12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новикова Юлия Александровна61
Работа должна приносить удовольствие.
Россия, Воронежская обл., с. Ермоловка

Объяснительный диктант на тему: «Правописание Н - НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

Подготовила: учитель русского языка и литературы

МКОУ Ермоловская СОШ

с. Ермоловка

Новикова Юлия Александровна

класс: 7

УМК: Русский язык. Рыбченкова Л.М. и др. (5-9)

цели и задачи:

- обучение выбору Н - НН в причастиях и отглагольных прилагательных;

- умение отличать причастия от отглагольных прилагательных;

- развитие аналитических способностей;

- усовершенствование навыков письма и аудирования;

- пополнение словарного запаса;

развитие навыков:

- умение находить орфограмму;

- умение пользоваться теоретическими знаниями;

- применять свои знания на практике;

- умение правильно выделять орфограмму;

Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных является одной из самых трудных тем при изучении русского языка в средней и старшей школе. Трудности вызывает, как определение части речи, так и незнание верного алгоритма выбора Н - НН. Сам алгоритм достаточно объёмный, что также мешает правильному выбору орфограммы. К тому же на изучение такого сложного материала, как показывает практика, не хватает часов. Поэтому важно поэтапно отрабатывать полученные навыки и учиться применять правила. Помочь в достижении высокого результата освоения материала помогают объяснительные диктанты. Нужно проводить такую работу как можно чаще.

Простые солдаты.

По протоптанной дороге шли организованным шагом раненые солдаты. Путь их лежал через осушенное болото, по вытоптанному полю. Шли они несколько часов, но несмотря на дисциплинированное поведение, чувствовалась необходимость сделать привал. Командир принял решение: остановиться в оставленном домике.

Внутри все было какое-то раздавленное одиночеством и страхом. Печь, давно нетопленная хозяином, была вся в паутине. Ребята, целей день окутанные холодным влажным воздухом, решили рискнуть и разжечь огонь. Санька пошел на поиски сушёных палок или веток.

Печка горела еле - еле. Солдаты были организованы, как любой, кто служил в армии, поэтому принялись за приготовление ужина. На вечерний приём пищи приходились солёные огурцы, сушеные медсестрой яблоки, заваренный чай, печёная картошка, нарезанный хлеб.

Изнеможденные, но счастливые, засобирались спать. Нашли драное покрывало, которого хватило, чтоб укрыть четверых. Остальные тоже улеглись. Кто на перекошенной лавке, кто на разломанном деревянном полу. Солдаты обстановкой неизбалованные, ко всему привычные.

(141 слово).

задание:

предложения записать;

найти в нём причастия или отглагольные прилагательные;

объяснить выбор Н – НН (по алгоритму, отработанному в классе). Все проговаривается вслух.

*примечание: данный текст соответствует требованим к контрольным диктантам по теме: «Правописание причастий и отглагольных прилагательных», поэтому может быть использован в качестве контрольного. Учителю остается лишь добавить грамматическое задание по вариантам.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.