Авторская артикуляционная гимнастика с элементами самомассажа языка «Маша и Медведь»
Авторская артикуляционная гимнастика с элементами самомассажа мышц языка Составитель: учитель-логопед Брызгалова Н.А
Поднялось солнышко высоко в небе. И наступило утро.
В своём домике проснулась Машенька. ( упражнение «Парус», кончик языка поднят к альвеолам верхних передних зубов)
Маша открыла окошко. ( упражнение «Окошко», губы округлены и вытянуты вперёд). Выглянула из окошка и посмотрела вверх на солнышко, затем вниз – на травку, вверх на небо, затем вниз – на тропинку. ( упражнение «Качелька», Рот открыт,напряженным языком тянуться к носу и подбородку)
Почистила Маша зубки. ( упражнение «Чистка зубов» Рот закрыт, круговым движением языка обвести между губами и зубами.)
Маша умылась. ( упражнение «Мельница» Облизать губы языком по кругу.) Причесала волосы. ( упражнение «Причешем язычок» Улыбнуться, сквозь стиснутые зубы просовывать Напряжённый язык. Повторять движения 5-7 раз.)
Вышла Маша во двор. И не знает – куда же ей отправиться? Поглядела по сторонам… ( упражнение «Часики» Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. )
И решила Маша отправиться в гости к своему другу Мише. ( упражнение «Воздушный шар» надуть обе щеки.)
Идёт Маша по лесу. Вокруг высокие – высокие деревья. ( Максимально тянуть язык вверх к носу). А возле дороги растут кустики земляники, низко-низко ягодки краснеют. ( Максимально тянуть язык вниз К подбородку.) А за пеньком спрятался грибочек. ( упражнение «Грибок». Рот открыт, язык присосать к нёбу. )
Встретился Маше на полянке зайка. ( упражнение «Кролик» Зубы сомкнуты, поднимать верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускать её обратно.) А где-то среди деревьев Маша услышала стук дятла. ( упражнение «Дятел» Многократно произносить «д-д-д»)
Повстречался Машеньке в лесу ёжик, на спине которого были длинные, колючие иголки. ( Упражнение «Иголочка» Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед. )
Пришла Маша к Мишкиному дому. Поднялась по лестнице на крылечко. ( упражнение «Лесенка» Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык: кончик языка, серединку языка; покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та») Постучала в крепкую деревянную дверь. ( упражнение «Колокольчик» Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка постучать за верхними зубами: «дын-дын-дын». Можно постепенно увеличивать темп.)
Открыла Маша дверь, но дома никого не оказалось. ( Упражнение «Бегемотик» Открывать и закрывать рот.)
Решила Маша сделать Мишке сюрприз. Достала с верхней полки шкафа муку. ( упражнение «Бульдог» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами.) А с нижней полки холодильника – молоко. ( упражнение «Обезьянка» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами.)
Замесила Маша тесто. ( упражнение «Замесим тесто» Рот открыт. Широкий расслабленный язычок положить на нижнюю губу. Ритмично закрывать и открывать рот, произнося: «пя-пя-пя».) И стала печь коржики для торта. ( упражнение «Блинчик» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.)
Когда Мишка вернулся домой, Маша ждала его с красивейшим вкусным тортом! Мишка очень любил сладкое, поэтому он обрадовался и заулыбался. (Упражнение «Улыбка» Растянуть губы в улыбке, зубы не показывать.)
Мишка затопил большой пузатый самовар. ( упражнение «Самовар» Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!») И стали они с Машей пить ароматный чай из больших чашек. ( упражнение «Чашечка» Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.)