Артикуляционная гимнастика
Упражнения с ложкой.
Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
У пр. «Мишка» Рот открыт, губы в улыбке. Предложить ребёнку вылизывать вогнутую часть ложки кончиком языка, постепенно уменьшая размер ложки от столовой до десертной, чайной, кофейной.
Упражнения с шариком.
Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное
отверстие в шарике и завязана на узел)
Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.
Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
Крутить шарик лакательными движениями языка.
Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает Шарик с веревочкой занятия тщательно водой с
Шарик строго индивидуальным.
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).
- Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем. 1. . Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс (или маленькая конфетка) и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа - чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз. 4. Сделать «чашечку», положить маленькую конфетку и двигать языком вперед-назад, влево-вправо.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично (ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут).
Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом.
Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.
Упражнения должны выполняться точно и плавно.
Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
Проводить артикуляционные упражнения эмоционально, в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку, использовать картинки. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.
Если у ребёнка не получается можно Артикуляционная сказка
(Т.В. Мецлер)
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке, Превращался во что мог На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился И на губке развалился. Распластался, растянулся И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх, Потянулся, изогнулся И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий, Стал он тонкий, как иголка. Язычок свой потяни И иголкой уколи.
На тонкой ножке Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.
Х одят часики тик-так, Не остановишь их никак. Влево — тик, вправо — так, Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, —
Это скачут лошади. Языком пощелкай ты, Как копытами они.
МДОАУ Д/с №12 «Журавушка»
Г.Орска Оренбургской области
«Артикуляционная гимнастика– эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи».