Внеклассное мероприятие «Бессмертен подвиг Ленинграда…» (5–8 класс)
Литературно-музыкальная композиция
БЕССМЕРТЕН ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА…
Слайд 1 (Звучит песня «Бессмертный Ленинград»)
Чтец1: (читает стихотворение Ю. Воронова «Опять война...»):
Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
.
Слайд 2
Вед1: Вам, героическим защитникам Ленинграда,
Вед2: Вам, участникам прорыва и снятия блокады города,
Вед1: Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Вед2: Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых
Вместе: ПОСВЯЩАЕТСЯ!
(звуки метронома)
Слайд 3 Чтец2: (читает отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского):
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо! —
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь» Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
(Слайд 3) Самое лучшее и дорогое — Родина.
Горе твое — это наше горе, Родина.
Правда, твоя — это наша правда, Родина.
Слава твоя - это наша слава, Родина.
Слайд 4. Звучит 7-ая симфония Шостаковича.
Вед1: 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без объявления войны напали на нашу страну. Они рассчитывали расправиться с нами быстрым, стремительным ударом.
Слайд 5. Но блицкриг – план молниеносной войны провалился, война приобретает затяжной характер.
Вед2: Что же предприняли фашисты? Похоронив стратегию блицкрига, они увидели спасение в стратегии голода.
Слайд 6. Оккупация Ленинграда стала важнейшей целью завоевателей, поскольку этот город является крупным политическим, экономическим и военно-стратегическим центром, северной столицей России. Ужасную участь готовили фашисты Ленинграду. Они обстреливали его из артиллерийских орудий и не переставая бомбили город с воздуха, хотели стереть этот город с лица земли.
Чтец3: (стихотворение Е.Рывиной)
…И листовки летели с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»
«Будет мир. Вам не снится мир?».
Дети, плача, хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?
Петр построил его на болоте
Но прочнее земли не найдёшь.
Звучит 7-ая симфония Шостаковича.
Вед1: Слайд 7. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. Слайд 8. Огромной, притаившейся волчьей стаей лежал враг вокруг Ленинграда, он обложил его железным кольцом и пытался задушить. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн.887 тыс. человек, в том числе 400тыс. детей.
Вед2: Слайд 9. Началась длительная осада города на Неве.
Чтец4: (читает стихотворение В.Суслова «Первый день»)
Слайд 10. Прорвались все-таки.
Бомбят.
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.
Слайд 11. Все ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.
В кольце,
В осаде Ленинград.
Слайд 12. Не умолкает канонада. Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает
Первый день блокады.
Слайд 13. Их будет много — девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Все одолеет, все снесет:
Обстрелы, холод, голод, горе.
Слайд 14. С тех пор прошли уже года.
Исчезли с улиц баррикады.
Но день тот с нами навсегда —
Жестокий. Первый день блокады!
Вед1: Слайд 15. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город – крепость.
Вед2: Слайд 16. Невозможно переоценить трудовую доблесть ленинградцев. Люди недосыпали, недоедали, работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождём, в насквозь промокшей одежде, но выполняли поставленные перед ними задачи.
Вед1: Слайд 17. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск. Защищая родной город и завод, тысячи рабочих, служащих днём и ночью возводили укрепления. На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Слайд 18. Рабочие, мужчины, женщины, подростки, стояли у станков. Завод бомбили, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Слайд 19. Из ворот ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт. В тяжёлые дни блокады, производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц. Воины и население прилагали все усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград.
Вед2: Слайд 20. За время блокады на Ленинград обрушилось свыше 100тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов. Артиллерийские обстрелы часто происходили вместе с воздушными бомбардировками, и продолжались часами. Противник обстреливал город в различное время. Но в часы окончания и начала работы открывал интенсивный огонь.
Вед1: Мы не слушали взрывов, грохота,
Мы не видели эту блокаду,
Но понимаем, как трудно было
Осажденному Ленинграду.
(Звучит «Lakrimosa» из Реквием В-А. Моцарта)
Вед2: Слайд 21. В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Очень тяжёлым было снабжение населения продовольствием и водой. Не было топлива, не было электричества, вышел из строя водопровод, за водой приходилось ходить на реку Неву, начался голод. Слайд 22. С начала блокады в городе были введены продовольственные карточки, норма выдачи хлеба понижалась несколько раз.
