12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каробанова Татьяна Валерьевна43

Муниципальное казенное учреждение

« Управление образованием»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детско-юношеский центр»

 

«Детская агрессия. Кто виноват или Что делать?»

исследовательская работа

Автор:

Каробанова Татьяна Валерьевна,

педагог-организатор, психолог

МБУ ДО «Детско-юношеский центр»,

город Междуреченск

Междуреченск 2018

Содержание

Цели и задачи данной разработки……………………...……………..3

Определение понятий «агрессия» и «агрессивность»………………………………………………………..4

Кто виноват? Причины возникновения детской агрессивности…….........................................................................5

Что делать? Роль родителей и педагогов……………………..………………………………………...7

Источники………………….……………………………..…………...12

Цель данной исследовательской работы - знакомство с понятиями «агрессия» и «агрессивность» в детской среде, причины их возникновения и описание способов профилактики детской агрессивности.

Задачи:

Изучить понятия «агрессия» и «агрессивность».

Познакомиться с формами агрессии.

Рассмотреть причины возникновения детской агрессивности.

Разработать рекомендации для педагогов и родителей агрессивных детей.

Агрессивное поведение было и остается распространенной и гнусной чертой нашего общества. Термин «агрессия» по латыни определяется, как «нападение». Агрессия – поведение, противоречащее нормам и правилам нашего общества, приносящее физический или психологический ущерб людям. А агрессивность - это свойство личности, «…выражающееся в готовности к агрессии», так трактуется это свойство личности знаменитый специалист в области психологии А.А. Реан. В любом случае, эти слова однокоренные, и говорят они нам о неприятном – о грубости и ненависти.

Кто виноват?

Эмоциональное состояние нашего общества, естественно, отражается на наших детях. На распространение агрессии влияют социокультурные факторы (интернет, компьютерные игры, пропагандирующие насилие, телевидение), ухудшение социальных и бытовых условий жизни детей, нарастание количества половых гормонов у подростков, невнимание школы и родителей к психологическому состоянию детей и т.п. В социальных сетях нет, нет, да и появляются видео «героев» с избиениями сверстников: один или два молодых агрессора (причем, больше «славятся» девочки) бьют ногами, руками, измываются над жертвами, остальные подбадривают, комментируют, снимают на телефоны. Потрясли всех пользователей Сети в 2016 году, живодёрки из Хабаровска. Девушки выискивали через Интернет животных, забирали их у хозяев и мучили в заброшенном здании. После чего фотографировались с мертвыми животными и выкладывали фото в "ВК". В конце 2017 года девочка-подросток, переодевшись единорогом, дома избивала своего родного дедушку, и тут уже отправляла видео издевательств в соцсети, ожидая «лайков». В начале 2017 года подростки из Новосибирска снимали на телефоны издевательства над своим ровесником из-за его неформальной стрижки, глумились, избивали. В начале 2018 года подросток зарезал своего сверстника потому, что ему не понравилось обращение того с девушкой. Все трое распивали спиртные напитки. Что это? Откуда? Что происходит с нашими детьми? Это желание прославиться или патология? Кто в этом виноват и что нам делать?

Исследования психологов подтверждают, что агрессивность в подростках формируется в основном, как форма протеста против непонимания их общества (педагогов и родителей), из-за неудовлетворенности своим статусом в классе, школе, дворе. На развитие агрессивности также влияет темперамент подростка, кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защищаться, когда подросток просто не знает другого способа решения. Любая форма агрессии – будь то враждебность, упорство или упрямство – вызвана попытками ребенка контролировать ситуацию, управлять с помощью ее своим окружением. У детей и подростков наблюдаются две формы агрессии:

- враждебная деструктивная агрессия – злобное и враждебное поведение, итогом которого является желание причинить боль другому объекту и получить от этого удовольствие.

Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, происходящие в семье или школе. Деструктивную агрессию (деструктивность -отрицательное отношение человека к самому себе или к другим) дети начинают чувствовать еще в раннем детстве и стараются использовать её: «Хочу эту конфету! Отдай сейчас же!» (сопровождается нападением на другого ребенка, у которого в руках конфета, попытка отобрать её силой, применяя физическое насилие);

- недеструктивная агрессия (настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели) вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации ребенка к среде, для удовлетворения его желаний: «Хочу куклу! Купи сейчас же!» (сопровождается топанием ног и катанием по полу).

