Контрольно-измерительные материалы «Авторский вариант тренировочного теста в формате ОГЭ 2024 года по русскому языку»
Авторский вариант тренировочного теста в формате ОГЭ 2024 года по русскому языку
Пояснительная записка
Данный вариант тренировочного теста в формате ОГЭ (9 класс) по русскому языку предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Вариант полностью соответствует изменениям в ОГЭ по русскому языку, вступающим в силу с 2024 года.
Цель: определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи: проверить и оценить уровень знаний обучающихся 9 классов, помочь в подготовке к ГИА по русскому языку 2024г.
Актуальность данного теста заключается в том, что он полностью соответствует новому формату ОГЭ по русскому языку, введённому с 2024 года, даёт представление об изменениях в ОГЭ по сравнению с 2023 годом и помогает обучающимся проверить свои знания по русскому языку и подготовиться к экзамену.
Источники информации:
Текст изложения о жестокости составлен по материалам интернета. Для выполнения заданий частей 2 и 3 послужил отрывок из рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Задания соответствуют кодификатору и спецификации КИМ 2024 года.
Инструкция к заданиям:
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут. Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте.
Жестокость в психологии определяется как свойство личности проявлять грубое, оскорбительное и бесчеловечное отношение к другим, сопровождающееся причинением им страданий и боли. Жестокий человек - это тот, кто сознательно и целенаправленно наносит физический или моральный ущерб окружающим ради собственного удовольствия или выгоды. Жестокость абсолютно бесчувственна и безразлична к нуждам жертвы. Сочувствие и сострадание не присущи жестокосердным людям.
Почему одни люди склонны к жестокости, а другие нет? Что лежит в основе такого явления? Во-первых, психологические травмы в детстве. Очень часто жестокость - это реакция на собственную боль, полученные в детстве травмы и унижения. Ребенок, испытавший на себе насилие со стороны родителей или сверстников, учится воспринимать жестокость как норму. Позже он может транслировать подобный опыт на окружающих. Кроме того, жестокое обращение вызывает в душе ребенка озлобленность, обиду и желание отомстить всему миру за пережитую боль. Эти чувства впоследствии и реализуются в виде агрессии по отношению к случайным людям. На формирование жестокости также влияют социальное окружение человека и его личностные черты. Если в семье или группе агрессия поощряется как проявление силы и власти, человек усваивает такие установки. Также провоцируют жестокость неблагополучные социально-экономические условия, нищета, отсутствие перспектив. В такой ситуации насилие становится способом выживания или самоутверждения. К личностным чертам, предрасполагающим к жестокости, относят высокий уровень агрессивности, слабо развитое чувство сострадания, завышенную самооценку, чувство превосходства и циничное отношение к людям. Такой набор черт, как правило, формируется в неблагоприятных семейных условиях или под воздействием психотравм.
К сожалению, в истории человечества можно найти немало примеров массовой и индивидуальной жестокости - от изуверских пыток в средневековье до концлагерей XX века. Такие проявления жестокости разрушают моральные устои и ценности общества, разобщают людей, порождают атмосферу страха и подозрительности.
(По материалам интернета)
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2,3.
(1)Начинало светать. (2) Мы были одни, на узенькой тропинке, среди воздуха и ветра, и лес был ниже нас и казался отсюда кустарником. (3) Халим часто оборачивался ко мне и что-то кричал, но слов не было слышно. (4) Вокруг всё шумело, свистело, визжало и ныло. (5) Это была дикая, ни с чем не сравнимая музыка!
(Н. Телешов. О трёх юношах)
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) начинало (предложение 1)
2) лес был и казался (предложение 2)
3) не было слышно (предложение 3)
4) всё шумело, свистело, визжало (предложение 4)
5) Это была музыка (предложение 5)
Ответ:____________________________
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) в первом предложении использовано простое глагольное сказуемое.
2) первая часть сложносочинённого предложения 2 содержит составное именное сказуемое.
3)Вторая часть сложного предложения 3 представляет собой односоставное безличное предложение.
4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
5) Предложение 5 осложнено однородными согласованными приложениями.
