Артикуляционная гимнастика

1
0
Материал опубликован 21 December 2021


Каждый родитель мечтает о том, чтобы речь его ребёнка была чёткая, грамотная. Правильное произношение звуков возможно лишь при хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.


Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от ребенка усидчивости, сосредоточенности, фиксации внимания. Дети по-разному относятся к выполнению упражнений. У одних детей артикуляционные упражнения вызывают интерес, они с удовольствием «играют» с язычком, радуются новым видам деятельности. У других упражнения не получаются сразу, поэтому интерес к занятиям снижен. Поиск приемов, пособий и игр, поддерживающих детский интерес при выполнении артикуляционных упражнений, становится актуальнойпроблемой в коррекции звукопроизношения.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.


Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно - по карточкам.

Гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Они с интересом и восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. У детей развивается воображение, обогащается речь, развиваются органы артикуляции.

Поэтому целью разработки игр и пособий для проведения артикуляционной гимнастики является – повышение интереса к выполнению упражнений.

Предпосылкой успеха будет - создание благоприятных условий.  Ребенок вовлекается в активный процесс, создается соответствующий эмоциональный настрой, вызывается живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.


Задачи дидактических игр и пособий:

- развивать мышцы органов артикуляционного аппарата, их подвижности;

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях;

- поддерживать мотивационную потребность ребёнка к коррекционной образовательной деятельности.



Учитывая, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста — это играи в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною используются разнообразные дидактические пособия:



Игры - лабиринты, игры –ходилки.

Игры лабиринты – это такая форма взаимодействия взрослого и ребёнка через реализацию определённого сюжета. При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Мною разработана серия игр-лабиринтов и игр-ходилок на развитие артикуляционного праксиаса. Уникальность в том, что эти игры многозадачные. Работая с пособиями дети не только в игровой форме выполняют артикуляционные упражнения, но и развивают логическое мышление, ориентировку на листе.


Например, игра: «Три кота»


Цель игры: Укрепление мышц речевого аппарата, развитие внимания, зрительной памяти.

Задачи игры: Выработать точные, полноценные движения органов артикуляции для правильного произношения звуков, развивать мелкую моторику.

Описание игры: Пособие представляет собой карточки формата А4 с изображением дорожки(лабиринта), различной сложности и конфигурации.

Так же прилагаются камешки марблс различных фактур, форм,цветов. Выполнив артикуляционное упражнение, ребёнок накрывает картинку камешком – это означает, что задание выполнено. И так далее, пока не преодолеет все препятствия на пути.


Иногда, я усложняю правила – вводя в игру кубик с точками. И говорю ребёнку, что это упражнение он будет выполнять столько раз, сколько точек выпадет на гранях кубика.



t1640084322aa.gif

Также я успешно использую в своей работе авторские игры-путешествия:


Игры-путешествия.Дети летят, едут, плывут, идут к герою в гости. Но не просто приходят к нему, а по пути выполняют артикуляционные упражнения. Или спасают героя от пчёл –выполнив упражнение,надувают воздушные шары, распаковывают подарки, а там необычные сюрпризы –«Блинчик», «Варенье» и другие артикуляционные упражнения.


t1640084322ab.jpg



t1640084322ac.gift1640084322ad.gif




Мои пособия и игры прошли успешную апробацию в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Эффективность их использования подтверждается детским интересом к проведению такого непростого вида деятельности, как артикуляционная гимнастика.








Список литературы:

1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2007.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб., 2001.

3. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М., 2009.

4. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М., 2000.

5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М., 2007.

6. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб., 2004.

7. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – М., 2005.

8. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. - М., 2004.

9. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб., 2009.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.