В настоящее время психологами рассматриваются следующие причины

возникновения детской агрессивности:

- заболевание центральной нервной системы. Немотивированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребенка, особенно возникшая внезапно. Необходимо показать ребенка детскому психиатору (могут присутствовать клинические расстройства – эпилепсия, шизофрения и т.п.);

- как средство психологической защиты. Такой способ защиты выбирают дети с сильным типом нервной системы. Они защищаются от сознательного неприятия их педагогами, родителями или другими членами семьи, от их невнимания, или же чересчур сильной опеки;

- вследствие нарушения семейного воспитания. Безразличие или враждебность к ребенку родителей, отсутствие эмоциональных связей в семье, неуважение к ребенку, как к личности;

- присутствие чрезмерного контроля или его полное отсутствие в семье. Жестокие, властные родители стремятся управлять ребенком, подавляя его волю, не допускают проявления его личной инициативы, не дают ему возможности быть собой, навязывая ему свою волю, свои правила;

- избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Например: ребенку уделяется чрезмерное внимание, он привыкает к моментальному исполнению любых капризов, становится избалованным. Если родители не исполняют очередной каприз, в ответ получают вспышку агрессии. Или же: если родители вечно заняты, ребенок асоциальными действиями старается привлечь к себе их внимание, рассуждая: Пусть лучше ругают, чем не замечают.

- иные родители, боясь душевных и физических травм, растят «тепличное растение» и в семье существует запрет на психологическую и физическую активность. Так, если долгое время у ребенка нет возможности открыто проявить свои эмоции, а также разрядиться физически, агрессия его будет копиться и может «взорваться».

- в некоторых семьях у ребенка нет права на личную свободу. Ребенку необходим свой личный уголок, своё личное пространство. Очень важно чтобы родители стучали в дверь подростка (если у него своя комната), не брали его вещи без спроса. Ребенку необходима свобода чтобы он научился самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки, уверенность в неприкосновенности своих личных вещей.

Что делать.

Уважаемые родители и педагоги, своим поведением вы показывайте ребёнку пример, он – зеркало вашего эмоционального состояния, сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении. В нашем клубе «Мечтатель» старших воспитанников я прошу понимать свои чувства, говорить о них, провожу консультации, с младшими я также говорю, разбираю ситуации, причем, почти как со взрослыми, говорю с ними о том, что нужно понимать и уважать чувства других. Мы устраиваем активные интересные игры, в которых дети тренируются управлять своими эмоциями. И конечно, ни в семье, ни в других институтах воспитания недопустимо физическое наказание. Запрещать своим воспитанникам злиться я не могу – это говорит об их правильном развитии, об их готовности отстаивать свои личные интересы. Самый главный и безошибочный приём – собственное доброжелательное поведение, внимательное отношение к взрослым и детям, чуткость и спокойный тон.

Вот несколько рекомендаций для отличного, положительно настроенного фона и в доме, и в общественном месте:

1. При общении с ребёнком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный тон. Всегда помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности.

2. Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и всё запрещать.

3. Помните, что истерика у ребенка, если она случаются, чаще всего связана со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

4. Уделяйте каждому ребёнку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, покинутым.

5. Если вы замечаете у своего ребенка (воспитанника) проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их.

6. Чтобы ребёнок вел себя адекватно и умел держать себя в руках, он должен этому научиться у своих родителей. Бывает так, что попав в первый класс, ребенок уже (!) психически нездоров, и всё «благодаря» обстановке в семье.

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, ведь ребенок, глядя на вас, копирует вас.

Источники:

https://infourok.ru/detskaya-agressiya-prichini-i-posledstviya-detskoy-agressii-851246.html

https://ezhikezhik.ru/reviews/pochemu-derutsya-deti-ili-kak-spravitsya-s-detskoi-agressiei

http://studbooks.net/1702292/psihologiya/agressivnost_psihologicheskiy_fenomen

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.