12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кильмухаметова Лилия Мансуровна4181
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
20

Урок русского языка для 11 класса: «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»



11 класс      Русский язык     Урок № 6 

Тема урока. « Главные члены предложения. Постановка тире между подлежащим и сказуемым».

Цель урока: углубление знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым

Задачи: совершенствовать навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи; воспитывать бережное отношение к книге, привить любовь к чтению.

Ход урока

Организационный момент.

Откройте тетради, запишите число.

Фронтальная работа с классом.

Сегодня мы продолжаем изучать синтаксис и пунктуацию.

Воспроизведение опорных знаний слайд

Что изучают эти разделы? (синтаксис- раздел русского языка, изучающий предложения и способы связи слов внутри предложения;

пунктуация- раздел русского языка, изучающий знаки препинания)

Что вы знаете о предложении? По цели высказывания? По структуре?

Назовите главные члены предложения.

Что такое подлежащее?

Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.

Проверка Д.З. (самостоятельно)

 За­да­ние 14 № 4286. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН. Укажите вид предложения, подчеркните главные члены предложения.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Здесь не было ве­ли­че­стве(1)ых гор и скал, окружё(2)ых об­ла­ка­ми; это был обыч­ный рус­ский про­стор: поля, луга, ред­кие де­рев­ни с со­ло­ме(3)ыми и де­ре­вя(4)ыми кров­ля­ми.

Дверь в ком­на­ту была от­во­ре(1)а, и от­ту­да яв­стве(2)о слы­ша­лись звуки пи­а­ни­но, на ко­то­ром ис­пол­ня­ли какой-то медле(3)ый этюд.

Над дет­ской кро­ват­кой висел тка(1)ый ков­рик, на ко­то­ром огне(2)ая лиса во­ло­чи­ла в зубах рас­тре­па(3)ого бе­ло­го пе­ту­ха, уно­си­ла его куда-то за синие лесы, за вы­со­кие горы.

Самопроверка, самооценка.

4. Орфоэпический диктант (слайды 4,5)

СлИвовый, жалюзИ, Отрочество, бАнты, вручИт, гналА , ОтключЕнный, ОблегчИть, каталОг, дОсуха, чЕрпать, водопровод, кУхонный, клАла, оптОвый, понЯв, донЕльзя.

 

5.Синтаксическая пятиминутка. (слайд 6)

Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, которые отправляются на отдых.

6. Изучение нового материала.

А теперь мы можем перейти к изучению новой темы. Но какой, я вам не скажу. Это я пока держу в секрете. Вы сами потом догадаетесь. Будьте внимательны.

Учитель: Сегодня вы – юные исследователи.

На экране вы видите несколько предложений.

-Давайте определим грамматическую основу каждого из них.

Хорошая книга ‌‌‌‌- просто праздник.

Учить - ум точить.

Семь бед – один ответ.

Большая Медведица семь ярких звёзд.

Чтение вот лучшее учение. ( А. Пушкин)

Долг наш защищать крепость до последнего издыхания. ( А. Пушкин)

- Что общего в структуре этих предложений?

Все предложения распадаются на 2 речевых звена. Первое речевое звено произносится с повышением тона голоса, второе- с понижением. Между речевыми звеньями делается пауза.

Отсутствует глагол - связка

- Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? (существительное, числительное, глагол)

- Какой знак препинания ставится на месте пропущенной связки? (тире)

Учитель: Правильно! Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока? Запишем: «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ».

А наша задача сегодня - вспомнить, в каких же случаях употребляется тире между подлежащим и сказуемым, а в каких – отсутствует; и сформировать навыки, потренироваться.

Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть") , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.

Учитель: Вопрос к классу: в названии темы урока слова « подлежащим и сказуемым», какими членами предложения являются? (однородные дополнения»)

- Почему же тогда не стоит запятая? (есть союз И)

Учитель: Для системы и упрощения восприятия работать будем по следующему плану:

1.Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Условия отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель: Для удобства и наглядности в рабочем листе есть таблица. Второй столбец таблицы уже заполнен примерами, а вот первый нам нужно заполнить вместе.

