Авторское домашнее задание по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Пояснительная записка
Тема домашнего задания: Тире между подлежащим и сказуемым.
Класс: 5
Цели домашнего задания:
- закрепить знания о грамматической основе предложения и способах её выражения;
- знать условия употребления тире между подлежащим и сказуемым;
- уметь находить предложения с данной конструкцией, правильно ставить знак препинания в соответствии с изученным правилом;
- уметь осуществлять самоконтроль и коррекцию полученных результатов.
Тип задания: индивидуальное.
Степень сложности: дифференцированные задания (задания для учащихся с низким, средним и высоким уровнем подготовки). Чтобы определить степень усвоения темы, в конце урока, на этапе рефлексии, можно использовать сигнальные карточки разных цветов. Если ученику все было понятно и легко, он поднимает зеленую карточку. Если были небольшие затруднения – желтую. А если ребёнок сомневается в своих силах, многое показалось ему сложным – красную. В зависимости от поднятой карточки ребенку выдается задание соответствующего уровня (учитель может подкорректировать выбор конкретных учащихся с учетом их особенностей и уровня подготовки).
Ребятам с низким уровнем подготовки предлагаются два задания. Первое задание направлено на то, чтобы ученики вспомнили способы выражения подлежащего и сказуемого, ещё раз сформулировали правило постановки тире между главными членами. На основе наблюдения за предложениями, в которых знаки препинания уже расставлены, ребята делают вывод, что тире между подлежащим и сказуемым ставится в том случае, если они выражены существительными в форме Именительного падежа.
Второе задание направлено на развитие умения находить предложения с изучаемой конструкцией, правильно ставить знак препинания в соответствии с правилом.
Учащимся со средним и высоким уровнем подготовки предлагаются три задания. Первые два задания являются общими и обязательными, третье выполнятся по желанию, оценивается отдельно.
Первое задание направлено на развитие умения находить предложения с изучаемой конструкцией, правильно ставить знак препинания в соответствии с правилом
Второе задание – включение нового правила в систему знаний.
Третье задание направлено на развитие творческих способностей, умения использовать изученную конструкцию в собственной речи.
Способ проверки: учитель сам проверяет выполненные задания, анализирует результаты и проводит индивидуальную работу с теми учащимися, чьи результаты оказались неудовлетворительными. Кроме того, на следующем уроке даются задания подобного плана, которые разбираются у доски с подробными комментариями.
Задания для учащихся с низким уровнем подготовки
Рекомендуемое время выполнения: 20 минут
Спишите. Подчеркните грамматическую основу предложений, подпишите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?
Мой папа работает в известном ресторане. Он повар.
Лоси – очень умные и сильные животные.
Катя – моя лучшая подруга. Она умна и красива.
Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений, подпишите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.
Скв..рец самая бли..кая к человеку птица.
Я люблю наблюдать за жизнью скв..рцов.
С..бака друг человека.
М..рфема это значимая часть слова.
Её голос тих и п..чален.
Моя мама р..ботает в школе. Она д..ректор.
Мой брат Дима учит..ся в школе. Дима школьник.
Задания для учащихся со средним и высоким уровнем подготовки
Рекомендуемое время выполнения: 20-25 минут
Выпишите только те предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений, подпишите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.
1) Метеорит это тело космического происхождения.
2) Тигр быстр и опасен поэтому в дикой природе с ним лучше не встречаться.
3) Лоси любители воды они с легкостью переплывают даже широкие речки.
4) Лоси лесные жители они очень умные и сильные животные.
5) Однажды я увидел в реке лося он принимал ванну.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
Скв..рец самая бли..кая к человеку птица. По..вляют..ся скв..рцы весной. Их прилёт верный призн..к прибл..жающейся отт..пели. Весенняя песня скв..рца хороша и бодра ведь он отличный подр..жатель многим птицам. То вдруг скв..рец пустит со..л..вьиную трель а то крякнет дикой уткой.
Придумайте и запишите 5-7 предложений о ваших родственниках и знакомых – чем они занимаются, какие у них профессии и т.д. Используйте предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Задание можно выполнить на альбомном листе, сопроводив предложения иллюстрациями.
Список литературы
1. Диктанты по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской. -
Потапова Г.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2015. - 128 с.