Программа внеурочной деятельности на тему «Азбука речи» (1 класс)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района
МБОУ «Андринская СОШ»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от 26 августа 2023 г.
|
СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по ВР Карайченцевой В.Л. 28 августа 2023 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора № 523 от 29 августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«АЗБУКА РЕЧИ»
коррекционно - развивающего направления
для обучающихся 1 класса
Составитель:
Чухманова Н.С.
пгт.Андра, 2023 год
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка ………….………………………………………...3
Планируемые результаты освоения
рабочей программы ………………………………………………………..5
Содержание программы ……………….…………………………………..6
Тематическое планирование ……………....................................................7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность и назначение программы
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности « Азбука речи» составлена на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федирации от 31.05.2021 г. №286 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с учетом Примерной программой воспитания (одобрена решением Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г.№ 3/20)) Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрено решением Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)), Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды».
Программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука речи» включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения.
В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые разделам программы. В тематическом планировании описываются программное содержание по всем разделам содержания обучения за период обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Общая характеристика программы курса «азбука речи»
Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития (инклюзивное образование) внимание учителей начальных классов, учителей – логопедов, педагогов - психологов и других специалистов значительно возрастает. Рамки урока и насыщенность программы не позволяют ответить на все вопросы детей и показать им богатство и мощь русского языка, раскрыть многие его «тайны».
Коррекционная работа не должна ограничиваться только логопедическими занятиями, но и во внеурочную деятельности необходимо включать логопедические приемы. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов в формировании личности ребенка.
Одним из средств привития любви и внимания учащихся к школьным предметам является проведение внеурочных мероприятий по программе «Азбука речи».
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в школе и в семье.
Развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками. (Увлекательное путешествие по словарям позволит заглянуть внутрь слова и узнать его тайну, показать силу и мощь русского языка. Прививает любовь к родному языку).
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.
Особенности программы внеурочной деятельности (коррекционная развивающая область) «Азбука речи»
Курс изучения программы рассчитан на 1 года (для учащихся 1х классов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Цель курса: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций
Задачи курса:
обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
развитие и совершенствование грамматического строя речи;
развитие связной речи;
коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
развитие психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:
устойчивости внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, способности к переключению, познавательной активности, развитие фонематического слуха;
развитие слуховых, зрительных, психомоторных, пространственных способностей обучающихся;
формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
обогащение и активизация словарного запаса;
совершенствование грамматической правильности речи;
совершенствование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;
совершенствование координации мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики;
развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.
Метапредметне результаты:
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы учителя - логопеда;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - логопеда;
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- правильно произносить звуки в устной речи;
- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
- использование различных видов устной речи; разговорно-диалогической, описательно-повествовательной;
- осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
- расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;
- уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения;
- использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач;
- осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
- осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
- участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
Оценка качества освоения программы
Процедура итоговой аттестации проводится в форме конкурса.
Систематическая и углублённая работа над фонетической стороной речи необходима для формирования как графических, так и орфографических умений и навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание кружка внеурочной деятельности «Азбука речи» с указанием форм организации и видов деятельности 1 класс
Курс «Азбука речи» применяется на этапе звукобуквенного анализа при переходе к письменной речи для работы с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.
Формы работы:
- фронтальная
-групповая
-индивидуальная
Методы и приемы:
· практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, загадок.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный план программы внеурочной деятельности (коррекционная развивающая область) «Азбука речи»
Категория детей – учащиеся 1 класс |
||
Срок обучения - 1 учебный год (1 класс – 33) |
||
Форма обучения – очная, очно-заочная |
||
№ |
Наименование учебных разделов |
Всего часов |
1 |
Мир Звуков |
5 |
2 |
Мир Письменности |
12 |
3 |
Путешествие с Буквами |
15 |
4 |
Итоговое занятие. Конкурс. |
1 |
5 |
Итого часов |
33 |
Форма проведения занятий
Курс внеурочной деятельности «Азбука речи» рассчитан на один академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование каждого класса состоит из занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы: Рассуждения, викторины, коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение интерактивных заданий на образовательной платформе.
Планируемые результаты освоения курса «Азбука речи»
Обучающиеся должны уметь:
по слоговому и звуковому составу,
различать гласные и согласные звуки,
различать твердые и мягкие согласные,
придумывать слова из 3-5 букв.
Обучающиеся должны знать:
все буквы русского алфавита;
употребление большой буквы в именах людей кличках животных,
написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка),
придумывать слова на заданные звуки.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для ученика:
дидактические материалы, раздаточный материал и т. д.
Методические материалы для учителя:
методические материалы; демонстрационные материалы по теме занятия;
методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети
Интернет: образовательная платформа.
Учебное оборудование:
компьютер (стационарный компьютер, ноутбук); компьютерные мыши; клавиатуры.