12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жукова Татьяна Николаевна282
Руководитель кружка "Кукольный Мастер", авторская рабочая программа. Руководитель ансамбля классической музыки "Домисолька"
Россия, Самарская обл., Тольятти
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
6

Творческая встреча в музыкальном салоне «Музыкальные инструменты»



МБУ «Школа № 86»

Центр дополнительного образования «Радуга»

г. о. Тольятти

Творческая встреча в музыкальном салоне «Радужный»

«Музыкальные инструменты»

Подготовила

                                                            педагог дополнительного образования

                      


Музыкальные инструменты
PPT / 11.72 Мб

Жукова Татьяна Николаевна

 

2019 год

Цель:

Воспитывать у детей младшего школьного возраста устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разных жанров, эпох, расширять музыкальный кругозор.

Задачи:

-развивать музыкальный вкус;

-знакомить школьников с инструментальной и оркестровой музыкой;

-пополнить и закрепить знания детей о музыкальных инструментах, таких как рояль (фортепиано), арфе, скрипке, виолончели;

-показать, как могут владеть музыкальными инструментами дети младшего школьного возраста, формировать у учащихся интерес к инструментальному музицированию;

-вызвать эмоциональную отзывчивость.

Тип занятия: беседа – концерт.

это познавательное мероприятие, которое знакомит детей с такими музыкальными инструментами, как рояль (фортепиано), арфа, скрипка, виолончель. Детям в интересной форме рассказывается об истории возникновения этих инструментов, звукоизвлечении, выразительных возможностях. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, выражают свое впечатление и личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.


 

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в нашем музыкальном салоне «Радужный». И сегодня вновь мы встречаемся с музыкой.

Музыка не сразу стала такой, какой мы слышим ее сейчас. Многие тысячи лет прошли, прежде чем появились симфонии, сонаты, опера и балет, джаз, современные песни и рок музыка.

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, пение птиц (фрагмент записи)

Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и животных. Но звуки сами по себе – еще не музыка.

Слайд №1.

В незапамятные времена человек поныл, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. Первые инструменты появились еще за 13 тыс. лет до нашей эры.

Как вы считаете, какой музыкальный инструмент появился раньше других и почему?

Ответ учащихся.

Слайд №2.

Итак, сначала был человеческий голос. А уже потом человек стал приспосабливать для извлечения музыкальных звуков самые разные предметы. Раньше всех возникли ударные, затем духовые, позже всех – струнные. В разных уголках планеты появлялись разные музыкальные инструменты. Сама жизнь подсказывала первым музыкантам, откуда и как добывать поющий звук.

Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили, и каждый стал рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с приключениями и удивительными превращениями.

Один когда-то царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт, другой, наоборот, выбился из «золушки» в «королевы» и поныне восседает на музыкальном троне. Есть такие, которые сдружились навеки и друг без друга, что называется, жить не могут. Иные долгое время пребывали в глухой вражде, борясь за место под солнцем…

У инструментов разные характеры, как у людей, и подобно артистам они исполняют разные роли. Словом, у каждого своя жизнь и своя судьба.

И сегодня мы поговорим о таких удивительных инструментах, как фортепиано, арфа, виолончель и скрипка.

Слайд №4,5

В исполнении Ильясовой Лины звучит «Меланхолический вальс»

Влад Каблуков «Мне купили пианино»


Мне купили пианино.
- Развивать талант у сына! –
Заявила твердо мама. –
Не сутулься. Сядь-ка прямо.
Мы с тобой разучим в сроки
Все домашние уроки…
В небе солнце, или тучи –
Мы упрямо гаммы учим.
Идут мальчишки на футбол.
А Генка с папой в лес пошел,
На охоту за грибами.
Я играю гаммы маме.
- Ну, прислушайся, как надо!
Тут сажусь я с мамой рядом.
- Послушай, как звучит урок!
И все у мамы – точно в срок.
И вновь мелодии звучат...
А я за маму очень рад.
Ведь у нее большой талант.
Вот мама – явно музыкант.
Мне купили пианино -
Музыкантом сделать сына…
Я давно забросил гаммы.
Инструмент теперь… для мамы. 

В. Макарченко

Все вы знакомы с этим замечательным инструментом. Но не все знают, что у фортепиано есть две разновидности – пианино и рояль. Фортепиано имеет большой диапазон звуков. А вы знали, что в рояле струны расположены горизонтально, а в пианино – вертикально. Рояль большой и важный, стоит на почетном месте - на эстраде, а иногда, в торжественных случаях, у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.

И на пианино, и на рояле играют совершенно одинаково, притом одни и те же пьесы, на нотах которых написано: фортепианные. В чем же тут дело? Почему такое странное название?

Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем отправиться в путешествие в далекое прошлое.

Слайд №6

Очень-очень давно, в Древней Греции, еще во времена Пифагора, о котором каждый школьник знает по знаменитой теореме, существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом. Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. От ящика, сделанного из специального дерева, зависели тембр и громкость звука. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была еще одна - подвижная. Она передвигалась по струне, то укорачивая звучащую часть ее, то снова удлиняя и тем изменяя высоту звука.

Слайд №9

Постепенно к одной струне стали прибавляться другие. Играли на них, защипывая струны пальцами или особыми пластинками, а иногда - ударяя по струне палочками, молоточками.

Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура, то есть ряд клавиш. Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты - металлические пластинки. Тангенты касались струн, и те начинали звучать.

Слайд №7

Этот инструмент стал называться клавикордом. Его должны были ставить на стол и играть стоя.

Конечно, никто не считал этот инструмент пределом совершенства. Он возник, как считают ученые, в XII веке, и на протяжении целых пяти веков мастера разных стран старались его улучшить. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика.

Звук клавикорда был очень нежным и певучим. Исполнитель по своему желанию мог играть громче или тише. Слегка покачивая клавишу, он тем самым раскачивал струну, вызывая своеобразное трепетание звука. Современники писали о клавикорде: «Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады или больших помещений». Он служит «...утешением в страданиях и другом, участвующим в веселии»

Гендель. Сюита соль-минор. Престо. (фрагмент)

Но был у клавикорда и существенный недостаток: несмотря на все усовершенствования, большой громкости звука так и не удалось добиться.

Конечно, «утешал в страданиях» клавикорд только очень богатых людей. Ведь он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Поэтому клавикорды делали нарядными, красиво изукрашенными перламутром, черепахой, драгоценными породами дерева.

Одновременно с клавикордом возник и развивался другой, похожий на него и в разных странах называвшийся по-разному: клавицимбал, чембало, вирджинал, клавесин. 

В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю.

Слайд №8

Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком: клавиша приводила в движение упругие язычки (чаще всего их делали из птичьих перышек), которые зацепляли струну. Он был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. С какой бы силой ни ударяли по клавишам, делали это резко или мягко, - ничего не менялось. Чтобы как-то разнообразить звучание, мастера придумывали различные приспособления. Так, делались инструменты с несколькими клавиатурами, отличавшимися друг от друга степенью громкости звука. Наконец, появилась педаль - рычаг, который нужно нажимать ногой. При ее помощи можно было внезапно ослабить звук.

Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.

Значительной была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы XVII - XVIII веков: итальянские, французские, немецкие, английские.  

Гендель. Сюита №7. Пассакалия. (фрагмент)

Слайд №9

Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломее Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче - piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента -- пианофорте, а позднее - фортепиано. Название это сохранилось до нашего времени и является объединяющим для всех струнных клавишных инструментов.

Слайд №10

А внутри у пианино чудо инженерной мысли: конструкция из дерева и чугуна, молоточков и стержней общим весом почти в 1000 фунтов (каждая струна при этом может выдержать вес в 22 тонны — эквивалент пары десятков автомобилей среднего размера), и эта конструкция по велению музыканта шепчет и поет, кричит и бормочет. Звуки фортепиано покрывают весь оркестровый диапазон от самого нижнего до самого верхнего регистра. Оно удивительным образом подходит произведениям любого стиля и любой эпохи.

На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный -рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный -пианино (по-итальянски pianino - маленькое пиано). Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где можно обойтись меньшей силой звука.

Очень многие композиторы XIX и XX века писали и пишут для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.

В исполнении японской девочки 8 лет вы сейчас увидите и услышите «Экспромт» польского композитора Федерика Шопена. Слайд№ 11.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=74&v=iRrlhKVq2Fk

«Душой фортепиано» называли великого польского композитора Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля.

Елисей Мысин «Ноктюрн» Слайд№ 12.

https://www.youtube.com/watch?v=ViXQjQWXZ88

Какие у вас чувства, эмоции вызвали эти маленькие музыканты? Вам понравилась музыка Шопена?

Ответы детей.

Высокий чудо-инструмент,
Ты тронь его – звучит в момент.
Так нежно девушка играет,
По струнам пальчики порхают.
Вот нота ре и ми и фа.
Что так поёт чудесно? -
(Арфа)

Слайд №13

Ребята, а этот инструмент как называется?

Ответы детей.

Название этого музыкального инструмента начинается и заканчивается на первую букву русского алфавита. Наверное, это не случайно. Потому что арфа – один из самых первых струнных музыкальных инструментов на Земле.

Прекрасно выглядит Арфа для своего почтенного возраста. Изящная как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из струн. Древние египтяне писали иероглифами, каждый иероглиф изображал целое слово. Когда они хотели написать слово «прекрасное», то рисовали именно портрет арфы. Ширчкова Алиса прочитает стихотворение Галины Дядиной

«Первый звук».
Далекий предок арфы – лук.
Хотя поверить в это трудно,
Но тетивы дрожащей звук
Был самым первым звуком струнным.