Работа с деформированной таблицей (слайды 7-9)


 

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится:

1. сущ. в И.п.- сущ. в И.п

Книга лучший друг человека.

Чем выражено подлежащее? (существительным)

- В каком падеже? (в И.п., что?)

- Чем выражено сказуемое?

- Падеж? (в И.п., что?)

Значит, первое условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба члена выражены именем существительным в И.п.

Схема: «.»

- Запишем в первую колонку схему

2. числ. в И.п. - числ. в И.п

Шестью шестьтридцать шесть.

3. сущ. в И.п. - числ. в И.п.

Длина Волги—3688 километров

4. гл Н.Ф.- гл.Н.Ф.

Охранять природу — любить родину.

5. сущ. в И.п.- гл.Н.Ф.

Наша задача — хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком — большое удовольствие.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение — вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Подлежащее – ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ сказуемое.

Сигнал постановки тире (частица)

Итак, первая задача решена. Приступим к решению второй задачи. Заполним вторую часть таблицы – тире не ставится.

Тире не ставится:

- Почему «не ставится» пишется раздельно? (частица НЕ с глаголами)

1. При сказуемом есть не

Бедность не порок

2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно

Глаза будто вишни.

В предложении «как» - какая часть речи? (союз)

- Значит, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, как будто, словно, точно, всё равно, вроде как и т.п., тире не ставится.

3. Перед сказуемым стоит вводное слово

Собака, известно, друг человека

3. Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Таким образом, мы решили и вторую задачу.

Давайте проверим, правильно ли мы вывели правила. Обратимся к учебнику и посмотрим, как он излагает материал нашего занятия.

Откройте учебник на 236 странице, самостоятельно читайте параграф 73.

- Что нового из параграфа вы узнали?

(тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением) Н-р : Ты врач. Запишем в таблицу.

7.Закрепление . Для того, чтобы закрепить полученные знания и научиться применять их на практике, выполним следующие задания:

Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя. Слайд 11 (ВЗАИМОПРОВЕРКА) - САМООЦЕНКА

1. Услуга в дружбе вещь святая.

2. Степь – словно большой солнечный диск.

3. Плохой товарищ – не подмога.

4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.

5. Солнце – ярко, небо – сине.

6. Властвовать значит доверять.

7.Я – не француз. Я – Дубровский.

Услуга в дружбе - вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.)

Степь словно большой солнечный диск.

Плохой товарищ не подмога.

Площадь (сущ. в им. п.) комнаты - двадцать квадратных метров (числит.).

Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)

Властвовать - значит доверять.

Я (личн.мест.) не француз Я(-) Дубровский

Создание проблемной ситуации Я (-) Дубровский? гиперссылка слайд 12-13.

Почему допускается вариант постановки или отсутствия тире в этом предложении?

Что хочет подчеркнуть автор в тексте, ставя логическое ударение на одном из слов?

Всё зависит от контекста. Если автор обращает внимание читателя на личностные качества человека, он выделит местоимения, а если на род занятий, профессиональную деятельность и др., подчеркнёт интонационно сказуемое.

7. Проверочный тест .

1. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.

А) Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.

Б) Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

В) Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

Г) Наш край _ богат и прекрасен.

Д) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь.

2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.

А) Голова без ума _ что фонарь без света.

Б) Волков бояться _ в лес не ходить.

В) Большой театр _ один из самых известных в мире оперных театров.

Г) Я _ честный человек и никогда не говорю комплиментов.

Д) Сердце _ не камень.

За­да­ние 20 № 1244. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) В вы­пуск­ном клас­се при­ят­но вспо­ми­нать, как скла­ды­ва­лись от­но­ше­ния между од­но­класс­ни­ка­ми в те­че­ние школь­ных лет.

2) В один­на­дца­том клас­се школь­ни­ки на­чи­на­ют более ува­жи­тель­но от­но­сить­ся друг к другу, чем рань­ше.

3) Об­суж­де­ние ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний на уро­ках ли­те­ра­ту­ры сбли­жа­ет один­на­дца­ти­класс­ни­ков.