Вед1: Слайд 23. В самое тяжелое время суточная норма хлеба для рабочих составила 250г, для ребенка и иждивенца - 125 граммов… Крошечный, почти невесомый ломтик. Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины
Слайд 24.
Вед1: Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам…
Ольга Бергольц
Вед2: Сейчас «голодные пайки» блокады выставлены как экспонаты в Музее истории Ленинграда.
Вед1: Слайд 25. Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть людей настигала везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире – ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка. Обессилевшие люди жили в холодных квартирах, с выбитыми стёклами, а зимой было -41, за водой ходили к Неве.
Вед2: Слайд 26. Хоронить было трудно: транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые снегом стоят трамваи. Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем. По бесконечно длинным улицам люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обёрнутых простыней или одеялом. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мёртвого на полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой.
Слайд27. Так образовалось известное ныне Пискарёвское кладбище, где похоронено 470 тысяч ленинградцев. Только в первую блокадную зиму голод унёс 252 тыс. человек.
Вед1: Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого – все испытывали голод, но трудились и жили с надеждой в торжество победы.
Слайд 28.
Вед2: Есть в Ленинграде дом. Это дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут её Таня. Таня Савичева ведёт дневник.
Слайд 29.
Инсценировка отрывка из поэмы С. Смирнова «Сердце и дневник». Звук метронома. Комната, на стене черная тарелка репродуктора, окно с полосками бумаги крест-
накрест. За столом, на котором горит свечка, сделанная из патронной гильзы, сидит девочка, закутанная в шаль, и огрызком карандаша что-то записывает в маленькую книжечку-блокнот.
Ученик.
А петля блокады туже, туже,
Беспощадней будничность ее.
С моря нагнетаемая стужа
Так и ломится в твое жилье.
Ученица.
Холод, мрак, согбенные фигуры,
А за толстой линией окна
Минус 35 температура
И все та же самая война.
Ученик.
Ничего от прежней Тани нету,
Изменились все черты лица,
Вот она – одиннадцатилетний
Человек с глазами мудреца.
Вед: 28 декабря одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике, о котором впоследствии узнала вся страна.
Ученица.
Раньше всех встает на кухне Женя
И спешит из дома поутру.
Таня с тайным чувством уважения
Провожает старшую сестру.
На завод за восемь километров
Ходит Женя каждый божий день
И уже пугающе заметно
Тает, словно собственная тень.
Ученик.
Женя, Женя! Ранняя сутулость,
Изможденность ясного чела.
... На завод ушла и не вернулась -
Прямо на работе умерла…
Ученица.
А метель в горелом переулке
Клок афиши трогает и гнет.
Таня вынимает из шкатулки
Маленькую книжечку - блокнот.
Ищет букву «Ж» по алфавиту,
Карандаш достала из стола,
А затем не детски, деловито,
Вписывает: «Женя умерла».
Слайд 30:
Девочка (Таня Савичева). Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.
Ученик.
Умерла наставница и няня,
Вечный холод в грудь ее проник.
Со священной бережностью Таня
Держит свой теперешний дневник.
Таня Савичева.
Где они теперь, мои салазки,
Где мои «снегурочки»-коньки?
Все трясет от орудийной встряски,
Даже воду в прорубях реки.
Все остатки радости сгорели.
Все в разрывах - суша и гранит.
И под говор мартовской капели
Занемог брат Лека, Леонид.
2-й ведущий.
И опять же вынула украдкой
Свой блокнотик младшая сестра
И вписала строго, крупно, кратко:
«Лека умер в 5 часов утра».
Слайд 31:
Таня Савичева. Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.
3-й ведущий.
А зима все бедственней. И вскоре
Смерть пошла косить из дома в дом.
Умерла учительница в школе,
Замертво свалился управдом.
Гибнут люди, гибнут сплошь и рядом,
Кто во тьме, а кто средь бела дня.
И приметой скорбного обряда
Стал служить не гроб, а простыня.
4-й ведущий.
Стужа жгла, сугробы наметала,
Даже хоронила задарма.
И служила вроде санитара
Долгая блокадная зима.
1-й ведущий. Слайд32.
Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок.
Все семейство Савичевых встало
Перед нею вновь наперечет.
И она буквально по два слова
Пишет, как на крайней полосе.