Ответ:____________________________
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пунктуационные правила |
Предложения |
А) Уточняющие члены обособляются, выделяясь интонацией в произношении и запятыми на письме. Чаще всего как уточняющие члены употребляются обстоятельства места и времени. |
1) Мне очень понравился доклад: в нём рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства.
|
Б) Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение причины. |
2) Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась.
|
В) Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное, относящееся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится. |
3) Когда мы поднялись на холм, то увидели неожиданную картину: на опушке стояли два лося.
|
|
4) Внизу, под глинистым берегом, поблёскивало Азовское море. |
|
5) На лужайке в саду поставлены стулья и сделана небольшая сцена. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять знаки (;)
И как этот же самый лес хорош поздней осенью… Ветра нет(1) и нет ни солнца (2) ни света (3) ни тени (4) ни движения (5) ни шума (6) в мягком воздухе разлит осенний запах (7) подобный запаху вина (8) тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо (9) кое-где на липах висят последние золотые листья.
(По И. Тургеневу)
Ответ:____________________________
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) (По) накопленному (опыту) – в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется нн.
2) Ссыпать – пишем в приставке букву с, так как после приставки стоит глухой согласный звук.
3) Жаренная (в масле) рыба – пишем в суффиксе нн, так как это отглагольное прилагательное.
4) Росток – пишем в корне о, так как перед ст и щ в корнях рост и рощ пишется безударная о.
5) Клеит – пишем в окончании и, так как это глагол 2 спряжения.
Ответ:____________________________
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Пламя рде (1)т, пламя пыш(2)т,
Искры брызж(3)т и л(4)тят,
А на них прохладой дыш(5)т
Из-за речк(6) тёмный сад.
Ответ:____________________________
8. Раскройте скобки и запишите слово «договор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Эти (договор) должны быть заключены в начале следующей недели.
Ответ:____________________________
9. Замените словосочетание «посмотрел неприязненно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (2)Нас, дружных, двадцать пять душ. (3)У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. (4)У нас с Женькой ещё и удочки. (5)По всякому поводу мы смеёмся. (6) Экзамены позади – весело. (7)Лето впереди – весело.
(8)Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. (9) Рядом с ней никто не садится.
(10)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. (11)Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. (12)Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.
(13)– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. (14)В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. (15)Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. (16)Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.
(17)– Моя,– отвечает Светка.
(18) – Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. (19)И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:
(20)– Эй, Рыжая! (21)Вон где твоя сумочка! (22)Слышь?
(23)Мы глядим через борт теплохода. (24)Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. (25)Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. (26)Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.
(27)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. (28)Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
(29)Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.
(30)Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:
(31)– До свиданья, Рыжая! (32)Гудбай! (33)Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
(34)И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:
(35)– Прощай, подруга!
(36) – Больше не увидимся!
(37)– Ха-ха!
(38)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
(39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. (41)А им-то что? (42)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. (43)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. (44)Ела то, что с собой из дома брала. (45)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. (46)При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.
(47)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (48)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.
(49)Но зато никто на озере не шумел. (50)Клевало отлично. (51)Женька был особенно оживлён. (52)А мне это «что-то» мешало радоваться.
(Елена Васильевна Габова (1952 г.р.) – автор многих книг для детей и подростков)
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рыжухи не было ни на одной фотографии, потому что она не любила одноклассников.
2) На скамейку на палубе теплохода рядом со Светой никто не садится, потому что девочка больна.
3) Рыжуха портила рыбалку Жене и герою-рассказчику тем, что сидела в сером свитере в синей лодке.
4) Рассказчик так и не понял, чем Рыжуха мешала девочкам.
5) Рассказчик осознаёт, что они поступили со Светой жестоко, несправедливо, и это понимание мешает ему радоваться в походе.
Ответ: ___________________________.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
1) Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно.
2) Нас, дружных, двадцать пять душ.
3) Он в синем спортивном костюме «Адидас» - стройный симпатичный малый.
4) И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами.
5) А мне это «что-то» мешало радоваться.
Ответ: ___________________________.
12. В предложениях 27‒31 найдите разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
Часть 3.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Г.Паустовский о знаках препинания "Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться". Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.
Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать жестоким?». Дайте определение понятию ЖЕСТОКОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Правильные ответы:
Информация о тексте для сжатого изложения |
|
№ абзаца |
Микротема |
1 |
Жестокость – свойство личности проявлять грубое отношение к другим, сознательно причинять боль людям. |
2 |
В основе жестокости могут лежать психологические травмы, социальное окружение и личностные черты. |
3 |
Проявления жестокости разрушают моральные устои и ценности общества. |
Номер задания |
Правильные ответы |
2 |
3,5 |
3 |
2,3,4 |
4 |
4,1,5 |
5 |
6,8,9 |
6 |
1,2 |
7 |
5,6 |
8 |
договоры |
9 |
посмотрел с неприязнью |
10 |
4,5 |
11 |
2,3,4 |
12 |
кричит |
Селиванова Галина Геннадьевна