4) Один­на­дца­ти­класс­ни­ков ещё нель­зя на­звать взрос­лы­ми лю­дь­ми.

5) Уроки ли­те­ра­ту­ры ин­те­рес­ны боль­ше де­вуш­кам, чем юно­шам.

(1)Се­год­ня я впер­вые осо­зна­ла: рас­ста­вать­ся будет груст­но. (2)Про­сто груст­но, без вся­ких ме­та­фор и не­нуж­ных срав­не­ний. (3)Один­на­дца­тый класс как пе­соч­ные часы. (4)Свер­ху — школа, снизу — ты. (5)И ты берёшь те­перь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда за­кон­чит­ся урок, когда можно будет за­крыть за собой дверь клас­са, про­не­стись во весь дух по ко­ри­до­ру, сбе­жать вниз по лест­ни­це, за­пры­гать, как куз­не­чик: «Домой, домой!» (6)Не хо­чет­ся те­перь!

(7)В один­на­дца­том клас­се учить­ся ве­се­ло. (8)Шутим чаще, смеёмся гром­че, ссо­рим­ся реже. (9)Во­об­ще не ссо­рим­ся! (10)На уро­ках не до учёбы, по­то­му что нра­вит­ся огля­ды­вать взрос­ле­ю­щих од­но­класс­ни­ков, взды­хать: «Какие...» (11) Вспо­ми­нать, кто в кого был влюб­лен, кто кому нра­вил­ся. (12)Кто смеш­ли­вый, кто обид­чи­вый, кто чу­да­ко­ват, кто все­гда по­мо­жет, а кто и от­ло­жит.

(13)В один­на­дца­том клас­се легко всех лю­бить, и все ка­жут­ся са­мы­ми луч­ши­ми. (14)Кто раз­дра­жал, не­за­мет­но ста­но­вит­ся луч­шим дру­гом. (15)Того, кого счи­та­ла глу­пым, счи­та­ешь те­перь про­сто очень про­стым. (16)И хо­ро­шим. (17)И не об­зы­ва­ешь ни­ко­го, даже про школь­ные «кли­ку­хи» ста­ра­ешь­ся за­быть: ко всем по имени. (18) Ува­жи­тель­но и как друг.

(19)В по­след­нее время на уро­ках ли­те­ра­ту­ры мне ка­жет­ся, будто между нами, од­но­класс­ни­ка­ми, бьют­ся окна, сры­ва­ют­ся шторы, ста­но­вит­ся всё по­нят­но...

(20)Мы от­ры­ва­ем­ся от ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния, от рас­ска­зов Бу­ни­на и Куп­ри­на, пру­жи­ним ли­те­ра­тур­ны­ми строч­ка­ми, под­пры­ги­ва­ем и уле­та­ем за го­ри­зон­ты школь­ной про­грам­мы, туда, где на­чи­на­ет­ся жизнь... (21)Углуб­ля­ем­ся в тему любви, ко­то­рая тро­га­ет боль­ше всего, за­став­ля­ет спо­рить, гром­ко и страст­но рас­суж­дать...

(22)В лю­бовь все верят оди­на­ко­во. (23)И не­спра­вед­ли­во вы­де­лять кого-то: юно­шей, де­ву­шек... (24)Нет более или менее ро­ман­тич­ных или сен­ти­мен­таль­ных. (25)Уди­ви­тель­но, но юноши даже чаще более за­ин­те­ре­со­ва­ны в об­суж­де­нии любви, лич­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний.

(26)И ока­зы­ва­ют­ся более ак­тив­ны­ми, под­ни­ма­ют руку, чтобы от­ве­тить, кто из ге­ро­ев по­ве­сти или рас­ска­за ви­но­ват в раз­лу­ке, кто оши­бал­ся, как он сам по­сту­пил бы в такой си­ту­а­ции. (27)И мы те­перь с боль­шим рве­ни­ем де­ла­ем ли­те­ра­ту­ру, спе­шим на­чать за­ни­мать­ся сразу, лишь про­зве­нит зво­нок. (28)И нашей учи­тель­ни­це тоже ин­те­рес­но, она на­блю­да­ет за нами, за­га­доч­но мол­чит, улы­ба­ет­ся, под­ки­ды­ва­ет новые во­про­сы, темы для об­суж­де­ния. (29)И у книг из школь­ной про­грам­мы вдруг рож­да­ет­ся не­ожи­дан­ное про­дол­же­ние. (30)И я с удив­ле­ни­ем по­ни­маю: мы не дети, мы не школь­ни­ки, мы уже взрос­лые... (31)Те, про кого пи­шут­ся и пи­шут­ся книги...