И в тот коротенький момент,
Когда стрела слетала с жилы,
Как музыкальный инструмент
Стрелку оружие служило.

Но вряд ли в наши времена
Мы грозный лук узнаем в арфе,
Когда находится она
В руках прелестной дамы в шарфе.

Слайд №14

В исполнении Алисы Садиковой, ученицы Санкт-Петербургской музыкальной школы им. Н Римского-Корсакова, прозвучит пьеса Люсьена Марселя «Фонтан»

https://www.youtube.com/watch?v=S1-LCnGojnw

Какие у вас впечатления вызывают звуки, извлекаемые такой маленькой девочкой, из этого огромного инструмента?

Ответы детей.

Зелинская Алена сейчас прочтет стихотворение Галины Дядиной, а вы догадайтесь, о каком инструменте идет речь.

Она как истинная дама

На шпильке тоненькой стоит.

При этом спину держит прямо,

Приняв слегка наклонный вид.

 

Всегда в объятьях кавалера,

Всегда на чьем-нибудь плече,

Она прелестна, как Венера

При первом солнечном луче.

 

А если в зале гасит свечи

Пришедший с улицы сквозняк,

Любой поклонник ей на плечи

Готов накинуть свой пиджак.

Ответы детей.

Да, конечно, это великолепный струнный музыкальный инструмент – виолончель.

Слайд №15

Имея густой, насыщенный, певучий, проникновенный звук, виолончель часто напоминает тембр человеческого голоса. Иногда кажется при сольных выступлениях, что она разговаривает и нараспев беседует с вами. Про человека мы бы сказали, что у него грудной голос, то есть идущий из глубины грудной клетки, а может быть и самой души. Именно таким завораживающим глубинным звуком и удивляет виолончель.

И в подтверждении этим словам мы сейчас увидим волшебное выступление примы балерины Большого Театра Ульяны Лопаткиной. Музыка К. Сен-Санса «Умирающий лебедь», а исполнять будет ее виолончель.

Слайд №16

https://www.youtube.com/watch?v=qk0eSNRc-A4

Как вам, ребята, такое завораживающее трио – музыки Сен-Санса, звучание виолончели и танец балерины, даже не танец, а целый спектакль? Расскажите о своих чувствах?

Ответы детей.

Слайд №17

Ребята, а как называется этот музыкальный инструмент?

Ответы детей.


 

В симфоническом оркестре скрипку зовут Царицей оркестра. Не случайно скрипок больше, чем других музыкальных инструментов. Это самый высокий по диапазону и самый маленький из струнной смычковой группы. Несмотря на хрупкость и изящество формы, в скрипке кроются огромные возможности и неожиданная сила. Поэтому скрипку считают самым совершенным из всех смычковых инструментов.

Федотова Ксения прочтет стихотворение К. Бальмонта «Волшебница скрипка»

Волшебница скрипка, люблю голос твой,
Он плачет, смеётся, ты пой скрипка, пой!
О солнце, о ветре, о доме вдали,
О том, как далёко плывут корабли,
О том, как голубка гнездо своё вьёт,
О том, что волна нам на берег прибьёт.
В тебе ветра голос, в тебе солнца свет,
В тебе правды сказка и на вопросы ответ.
Как мир молода ты, как мир ты стара,
Тебя слушать буду с утра до утра.

И в подтверждении этих замечательных строк вы увидите трогательное выступление Матвея Блюмина - Джон Уильямс «Список Шиндлера».

Слайд №18

https://www.youtube.com/watch?v=Kn_IHK1r6AM

Расскажите о своих впечатлениях.

Ответы детей.

Спасибо за внимание. Ребята, я хочу узнать, понравился вам наша встреча или нет, с каким настроением вы уходите домой. Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось?

Источники:

История фортепиано. Дом музыки Марии Шаро.Www.maria sharo.com

https://www.chitalnya.ru/work/784832/

https://piccolosolo.ru/muzykalnaya-shkatulka/v-pomoshch-detyam/25-muzykalnyj-slovarik/62-skripka.html

https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/putevoditel-po-instrumentam/violonchel

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (4)

Ватолина Светлана Анатольевна, 24.02.19 в 20:20 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, очень понравилась Ваша Творческая встреча в салоне "Музыкальные инструменты"!!! Обширный и глубокий материал.
Жукова Татьяна Николаевна, 24.02.19 в 20:58 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, надеюсь пригодится, из этого материала можно пару уроков оформить. И музыка в исполнении детей замечательная.
Ватолина Светлана Анатольевна, 25.02.19 в 05:20 1Ответить Пожаловаться
Вам спасибо! Прекрасная музыка, послушала ребят с удовольствием.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.