Урок русского языка в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»

2
0
Материал опубликован 1 February 2017

ТЕМА: Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым


 

Цель деятельности учителя

Выявить степень владения теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу по теме «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»; развивать мышление учащихся; формировать у них умения анализировать свои учебные действия, выделятьглавное

Тип урока

Повторительно-обобщающий (урок систематизации ЗУН)

Планируемые

образовательные

результаты

предметный результат: находить пунктограммы в предложениях; владеть алгоритмом определения грамматической основы; устно объяснять выбор и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно составлять предложения на изученные правила;

метапредметный результат: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, просмотра или аудирования; умение вести самостоятельный поиск информации; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их; работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

повторительно-обобщающий материал (таблица «Главные члены предложения»), инструкции для выполнения упражнений, раздаточный материал для создания мультфильма

Основные понятия

Подлежащее, сказуемое, пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым»


 

Организационная структура урока (сценарий урока)

Этапы

урока

Обучающие и развива-ющие компонен-ты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаи-модейст-вия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результа-тов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотива-

ция (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к повторению изученного материала

-Открываем тетради, записываем дату…, а тему мы запишем в ходе урока.

-Ребята, вы любите мультфильмы? Я тоже люблю. Тогда будем смотреть мультфильмы.

Просмотр отрывка из мультфильма«Маша и медведь»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные ма­териалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фрон-тальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, со­вершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

 

2.Актуа-

лизация и пробное учебное действие. Выявле-

ние места и причины затрудне-ния.

Целепола-

гание.

Воспроизведение ранее изученного, установле-

ние преемствен-

ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристиче-

ская беседа.

Запись на доске. Продолжите предложения:

Маша (кто такая?)

Маша (что делает?)

Маша (какая?) озорная, веселая, заботливая.

- Ребята, а почему я использую именно эти вопросы? (это вопросы сказуемого). (Учитель допускает пунктуационную ошибку в записанных предложениях)

-Верно ли расставлены знаки препинания?

Подведение к формулировке темы и целей урока

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.


 

- Это новая тема? Какова цель нашего урока? (повторить изученный материал, обобщить, устранить пробелы в знаниях)

- Наш урок сегодня – это необыкновенные приключения Маши и 5 «Б» класса.

Отвечают на вопросы, строят высказывания; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что у них недостаточнее знаний для полных безошибочных ответов


 


 

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Формулируют тему и цели урока

Фрон-тальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно- следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают наличие пробелов в знаниях.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, работают в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса

Устные ответы, выполне-ние заданий

3.Обобще-

ние и системати-

зация изученно-

го материала

Обобщение и систематизация

понятий и правил, определение их роли в речи. Работа со «слепой» таблицей.

1.Работа с листами – инструкциями (Приложение1) Заполните пустые клетки «Слепой таблицы», вспомнив опорный конспект по данной теме. Озвучьте его.

Озвучивание опорного конспекта с опорой на мультимедийную презентацию.


 


 

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Работа в парах

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Заполне-ние таблицы

Устные

ответы

Задание на соотнесение.

Проверка по эталону.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.Запишите предложения в порядке соответствующих схем. Выделите грамматические основы. Решите орфографические и пунктуационные задачи.

Проверьте себя. Что у вас получилось? Как же зовут медвежонка?

1) Медвежонок в…селый. 2) Ж…вет в одной стр…не медвежонок под странным именем… 3) Над его дверью надпись в…сит . 4) Для него лучший подарок это ме...5) А он под ней ж…вет.

1) Ж…вет в одной стр…не медвежонок под странным именем… 2) Над его дверью надпись в…сит . 3) А он под ней ж…вет. 4) Медвежонок в…селый. 5) Для него лучший подарок – это мед.

1) ГЛАГ. + СУЩ.

 

2) СУЩ. + ГЛАГ.

 

3) МЕСТ. +ГЛАГ.

 

4) СУЩ. +ПРИЛАГ.

 

5) СУЩ. -СУЩ.