(По Н. Ми­хай­ло­вой*) *На­та­лья Ми­хай­ло­ва — пе­да­гог, пуб­ли­цист.

2. За­да­ние 21 № 1245. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) В пред­ло­же­ни­ях 3-6 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

2) Пред­ло­же­ния 8—9 со­дер­жат под­твер­жде­ние суж­де­ния, вы­ска­зан­но­го в пред­ло­же­нии 7.

3) В пред­ло­же­ни­ях 22-25 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

4) В пред­ло­же­ни­ях 14-18 со­дер­жат­ся при­ме­ры к те­зи­су, вы­ска­зан­но­му в пред­ло­же­нии 13.

5) В пред­ло­же­ни­ях 13-19 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

3. За­да­ние 22 № 1246. Из пред­ло­же­ний 5-7 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

4. За­да­ние 23 № 1253. Среди пред­ло­же­ний 19-24 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи союза. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

5. За­да­ние 24 № 1254. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

«Раз­мыш­ляя о том, какие из­ме­не­ния про­ис­хо­дят во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях вы­пуск­ни­ков, как ме­ня­ет­ся их вос­при­я­тие школь­ной жизни, автор ис­поль­зу­ет такие тропы, как (А)_____ (на­при­мер, в пред­ло­же­нии 3) и (Б)_____ («уле­та­ем за го­ри­зон­ты школь­ной про­грам­мы» в пред­ло­же­нии 20), а также такой приём, как (В)_____ (пред­ло­же­ния 15—16). Эмо­ци­о­наль­ность тек­ста создаётся за счёт ис­поль­зо­ва­ния раз­но­об­раз­ных язы­ко­вых средств вы­ра­зи­тель­но­сти, на­при­мер та­ко­го син­так­си­че­ско­го сред­ства, как (Г)_____ (пред­ло­же­ния 6, 9)». 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) срав­не­ние

2) пар­цел­ля­ция

3) эпи­тет

4) ряды од­но­род­ных чле­нов

5) ме­та­фо­ра

6) во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния

7) фра­зео­ло­гизм

8) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

9) диа­лек­тизм

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 

8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайд 14) Самооценка

9.Домашнее задание: Ребята, чтобы закрепить изученное на уроке, и с целью подготовки к ЕГЭ, вам нужно написать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту. Постарайтесь в своем сочинении использовать правило «Тире между подлежащим и сказуемым. Выучить теорию, параграф 73. ИЛИ выполнить задания Тренажёр ЕГЭ, Вариант 1.Выучить теорию, параграф 73.

 


Рабочий лист к уроку "Главные члены предложения. Тире между
DOCX / 28.03 Кб

Главные члены предложения.Тире между подлежащим и сказуемым.
PPT / 1.51 Мб

Тренажер ЕГЭ
EXE / 633.72 Кб

 

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (4)

Александрова Марина Александровна, 10.11.16 в 08:05 0Ответить Пожаловаться
Лилия Мансуровна, какая отличная разработка!
Задания тренируют навыки в формате ЕГЭ, поэтому дети "без отрыва от производства" и к экзамену готовятся, и с новым материалом знакомятся. Схематическая подача материала (опорная таблица) очень упрощает восприятие.
Спасибо за урок, обязательно возьму на вооружение!
Кильмухаметова Лилия Мансуровна, 10.11.16 в 13:34 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, Марина Александровна!
Александрова Марина Александровна, 15.12.16 в 07:07 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю от всей души! Я была уверена в Вашей победе!
Замечательно!
Кильмухаметова Лилия Мансуровна, 15.12.16 в 13:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Александровна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.