Артикуляционная гимнастика
Каждый родитель мечтает о том, чтобы речь его ребёнка была чёткая, грамотная. Правильное произношение звуков возможно лишь при хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от ребенка усидчивости, сосредоточенности, фиксации внимания. Дети по-разному относятся к выполнению упражнений. У одних детей артикуляционные упражнения вызывают интерес, они с удовольствием «играют» с язычком, радуются новым видам деятельности. У других упражнения не получаются сразу, поэтому интерес к занятиям снижен. Поиск приемов, пособий и игр, поддерживающих детский интерес при выполнении артикуляционных упражнений, становится актуальнойпроблемой в коррекции звукопроизношения.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно - по карточкам.
Гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Они с интересом и восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. У детей развивается воображение, обогащается речь, развиваются органы артикуляции.
Поэтому целью разработки игр и пособий для проведения артикуляционной гимнастики является – повышение интереса к выполнению упражнений.
Предпосылкой успеха будет - создание благоприятных условий. Ребенок вовлекается в активный процесс, создается соответствующий эмоциональный настрой, вызывается живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.
Задачи дидактических игр и пособий:
- развивать мышцы органов артикуляционного аппарата, их подвижности;
- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях;
- поддерживать мотивационную потребность ребёнка к коррекционной образовательной деятельности.
Учитывая, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста — это играи в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною используются разнообразные дидактические пособия:
Игры - лабиринты, игры –ходилки.
Игры лабиринты – это такая форма взаимодействия взрослого и ребёнка через реализацию определённого сюжета. При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Мною разработана серия игр-лабиринтов и игр-ходилок на развитие артикуляционного праксиаса. Уникальность в том, что эти игры многозадачные. Работая с пособиями дети не только в игровой форме выполняют артикуляционные упражнения, но и развивают логическое мышление, ориентировку на листе.
Например, игра: «Три кота»
Цель игры: Укрепление мышц речевого аппарата, развитие внимания, зрительной памяти.
Задачи игры: Выработать точные, полноценные движения органов артикуляции для правильного произношения звуков, развивать мелкую моторику.
Описание игры: Пособие представляет собой карточки формата А4 с изображением дорожки(лабиринта), различной сложности и конфигурации.
Так же прилагаются камешки марблс различных фактур, форм,цветов. Выполнив артикуляционное упражнение, ребёнок накрывает картинку камешком – это означает, что задание выполнено. И так далее, пока не преодолеет все препятствия на пути.
Иногда, я усложняю правила – вводя в игру кубик с точками. И говорю ребёнку, что это упражнение он будет выполнять столько раз, сколько точек выпадет на гранях кубика.
Также я успешно использую в своей работе авторские игры-путешествия:
Игры-путешествия.Дети летят, едут, плывут, идут к герою в гости. Но не просто приходят к нему, а по пути выполняют артикуляционные упражнения. Или спасают героя от пчёл –выполнив упражнение,надувают воздушные шары, распаковывают подарки, а там необычные сюрпризы –«Блинчик», «Варенье» и другие артикуляционные упражнения.
Мои пособия и игры прошли успешную апробацию в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Эффективность их использования подтверждается детским интересом к проведению такого непростого вида деятельности, как артикуляционная гимнастика.
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2007.
2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб., 2001.
3. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М., 2009.
4. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М., 2000.
5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М., 2007.
6. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб., 2004.
7. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – М., 2005.
8. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. - М., 2004.
9. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб., 2009.