Слайд 33. Таня Савичева. ... «Савичевы умерли».
1-й ведущий. И снова.
Таня Савичева. ... «умерли».
1-й ведущий. И добавляет.
Таня Савичева. «Все».
1-й ведущий.
За окном весеннее блистанье.
А она сиротски занесла
В свой дневник:
Таня Савичева. «Осталась одна Таня».
1-й ведущий. Даже не поставила числа.
2-й ведущий. Вот так погибла большая ленинградская семья. Всех унесла блокада. Таню спасли от голодной смерти, вывезли девочку из Ленинграда. Но недолго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких подорвалось её здоровье.
Вед1: Слайд 34. Не стало и Тани Савичевой. Скончалась Таня. Там, в Горьковской области, в поселке Шатры, стоит памятник маленькой ленинградской школьнице. Дневник остался. «Смерть фашистам!» - кричит дневник.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".
Композиция со свечами.
Слайд 35.
Вед2: Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады. В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.
Слайд 36. Вед1: Ленинградские школьники не только учились. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки.
Чтец: (Стихотворение В.Коростылёва «Ленинградцы»)
В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать
Но были они ленинградцы!
Вед2: Слайд 37. Смотреть на голодающих детей и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь,- нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Слайд 38. Этот рецепт из книги «Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка её впрок», издана в Ленинграде, в1942году.
Вед1: Слайд 39. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Вед2: Слайд 40. Тяжёлой, опасной была ледовая дорога. Много бед поджидало в пути водителей. Ломался лёд под напором ветра. Тонули тогда машины. Фашистские самолёты бомбили колонны с воздуха. Замерзали в пути моторы, замерзали на льду шоферы. И все же ни днём, ни ночью, ни в метель, ни в лютый мороз не переставала работать ледовая дорога через Ладожское озеро. Стояли самые
тяжелые дни Ленинграда. Остановись дорога – смерть Ленинграду. Не остановилась, «Дорогой жизни» назвали её ленинградцы.
Вед1: «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
«Дорогой жизни» многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Слайд 41. Вед2: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога
Вед1: К концу 1942 года в городе осталось669 тысю жителей из 2,5 млн. Несмотря ни на что, город жил и продолжал работать на фронт. Ленинградцы дали фронту 1700 снарядов и мин, 1 млн. 260 тыс.ручных гранат, большое количество стрелкового оружия.
Вед2: Слайд 42. Войска Ленинградского и Волховского фронтов в течение 1942 года проводили операции по снятию блокады города, которые оканчивались неудачно, и наконец 18 января 1943 года войска после мощной артиллерийской подготовки прорвали укреплённые позиции противника.
Вед1: Слайд 43. Блокада Ленинграда была прорвана, хотя полностью враг был отброшен от города через год. В конце лета 1943 года гитлеровские войска попытались вновь прорваться к Ладожскому озеру и восстановить блокадное кольцо. Но им это не удалось сделать.
Вед2: Слайд 44. Полное снятие ленинградской блокады произошло 27 января 1944 года.
Слайд 45. В честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта!
Чтец (читает стихотворение Ю. Воронова «27 января 1944 года»):
Вед1: Слайд 46. За залпом залп
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Слайд 47. Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе
Салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
Вед2: Слайд 48. 930000 участников обороны Ленинграда награждены медалью «За оборону Ленинграда», среди них и дети.
Чтец (читает стихотворение П. Гулыпяева «Медаль за оборону Ленинграда»):
Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке
Одолел блокаду, —
Тому, как высший орден, дорога
Медаль
«За оборону Ленинграда»
Слайд49. Чтец (читает отрывок из поэмы «Блокада» 3. Шишовой):
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право — жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.
Есть передышка — мы передохнем,
Нет передышки — снова будем драться
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем.
За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш; испытанный огнем,
За право называться ленинградцем!
Слайд 50. Стой, как стоял, наш город величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!
Вед1: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города.
Слайд 51. От голода, болезней, бомбёжек и иных тягот блокады погибло около 1 млн. жителей Ленинграда.
Вед2: Слайд 52. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества наших людей.
Чтец:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Слайд 53. Вед1:
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили Человек и Город.
(В. Суслов).
Слайд 54. Вед2: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
Вед1: Слайд 55. