Урок русского языка для 11 класса «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»
Пояснительная записка к презентации
11 класс Русский язык Урок № 6
Тема урока. « Главные члены предложения. Постановка тире между подлежащим и сказуемым».
Цель урока: углубление знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым
Задачи: совершенствовать навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи; воспитывать бережное отношение к книге, привить любовь к чтению.
Ход урока
Организационный момент.
Откройте тетради, запишите число.
Фронтальная работа с классом.
Сегодня мы продолжаем изучать синтаксис и пунктуацию.
Воспроизведение опорных знаний слайд
Что изучают эти разделы? (синтаксис- раздел русского языка, изучающий предложения и способы связи слов внутри предложения;
пунктуация- раздел русского языка, изучающий знаки препинания)
Что вы знаете о предложении? По цели высказывания? По структуре?
Назовите главные члены предложения.
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.
Проверка Д.З. (самостоятельно)
Задание 14 № 4286. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Укажите вид предложения, подчеркните главные члены предложения.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окружё(2)ых облаками; это был обычный русский простор: поля, луга, редкие деревни с соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.
Дверь в комнату была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки пианино, на котором исполняли какой-то медле(3)ый этюд.
Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие лесы, за высокие горы.
Самопроверка, самооценка.
4. Орфоэпический диктант (слайды 4,5)
СлИвовый, жалюзИ, Отрочество, бАнты, вручИт, гналА , ОтключЕнный, ОблегчИть, каталОг, дОсуха, чЕрпать, водопровод, кУхонный, клАла, оптОвый, понЯв, донЕльзя.
5.Синтаксическая пятиминутка. (слайд 6)
Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, которые отправляются на отдых.
6. Изучение нового материала.
А теперь мы можем перейти к изучению новой темы. Но какой, я вам не скажу. Это я пока держу в секрете. Вы сами потом догадаетесь. Будьте внимательны.
Учитель: Сегодня вы – юные исследователи.
На экране вы видите несколько предложений.
-Давайте определим грамматическую основу каждого из них.
Хорошая книга - просто праздник.
Учить - ум точить.
Семь бед – один ответ.
Большая Медведица семь ярких звёзд.
Чтение вот лучшее учение. ( А. Пушкин)
Долг наш защищать крепость до последнего издыхания. ( А. Пушкин)
- Что общего в структуре этих предложений?
Все предложения распадаются на 2 речевых звена. Первое речевое звено произносится с повышением тона голоса, второе- с понижением. Между речевыми звеньями делается пауза.
Отсутствует глагол - связка
- Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? (существительное, числительное, глагол)
- Какой знак препинания ставится на месте пропущенной связки? (тире)
Учитель: Правильно! Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока? Запишем: «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ».
А наша задача сегодня - вспомнить, в каких же случаях употребляется тире между подлежащим и сказуемым, а в каких – отсутствует; и сформировать навыки, потренироваться.
Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть") , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.
Учитель: Вопрос к классу: в названии темы урока слова « подлежащим и сказуемым», какими членами предложения являются? (однородные дополнения»)
- Почему же тогда не стоит запятая? (есть союз И)
Учитель: Для системы и упрощения восприятия работать будем по следующему плану:
1.Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Условия отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель: Для удобства и наглядности в рабочем листе есть таблица. Второй столбец таблицы уже заполнен примерами, а вот первый нам нужно заполнить вместе.
Работа с деформированной таблицей (слайды 7-9)
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Тире ставится: |
|
1. сущ. в И.п.- сущ. в И.п |
Книга— лучший друг человека. Чем выражено подлежащее? (существительным) - В каком падеже? (в И.п., что?) - Чем выражено сказуемое? - Падеж? (в И.п., что?) Значит, первое условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба члена выражены именем существительным в И.п. Схема: «.» - Запишем в первую колонку схему |
2. числ. в И.п. - числ. в И.п |
Шестью шесть — тридцать шесть. |
3. сущ. в И.п. - числ. в И.п. |
Длина Волги—3688 километров |
4. гл Н.Ф.- гл.Н.Ф. |
Охранять природу — любить родину. |
5. сущ. в И.п.- гл.Н.Ф. |
Наша задача — хорошо учиться. |
6. Н. ф. глаг. + сущ. |
Ходить босиком — большое удовольствие. |
7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.) |
Чтение — вот лучшее учение. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Подлежащее – ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ сказуемое. Сигнал постановки тире (частица) |
Итак, первая задача решена. Приступим к решению второй задачи. Заполним вторую часть таблицы – тире не ставится. Тире не ставится: - Почему «не ставится» пишется раздельно? (частица НЕ с глаголами) |
|
1. При сказуемом есть не |
Бедность не порок |
2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно |
Глаза будто вишни. В предложении «как» - какая часть речи? (союз) - Значит, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, как будто, словно, точно, всё равно, вроде как и т.п., тире не ставится. |
3. Перед сказуемым стоит вводное слово |
Собака, известно, друг человека |
3. Подлеж. = личное местоим. |
Он порча, он чума, он язва здешних мест. |
Таким образом, мы решили и вторую задачу.
Давайте проверим, правильно ли мы вывели правила. Обратимся к учебнику и посмотрим, как он излагает материал нашего занятия.
Откройте учебник на 236 странице, самостоятельно читайте параграф 73.
- Что нового из параграфа вы узнали?
(тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением) Н-р : Ты врач. Запишем в таблицу.
7.Закрепление . Для того, чтобы закрепить полученные знания и научиться применять их на практике, выполним следующие задания:
Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя. Слайд 11 (ВЗАИМОПРОВЕРКА) - САМООЦЕНКА
1. Услуга в дружбе вещь святая.