 


 

Записывают предложения, выделяют грамматические основы, вставляют орфограммы и пунктограммы, соотносят предложения со схемами, понимают, что получился текст. Работают совместно.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа в парах

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану, адекватно оценивают свои достижения

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Письмен-ная работа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Дидактиче-ская игра


 

3.Помогите Маше составить из рассыпанных слов предложения. Учитель вызывает к доске необходимое количество учеников (по количеству слов в предложении). 1 человек – тире. Дети должны составить предложения из слов, данных на доске. Знак тире выбирает место, куда ему встать и нужно ли становиться, комментируя свою позицию. Все остальные записывают предложения в тетради, подчеркивают ГО. ГО делает шаг вперед.

Анимация – создание мультфильмов.

Канарейка – певчая птица.

Эзоп – древнегреческий баснописец.

Он ученик нашей школы.

Мы победители школьных соревнований.

-Каким правилом мы руководствовались при выполнении этого упражнения? Сформулируйте его.

Выходят к доске, выстраиваются в правильном порядке, советуясь друг с другом. Один ученик – тире- объясняет свою позицию присутствия или отсутствия в предложении. Остальные ученики записывают, полученные предложения, объясняя постановку или отсутствие пунктограммы графически.

Группо-вая работа

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: планируют необходимые действия и операции, замечают ошибки, осознают правило контроля.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы у доски.

Письмен-ная работа.

 

Работа с текстом.

Проверка ответов по эталону

4. Игра «Кораблики». Дети из текста (на слайде мультимедийной презентации) на кораблик выписывают 1 предложение с тире. Ответы сличаются с эталоном (на слайде мультимедийной презентации)

Если их ответ верен, кораблик прикрепляется на доску. Учитель имеет возможность видеть количество детей, усвоивших тему.


 

Работают с текстом, внимательно читают и выбирают из текста нужное предложение.

После проверки- в случае верного ответа- прикрепляют свой кораблик на доску.

Индиви-дуаль-ная,

фрон-

тальная

Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, адекватно оценивают свои достижения


 

Самостоятельная работа

Тестирова-ние.

Взаимопро-верка по эталону. Оценивание.

5. Помогите Маше преодолеть препятствия. Каждое препятствие – это тестовое задание.(Мультимедийная презентация)

1. Укажите номер предложения, в котором не ставится тире:

1)Дон   река   капризная

2)Июньская   ночь   коротка.

3)Только   труд   всему   основа.

4)Цена   человеку   дело  его.

2. Укажите номер предложения, в котором ставится тире.

1)Озеро  изумрудное.

2) Степь   залита   солнцем.

3)Дорога   грязная.

4) Художественная   литература   это   искусство   слова.

3. Укажите номер предложения, в котором подлежащее выражено местоимением.

1) Вышли братья на отцовский двор.

2) Подняла стрелу дочь купеческая.

3) Он увидел веселого старичка.

4) Приказал отец сыновьям жениться

4. Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено прилагательным.

1)У лисы шубка теплая, пушистая.

2) Лось – осторожное животное.

3) Зима начинается 22 декабря.

4)Первый снег всегда поражает своей белизной.

5. Укажите номер ряда, в котором во всех словах пишется О:

1) бродить, дрожать, долина

2) угадать, гроза, сожаление

3) прославлять, наслаждаться, голод.

- Проверьте себя. Оцените.

Выполняют тестовое задание, проверяют друг друга, оценивают.

Индиви-дуаль-ная

Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Тест

Рефлек-сия

Создание мульт-фильма

Сегодня на уроке нас сопровождали герои мультфильмов. Сейчас мы с вами попробуем сами сделать фрагмент мультфильма. Посмотрите на картинки. Кто является героем нашего мультфильма? Сейчас мы с помощью анимации продемонстрируем правило, которое повторили. Учитель показывает, как создавать мультфильм.

- Продолжите фразу : «Мне понравилось на уроке…»

«Мне не понравилось на уроке…»

- Какие трудности у вас возникали?


 

Создают мультфильм, отвечают на вопросы.

Индиви-дуаль-ная,

фрон-тальная

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Мульт-фильмы, ответы на вопросы

Домашнее задание


 

Работа с текстом, предложенным в инструкции(Приложение)


 

   


 

 

Литература


Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская, И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2011

Новые образовательные стандарты. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в процессе преподавания русского языка и литературы (5-11 класс): учебно-методическое пособие/ Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова. – М.: Планета, 2012

Рик Т. Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс. – М: ВАКО,2011

Цветкова Г. В. Русский язык 5 класс. Технологические карты уроков по УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.- Волгоград: Учитель, 2011

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации