Бактерии и вирусы. Кто они, друзья или враги?
Презентация
PPT / 5.42 Мб
/data/files/g1618062573.ppt (Презентация)
Защита проекта
DOC / 45.5 Кб
/data/files/h1618062593.doc (Защита проекта)Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Бактерии и вирусы.
Кто они, друзья или враги?
Проект подготовил
ученик 4б класса Шпиль Глеб
Руководитель проекта
Степаненко Валентина Ивановна
г. Лахденпохья
2020/2021
Оглавление.
Введение
1.Актуальность исследования с. 3
2. Проблемный вопрос с. 3
3. Гипотеза проекта с. 3
4. Предмет исследования с. 3
5. Цель проекта с. 3
6. Задачи с. 3
7. Методы изучения с. 3
Основная часть.
1. Анкетирование с. 3
2.Что такое бактерии? с. 4
3. Что такое вирус? с. 4
4. Кто открыл бактерии и вирусы? с. 5
5. Польза бактерий с. 5
6. Вред от бактерий с. 5
7. Рекомендации с. 6
8. Пандемия 2019 с. 6
9. Что делать в сложившейся ситуации? с. 7
Заключение с. 7
Список используемых источников и литературы с. 8
Введение
Мама очень часто говорит мне, что нужно мыть руки с мылом после улицы, обрабатывать руки антибактериальным гелем в школе или в других общественных местах, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой, что если ко мне в организм попадут какие-то бактерии, то я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за бактерии и вирусы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли они приносят вред человеку? Я стал искать ответы.
Проблемный вопрос: Бактерии и вирусы. Кто они, друзья или враги?
Гипотеза проекта: Я предполагаю, что бактерии и вирусы являются и друзьями, и врагами.
Предмет исследования: бактерии и вирусы.
Цель проекта: Выяснить значение бактерий и вирусов
Задачи:
1. Выяснить, чем опасны и полезны бактерии и вирусы.
2. Как избежать болезней. Определить методы профилактики.
3. Подготовить презентацию, выступить перед одноклассниками
Методы изучения:
1.Изучение научной литературы и интернет – ресурсов
2.Анкетирование одноклассников
3.Обработка собранной информации.
Основная часть.
В ходе работы над проектом я решил провести анкетирование по следующим вопросам:
1. Знаете ли вы о существовании бактерий и вирусов.
2. Знаете ли вы, что бактерии и вирусы могут вызывать различные заболевания человека.
3. Где живут бактерии и вирусы?
4. Могут ли бактерии быть полезными?
5. Как часто ты моешь руки?
6. Почему нельзя есть грязные овощи?
Я сделал вывод, что многие одноклассники не владеют сведениями о бактериях и вирусах, что нужно изучить их свойства и познакомить с ними одноклассников.
Попадая в организм через грязные руки, немытые овощи и фрукты, воду или дыхание бактерии и вирусы могут вызывать опасные заболевания. Они живут всюду: в воздухе, на земле, в воде и почве, в растениях и животных. Невидимые простым глазом бактерии и вирусы очень сильно влияют на нашу жизнь. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как бороться с ними.
Что же такое бактерии?
Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду. Форма их разнообразна: шарики, запятые, палочки, некоторые имеют жгутики.
Что такое вирусы?
Вирусы – это неклеточные формы жизни, которые оживают только при контакте с живой клеткой. В переводе с латинского virus означает "яд, ядовитое начало". Вирус представляет собой микроскопическую частицу, состоящую из генетического вещества (молекул ДНК или РНК), которое окружено защитным слоем белка. Вирусы по своей сути – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках. В чистом виде они существуют в форме кристаллов. По размеру вирусы гораздо меньше клеток и проще их по строению.
На сегодняшний момент исследованы тысячи вирусов, которым человечество «обязано» такими заболеваниями, как грипп, герпес, гепатит, оспа, полиомиелит, энцефалит, корь и так далее.
Кто открыл бактерии и вирусы?
