Программа внеурочной деятельности на тему «Азбука речи» (1 класс)

0
0
Материал опубликован 24 January

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

‌‌​Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района

 

МБОУ «Андринская СОШ»

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 26 августа 2023 г.

 

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по ВР

Карайченцевой В.Л.

28 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

523 от 29 августа 2023 г.

 

 


 


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«АЗБУКА РЕЧИ»

коррекционно - развивающего направления

для обучающихся 1 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Чухманова Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт.Андра, 2023 год

 

Содержание рабочей программы

Пояснительная записка ………….………………………………………...3

Планируемые результаты освоения

рабочей программы ………………………………………………………..5

Содержание программы ……………….…………………………………..6

Тематическое планирование ……………....................................................7

 


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность и назначение программы

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности « Азбука речи» составлена на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федирации от 31.05.2021 г. №286 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с учетом Примерной программой воспитания (одобрена решением Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г.№ 3/20)) Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрено решением Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)), Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды».

Программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука речи» включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в  структуре плана внеурочной деятельности.

Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения.

В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые   разделам программы. В тематическом планировании описываются программное содержание по всем разделам содержания обучения за период обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.

Общая характеристика программы курса «азбука речи»

Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития (инклюзивное образование) внимание учителей начальных классов, учителей – логопедов, педагогов - психологов и других специалистов значительно возрастает. Рамки урока и насыщенность программы не позволяют ответить на все вопросы детей и показать им богатство и мощь русского языка, раскрыть многие его «тайны».

Коррекционная работа не должна ограничиваться только логопедическими занятиями, но и во внеурочную деятельности необходимо включать логопедические приемы. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов в формировании личности ребенка.

Одним из средств привития любви и внимания учащихся к школьным предметам является проведение внеурочных мероприятий по программе «Азбука речи».

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в школе и в семье.

Развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками. (Увлекательное путешествие по словарям позволит заглянуть внутрь слова и узнать его тайну, показать силу и мощь русского языка. Прививает любовь к родному языку).

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.

Особенности программы внеурочной деятельности (коррекционная развивающая область) «Азбука речи»

Курс изучения программы рассчитан на 1 года (для учащихся 1х классов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.

Цель курса: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций

Задачи курса:

обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;

формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.

развитие и совершенствование грамматического строя речи;

развитие связной речи;

коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

развитие психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:

устойчивости внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, способности к переключению, познавательной активности, развитие фонематического слуха;

развитие слуховых, зрительных, психомоторных, пространственных способностей обучающихся;

формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

обогащение и активизация словарного запаса;

совершенствование грамматической правильности речи;

совершенствование разговорной (диа­логической) и контекстной (монологической) форм речи;

совершенствование координации мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики;

развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Личностные результаты:

· осознавать роль языка и речи в жизни людей;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.

Метапредметне результаты:

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

· учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

· находить ответы на вопросы учителя - логопеда;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - логопеда;

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

- правильно произносить звуки в устной речи;

- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

- использование различных видов устной речи; разговорно-диалогической, описательно-повествовательной;

- осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

- расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;

- уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения;

- использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач;

- осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

- осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

- участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

Оценка качества освоения программы

Процедура итоговой аттестации проводится в форме конкурса.

Систематическая и углублённая работа над фонетической стороной речи необходима для формирования как графических, так и орфографических умений и навыков.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание кружка внеурочной деятельности «Азбука речи» с указанием форм организации и видов деятельности 1 класс

 

Курс «Азбука речи» применяется на этапе звукобуквенного анализа при переходе к письменной речи для работы с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.

Формы работы:

- фронтальная

-групповая

-индивидуальная

Методы и приемы:

· практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, загадок.

В каждом занятии прослеживаются три части:

· игровая;

· теоретическая;

· практическая.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Учебный план программы внеурочной деятельности (коррекционная развивающая область) «Азбука речи»

Категория детей – учащиеся 1 класс

Срок обучения - 1 учебный год (1 класс – 33)

Форма обучения – очная, очно-заочная

Наименование учебных разделов

Всего часов

1

Мир Звуков

5

2

Мир Письменности

12

3

Путешествие с Буквами

15

4

Итоговое занятие. Конкурс.

1

5

Итого часов

33

Форма проведения занятий

Курс внеурочной деятельности «Азбука речи» рассчитан на один академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование каждого класса состоит из занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы: Рассуждения, викторины, коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение интерактивных заданий на образовательной платформе.

Планируемые результаты освоения курса «Азбука речи»

Обучающиеся должны уметь:

по слоговому и звуковому составу,

различать гласные и согласные звуки,

различать твердые и мягкие согласные,

придумывать слова из 3-5 букв.

Обучающиеся должны знать:

все буквы русского алфавита;

употребление большой буквы в именах людей кличках животных,

написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка),

придумывать слова на заданные звуки.

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Методические материалы для ученика:

дидактические материалы, раздаточный материал и т. д.

Методические материалы для учителя:

методические материалы; демонстрационные материалы по теме занятия;

методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети

Интернет: образовательная платформа.

Учебное оборудование:

компьютер (стационарный компьютер, ноутбук); компьютерные мыши; клавиатуры.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации