен скрип полозьев по снегу.
4 группа. Литераторы. В первом четверостишии приём олицетворения используется автором, чтобы показать постепенное передвижение. Сначала лирический герой смотрит на небо, затем его взгляд перемещается на землю, а затем – на дорогу. Эпитеты волнистые туманы, печальные поляны, тройка борзая, дорога скучная, колокольчик однозвучный . Метафоры утомительно гремит. 5 группа. Литераторы. Эпитеты разгулье удалое, сердечная тоска, чёрные хаты, вёрсты полосаты . На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза - Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью. 6 группа Режиссёры определяют, что лирическому герою грустно, одиноко. Одинокий грустный путник, утомленный скучной дорогой, печальным пейзажем. Слушает песни ямщика, размышляет о жизни. Пейзаж вторит настроению лирического героя, его чувству тоски по дому, нежелание покидать родных и близких, одиночеству. По-видимому, автор находится совсем не в приподнятом настроении, солидарна ему и «печальная луна», и «печальные поля». Печальны они оттого, что одиноки, что до весны еще так долго, а значит, сейчас нужно только ждать. Главное, что хотел передать поэт – это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир человека.
|
1 мин
2мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин. |
8.Музыкальная пауза |
Слайд № 15. А сейчас я предлагаю послушать отрывок из произведения Георгия Васильевича Свиридова «Зимняя дорога» Так почему два портрета появилось на слайде? Это был портрет композитора Георгия Васильевича Свиридова(16.12.1915-06.01.1998), который свои первые произведения (1935год) в 20 лет посвятил А.С.Пушкину. Закрыли глаза, расслабились. Перед вами дальняя дорога. По широкому полю бежит тройка. (Слушание музыкального отрывка) Слайд 16.
|
Учащиеся слушают музыку А Свиридов «Зимняя дорога». Обсуждение. |
2 мин. |
9. Самостоятельная работа учащихся |
Самостоятельная работа. Наша цель: научиться читать правильно и выразительно.
- Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки. Слайд № 17.
Проверка самостоятельной работы. Чтение стихотворения. Чтение стихотворения тремя учениками. Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.
- В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения?
Перед вами выставка книг А.С. Пушкина. В них напечатаны стихи о природе, о родине. Со многими вы уже знакомы. Советую взять и почитать новые. |
1.Правильно ставь ударения. 2.Соблюдай паузы. 3.Выбери силу голоса (громко, тихо). 4.Определи темп (быстро, медленно). 5.Читай эмоционально. 6.Покажи интонацией своё отношение к произведению.
Ответы детей. |
1 мин.
3 мин. |
10. Обобщение цель: подвести итог урока.
|
Подведение итога урока цель: подвести итог урока. Слайд 18..
- Какова тема стихотворения? - Какие чувства, настроение выразил поэт? - Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о А.С.Пушкине как о человеке? Вернёмся к портрету Пушкина. Каким вы его увидели? (Разным: то грустным, то весёлым. Пушкин в своих стихах умеет печалиться и восхищаться. От простых и ясных картин переводит разговор на сложные вопросы жизни. «Зимняя дорога» - раздумье о своей судьбе.) слайд 18. Удалось сегодня открыть нам тот клапан, который показал «поэзии прекрасные мгновенья»?
- А.С. Пушкин, который умел преодолевать невзгоды своей судьбы и учит нас этому:
Если жизнь тебя обманет, Слайд 19 |
|
3 мин. |
|
Этапы дороги. Оценка работы детей. |
|
1 мин. |
11. Рефлексия деятельности
|
Слайд 21. У У меня получилось……… Р Работал с удовольствием…….. О Очень понравилось………. К Казалось сложным…………
|
|
1мин. |
XI. Домашнее задание
|
- Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога». |
|
1 мин. |
12