Беседа «Музыкальные инструменты Коми»

11
1
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Беседа «Музыкальные инструменты Коми»

Цель: Познакомить детей с коми музыкальными инструментами.

Задачи:

Обучающая:

-формирование знаний у обучающихся о музыкальных инструментах коми;

Развивающая:

-развитие познавательного интереса к изучению родного края, его традиций и обычаев;

Воспитывающая:

-формирование уважения к национальной культуре.

Возраст: 8-11 лет

Продолжительность: 15 мин

Наглядность: карточки с изображениями музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты народа Коми как и песенное творчество создавались и развивались на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни, быта и труда. Возникновение инструментов происходило на различных стадиях эволюции культуры коми народа и в соответствии с общим развитием человеческого общества и во взаимосвязи народов.

Первыми и древнейшими музыкальными инструментами у коми были, по-видимому, простейшие приспособления, предназначенные для практического применения (прямо или косвенно) в хозяйственно-промысловой и производственной деятельности. Изготовлялись они из материалов, встречающихся в природе: дерево, береста, пустотелые стебли растений, листья травы и деревьев, стволы и ветви деревьев и т. д.

К таким инструментам относятся ударные и скребковые инструменты неопределенной высоты звука сигнального и охранительно-оповещательного назначения, производящие немузыкальные звуки - стук, треск, звон. Таковым являлся пастушеский пу барабан (деревянный барабан) для подачи пастухом сигналов определенным ритмом: сбор, выгон, пригон скота, а также для отпугивания хищников от скота. Изготовлялся в виде дощечки из ели и двух палок-колотушек к ней. Аналогичны по функции пу бедьяс (деревянные палки) у оленеводов для отпугивания волков от стада оленей в ночное время. С помощью тотшкодчан (колотушки) подавались сигналы сбора на обед людей, работавших артелью. Сярган (трещотка) применялась для отпугивания лошадей и других домашних животных, забравшихся на посевы.

В сигнальных охранительно-оповещательных и промысловых целях применялись и древнейшие духовые музыкальные инструменты, сопутствующие трудовому процессу. Это охотничьи сюмод полян (берестяная дудка) и сюмод буксан (берестяной рожок). С их помощью охотники (а также пастухи) подавали друг другу условные сигналы-сообщения (оповещения). А некоторые охотники-умельцы могли подражать на них реву лося. Эти инструменты были распространены повсеместно на

территории нынешней Республики Коми.

Чтобы заманить к себе поближе рябчика, охотник изготавливал из сучка еловой ветки (или из пера крыла и плечевой косточки лесной или водоплавающей дичи) рябчиковый свисток-манок - сьдла чипсан - и, подражая свисту рябчика, заманивал дичь: самца или самку к себе. После употребления деревянные сьопа чипсаны выбрасывались. В дальнейшем по мере роста эстетических потребностей коми охотники, рыболовы изготовляли инструменты для звукоподражания пению птиц с привнесением художественного содержания.


 

Так появляются сюмод киль (берестяная пленка), пипу лист (осиновый лист) - чисто полевые инструменты, которые изготовлялись на ходу. За ними следуют идзас чипсан (соломенной свисток) и лебединая дудка. Пастухи, кроме того, для самоувеселения изготавливали бадьпу полян (ивовая дудка).

Впоследствии стали изготавливаться из пустотелого стебля тростников (гума) одноствольные и многоствольные поляны (дудки) и чипсаны (свистки) для сольного и ансамблевого музыцирования. Летом, начиная со 2 августа (Ильина дня), женщины и девушки играли на них во время отдыха на какой-либо коллективной работе (сенокосе, жатве) или при возвращении с работы. В зимнее время играли на традиционных посиделках, на святках. Исполнялись звукоподражательные наигрыши, переложения песен, инструментальные пьески и плясовые наигрыши. Наиболее широко распространены поляны и чипсаны в бассейнах рек Лузы и Вычегды.

Не исключено, что появлению струнных музыкальных инструментов коми народа предшествовал также инструмент охотничье-промыслового назначения. Это охотничий лук, у которого звенит тетива, когда охотник пускает с него стрелу в зверя. На это звучание обратили внимание предки коми и впоследствии звучание натянутой тетивы навело на мысль о создании одно-, двух- и трехструнных щипковых и смычковых инструментов: сигудöк-пов (волосяной гудок-доска), сигудöк-кумли (волосяной гудок-чаша), сигудок (волосяной гудок) с долбленым деревянным корпусом (коробкой) с шейкой и головкой для натягивания струн, по которым водили смычком. Струны волосяные или кишечные разной толщины. Количество струн колебалось от двух до четырех. Кроме смычкового сигудка появился также щипковый сигудöк-балалайка (волосяной гудок-балалайка), на котором играли способом бряцания по струнам. Бытовали сигудки особенно в среде охотников верхней Вычегды. Сигудки - довольно подвижные музыкальные

инструменты. На них музицировали дома и в лесной избушке (на охоте). В репертуаре сигудэшников были плясовые и танцевальные наигрыши.

Довольно большим по размеру и малоподвижным, является брунган (гудение), который представлял собой несколько рядов струн, натянутых на стенки голбца, по которым ударяли палочкой во время отдыха для собственного увеселения

В настоящее время многие национальные инструменты (за исключением некоторых отживших видов) применяются народными музыкантами на праздниках песни и фольклорных фестивалях

Спасибо за внимание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Очень интересно и познавательно!

17 November 2017