Первооткрывателем мира бактерий был Антоний Левенгук – голландский естествоиспытатель 17 века, впервые создавший совершенную лупу-микроскоп, увеличивающую предметы в 160-270 раз. Назвал он их «анималькули» или «зверушка». А вирусы открыл в начале 20 века английский бактериолог Фредерик Туорт
Польза бактерий
Теперь поговорим о «хороших» бактериях. Хорошие бактерии живут во рту, в желудке и других органах. Большая часть из них чрезвычайно полезна (помогают перевариванию пищи, участвуют в синтезе некоторых витаминов и даже оберегает нас от своих болезнетворных собратьев). Ещё почвенные бактерии повышают плодородие почвы. Некоторые из них живут на нашей коже. Они пьют капельки пота, едят отшелушившиеся чешуйки кожи, то есть то, что нам не нужно. Да ещё при этом не пускают на кожу настоящих вредителей. Некоторые бактерии используют при изготовлении лекарств. С помощью молочнокислых бактерий готовят кефир, творог, ряженку, йогурт. Самые полезные бактерии - бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи человеческого организма. Как только в него захочет проникнуть какая-либо болезнетворная бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и убивают ее .
Вред от бактерий.
Существуют бактерии «плохие и хорошие». «Плохие» бактерии, которые, попадая в организм, могут вызвать ту или иную болезнь, их называют болезнетворными, а болезнь — инфекционной. Болезнетворные микробы передаются от больного человека к здоровому различными путями: через воздух, через контакт с больным и предметами, которыми он пользовался, через продукты питания. Один больной человек может заразить многих здоровых людей, а те, в свою очередь, заражают других. Может случиться так, что за небольшой промежуток времени инфекционной болезнью заболеет много людей. Такое явление называют эпидемией. Для предотвращения эпидемии, больного необходимо изолировать, выделив отдельное помещение, посуду, полотенце, проводить дезинфекцию, чаще проветривать помещение, использовать марлевые повязки.
Попадание болезнетворных микробов в организм человека не всегда вызывает инфекционное заболевание. Наш организм сопротивляется вредным микробам и может победить их. Говорят, что он обладает иммунитетом. Защитные силы организма повышаются, если человек занимается физкультурой, закаляется, соблюдает правила гигиены, ежедневно употребляет овощи и фрукты, не имеет вредных привычек, делает профилактические прививки от инфекционных болезней.
Рекомендации. Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки с мылом после посещения общественных мест, а также перед едой. Поддерживать чистоту в помещениях, проветривать. Мыть овощи и фрукты. Правильно хранить продукты. Не контактировать с зараженными больными.
Пандемия 2019
В 2019 году на мир обрушился новый вирус семейства короновирусов, его назвали Covid-19. Предположительно, нынешняя вспышка эпидемии произошла от животных, источником стал рынок морепродуктов в Ухани, где шла активная торговля не только рыбой, но и животными.
Инфекция передается от больного человека здоровому через мельчайшие капельки слюны или слизи, которые выделяются во время чихания, кашля разговора. Возможна и контактная передача.
Основное и самое опасное осложнение коронавирусной инфекции – вирусная пневмония.
Для того чтобы остановить пандемию многие страны ввели строгие ограничения для своих граждан. Призывали к самоизоляции.
Многие работающие люди перешли на удаленку. Школы и детские сады закрылись. Несколько месяцев мы учились дистанционно.
Что делать в сложившейся ситуации?
Соблюдать «Правила «Трёх З»
1. Защити себя
- Регулярно мой руки.
- Не прикасайся грязными руками к глазам, рту, носу.
- Сохраняй дистанцию.
2. Защити близких
- Соблюдай правила респираторной гигиены.
- Носи маску.
- Ограничь контакты.
3. Защити общество
- Не посещай людные места.
- Своевременно обращайся за медицинской помощью.
- Следи за достоверной информацией
Сейчас мы вернулись в школу. Для того чтобы учиться безопасно, ввели много новых правил поведения в школе, например:
Обязательно ношение маски в школе
Чтобы мы не пересекались с другими классами, каждый класс заходит в школу в определенное время в определенный вход.
Проверка температуры на входе в школу
На переменах нельзя бегать по школе
Частое проветривание и уборка класса.
Сэр пандемия, защищайтесь! Вам конец!
Правила гигиены наступают!
Заключение. В ходе работы над проектом, гипотеза подтвердилась. Бактерии могут быть как полезными, так и вредными, а вирусы всегда вредные. Жизнь человека неотделима от жизни микробов и вирусов. Мы существуем с ними бок о бок, используя свойства полезных, и, нейтрализуя опасные микробы и вирусы.
В процессе исследований выяснилось, что микробы не настолько уж опасны. Человек научился с ними бороться. Некоторые микробы даже приносят пользу.
Избежать болезней можно просто соблюдая простые правила гигиены.
Используемая литература.
1. Разновидности бактерий. Сайт http://ru.wikipedia.org/
2. Бактерии – друзья или враги. Сайт https://infourok.ru/
8
Ивлиева Наталия Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Степаненко Валентина Ивановна