12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Разуваева Наталия32 |
Урок русского языка в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»
ТЕМА: Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
Цель деятельности учителя | Выявить степень владения теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу по теме «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»; развивать мышление учащихся; формировать у них умения анализировать свои учебные действия, выделятьглавное |
Тип урока | Повторительно-обобщающий (урок систематизации ЗУН) |
Планируемые образовательные результаты | предметный результат: находить пунктограммы в предложениях; владеть алгоритмом определения грамматической основы; устно объяснять выбор и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно составлять предложения на изученные правила; метапредметный результат: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, просмотра или аудирования; умение вести самостоятельный поиск информации; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | повторительно-обобщающий материал (таблица «Главные члены предложения»), инструкции для выполнения упражнений, раздаточный материал для создания мультфильма |
Основные понятия | Подлежащее, сказуемое, пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым» |
Организационная структура урока (сценарий урока)
Этапы урока | Обучающие и развива-ющие компонен-ты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляе-мая деятельность учащихся | Формы органи-зации совзаи-модейст-вия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результа-тов учебной деятельности | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
1.Мотива- ция (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к повторению изученного материала | -Открываем тетради, записываем дату…, а тему мы запишем в ходе урока. -Ребята, вы любите мультфильмы? Я тоже люблю. Тогда будем смотреть мультфильмы. Просмотр отрывка из мультфильма«Маша и медведь» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фрон-тальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей | ||||||||||
2.Актуа- лизация и пробное учебное действие. Выявле- ние места и причины затрудне-ния. Целепола- гание. | Воспроизведение ранее изученного, установле- ние преемствен- ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристиче- ская беседа. | Запись на доске. Продолжите предложения: Маша (кто такая?) Маша (что делает?) Маша (какая?) озорная, веселая, заботливая. - Ребята, а почему я использую именно эти вопросы? (это вопросы сказуемого). (Учитель допускает пунктуационную ошибку в записанных предложениях) -Верно ли расставлены знаки препинания? Подведение к формулировке темы и целей урока Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
- Это новая тема? Какова цель нашего урока? (повторить изученный материал, обобщить, устранить пробелы в знаниях) - Наш урок сегодня – это необыкновенные приключения Маши и 5 «Б» класса. | Отвечают на вопросы, строят высказывания; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что у них недостаточнее знаний для полных безошибочных ответов
Отвечают на вопросы, рассуждают. Формулируют тему и цели урока | Фрон-тальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно- следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают наличие пробелов в знаниях. Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, работают в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса | Устные ответы, выполне-ние заданий | |||||||||
3.Обобще- ние и системати- зация изученно- го материала | Обобщение и систематизация понятий и правил, определение их роли в речи. Работа со «слепой» таблицей. | 1.Работа с листами – инструкциями (Приложение1) Заполните пустые клетки «Слепой таблицы», вспомнив опорный конспект по данной теме. Озвучьте его. Озвучивание опорного конспекта с опорой на мультимедийную презентацию.
| Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | Работа в парах | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Заполне-ние таблицы Устные ответы | |||||||||
Задание на соотнесение. Проверка по эталону.
| 2.Запишите предложения в порядке соответствующих схем. Выделите грамматические основы. Решите орфографические и пунктуационные задачи. Проверьте себя. Что у вас получилось? Как же зовут медвежонка? 1) Медвежонок в…селый. 2) Ж…вет в одной стр…не медвежонок под странным именем… 3) Над его дверью надпись в…сит . 4) Для него лучший подарок это ме...5) А он под ней ж…вет. 1) Ж…вет в одной стр…не медвежонок под странным именем… 2) Над его дверью надпись в…сит . 3) А он под ней ж…вет. 4) Медвежонок в…селый. 5) Для него лучший подарок – это мед.
| Записывают предложения, выделяют грамматические основы, вставляют орфограммы и пунктограммы, соотносят предложения со схемами, понимают, что получился текст. Работают совместно.