2. Степь – словно большой солнечный диск.
3. Плохой товарищ – не подмога.
4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.
5. Солнце – ярко, небо – сине.
6. Властвовать значит доверять.
7.Я – не француз. Я – Дубровский.
Услуга в дружбе - вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.)
Степь словно большой солнечный диск.
Плохой товарищ не подмога.
Площадь (сущ. в им. п.) комнаты - двадцать квадратных метров (числит.).
Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)
Властвовать - значит доверять.
Я (личн.мест.) не француз Я(-) Дубровский
Создание проблемной ситуации Я (-) Дубровский? гиперссылка слайд 12-13.
Почему допускается вариант постановки или отсутствия тире в этом предложении?
Что хочет подчеркнуть автор в тексте, ставя логическое ударение на одном из слов?
Всё зависит от контекста. Если автор обращает внимание читателя на личностные качества человека, он выделит местоимения, а если на род занятий, профессиональную деятельность и др., подчеркнёт интонационно сказуемое.
7. Проверочный тест .
1. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
А) Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.
Б) Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.
В) Этот яркий свет _ словно ливень золотой.
Г) Наш край _ богат и прекрасен.
Д) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь.
2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.
А) Голова без ума _ что фонарь без света.
Б) Волков бояться _ в лес не ходить.
В) Большой театр _ один из самых известных в мире оперных театров.
Г) Я _ честный человек и никогда не говорю комплиментов.
Д) Сердце _ не камень.
Задание 20 № 1244. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В выпускном классе приятно вспоминать, как складывались отношения между одноклассниками в течение школьных лет.
2) В одиннадцатом классе школьники начинают более уважительно относиться друг к другу, чем раньше.
3) Обсуждение художественных произведений на уроках литературы сближает одиннадцатиклассников.
4) Одиннадцатиклассников ещё нельзя назвать взрослыми людьми.
5) Уроки литературы интересны больше девушкам, чем юношам.
(1)Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. (2)Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. (3)Одиннадцатый класс как песочные часы. (4)Сверху — школа, снизу — ты. (5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!
(7)В одиннадцатом классе учиться весело. (8)Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже. (9)Вообще не ссоримся! (10)На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие...» (11) Вспоминать, кто в кого был влюблен, кто кому нравился. (12)Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит.
(13)В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. (14)Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. (15)Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. (16)И хорошим. (17)И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени. (18) Уважительно и как друг.
(19)В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы, становится всё понятно...
(20)Мы отрываемся от художественного произведения, от рассказов Бунина и Куприна, пружиним литературными строчками, подпрыгиваем и улетаем за горизонты школьной программы, туда, где начинается жизнь... (21)Углубляемся в тему любви, которая трогает больше всего, заставляет спорить, громко и страстно рассуждать...
(22)В любовь все верят одинаково. (23)И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек... (24)Нет более или менее романтичных или сентиментальных. (25)Удивительно, но юноши даже чаще более заинтересованы в обсуждении любви, личных взаимоотношений.
(26)И оказываются более активными, поднимают руку, чтобы ответить, кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке, кто ошибался, как он сам поступил бы в такой ситуации. (27)И мы теперь с большим рвением делаем литературу, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. (28)И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит, улыбается, подкидывает новые вопросы, темы для обсуждения. (29)И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение. (30)И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, мы уже взрослые... (31)Те, про кого пишутся и пишутся книги...
(По Н. Михайловой*) *Наталья Михайлова — педагог, публицист.
2. Задание 21 № 1245. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 3-6 представлено рассуждение.
2) Предложения 8—9 содержат подтверждение суждения, высказанного в предложении 7.
3) В предложениях 22-25 представлено повествование.
4) В предложениях 14-18 содержатся примеры к тезису, высказанному в предложении 13.
5) В предложениях 13-19 содержится повествование.
3. Задание 22 № 1246. Из предложений 5-7 выпишите фразеологизм.
4. Задание 23 № 1253. Среди предложений 19-24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза. Напишите номер этого предложения.
5. Задание 24 № 1254. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Размышляя о том, какие изменения происходят во взаимоотношениях выпускников, как меняется их восприятие школьной жизни, автор использует такие тропы, как (А)_____ (например, в предложении 3) и (Б)_____ («улетаем за горизонты школьной программы» в предложении 20), а также такой приём, как (В)_____ (предложения 15—16). Эмоциональность текста создаётся за счёт использования разнообразных языковых средств выразительности, например такого синтаксического средства, как (Г)_____ (предложения 6, 9)».
Список терминов:
1) сравнение
2) парцелляция
3) эпитет
4) ряды однородных членов
5) метафора
6) вопросительные предложения
7) фразеологизм
8) восклицательные предложения
9) диалектизм
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайд 14) Самооценка
9.Домашнее задание: Ребята, чтобы закрепить изученное на уроке, и с целью подготовки к ЕГЭ, вам нужно написать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту. Постарайтесь в своем сочинении использовать правило «Тире между подлежащим и сказуемым. Выучить теорию, параграф 73. ИЛИ выполнить задания Тренажёр ЕГЭ, Вариант 1.Выучить теорию, параграф 73.
Рабочий лист к уроку "Главные члены предложения. Тире между
DOCX / 28.03 Кб
Главные члены предложения.Тире между подлежащим и сказуемым.
PPT / 1.51 Мб
Тренажер ЕГЭ
EXE / 633.72 Кб
Александрова Марина Александровна
Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Александрова Марина Александровна
Кильмухаметова Лилия Мансуровна