| Работа в парах | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану, адекватно оценивают свои достижения Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Письмен-ная работа
| ||||||||||
Дидактиче-ская игра
| 3.Помогите Маше составить из рассыпанных слов предложения. Учитель вызывает к доске необходимое количество учеников (по количеству слов в предложении). 1 человек – тире. Дети должны составить предложения из слов, данных на доске. Знак тире выбирает место, куда ему встать и нужно ли становиться, комментируя свою позицию. Все остальные записывают предложения в тетради, подчеркивают ГО. ГО делает шаг вперед. Анимация – создание мультфильмов. Канарейка – певчая птица. Эзоп – древнегреческий баснописец. Он ученик нашей школы. Мы победители школьных соревнований. -Каким правилом мы руководствовались при выполнении этого упражнения? Сформулируйте его. | Выходят к доске, выстраиваются в правильном порядке, советуясь друг с другом. Один ученик – тире- объясняет свою позицию присутствия или отсутствия в предложении. Остальные ученики записывают, полученные предложения, объясняя постановку или отсутствие пунктограммы графически. | Группо-вая работа | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: планируют необходимые действия и операции, замечают ошибки, осознают правило контроля. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы у доски. Письмен-ная работа. | ||||||||||
Работа с текстом. Проверка ответов по эталону | 4. Игра «Кораблики». Дети из текста (на слайде мультимедийной презентации) на кораблик выписывают 1 предложение с тире. Ответы сличаются с эталоном (на слайде мультимедийной презентации) Если их ответ верен, кораблик прикрепляется на доску. Учитель имеет возможность видеть количество детей, усвоивших тему.
| Работают с текстом, внимательно читают и выбирают из текста нужное предложение. После проверки- в случае верного ответа- прикрепляют свой кораблик на доску. | Индиви-дуаль-ная, фрон- тальная | Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, адекватно оценивают свои достижения |
| ||||||||||
Самостоятельная работа | Тестирова-ние. Взаимопро-верка по эталону. Оценивание. | 5. Помогите Маше преодолеть препятствия. Каждое препятствие – это тестовое задание.(Мультимедийная презентация) 1. Укажите номер предложения, в котором не ставится тире: 1)Дон река капризная 2)Июньская ночь коротка. 3)Только труд всему основа. 4)Цена человеку дело его. 2. Укажите номер предложения, в котором ставится тире. 1)Озеро изумрудное. 2) Степь залита солнцем. 3)Дорога грязная. 4) Художественная литература это искусство слова. 3. Укажите номер предложения, в котором подлежащее выражено местоимением. 1) Вышли братья на отцовский двор. 2) Подняла стрелу дочь купеческая. 3) Он увидел веселого старичка. 4) Приказал отец сыновьям жениться 4. Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено прилагательным. 1)У лисы шубка теплая, пушистая. 2) Лось – осторожное животное. 3) Зима начинается 22 декабря. 4)Первый снег всегда поражает своей белизной. 5. Укажите номер ряда, в котором во всех словах пишется О: 1) бродить, дрожать, долина 2) угадать, гроза, сожаление 3) прославлять, наслаждаться, голод. - Проверьте себя. Оцените. | Выполняют тестовое задание, проверяют друг друга, оценивают. | Индиви-дуаль-ная | Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. | Тест | |||||||||
Рефлек-сия | Создание мульт-фильма | Сегодня на уроке нас сопровождали герои мультфильмов. Сейчас мы с вами попробуем сами сделать фрагмент мультфильма. Посмотрите на картинки. Кто является героем нашего мультфильма? Сейчас мы с помощью анимации продемонстрируем правило, которое повторили. Учитель показывает, как создавать мультфильм. - Продолжите фразу : «Мне понравилось на уроке…» «Мне не понравилось на уроке…» - Какие трудности у вас возникали?
| Создают мультфильм, отвечают на вопросы. | Индиви-дуаль-ная, фрон-тальная | Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Мульт-фильмы, ответы на вопросы | |||||||||
Домашнее задание |
| Работа с текстом, предложенным в инструкции(Приложение) |
|
|
Литература
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская, И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2011
Новые образовательные стандарты. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в процессе преподавания русского языка и литературы (5-11 класс): учебно-методическое пособие/ Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова. – М.: Планета, 2012
Рик Т. Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс. – М: ВАКО,2011
Цветкова Г. В. Русский язык 5 класс. Технологические карты уроков по УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.- Волгоград: Учитель, 2011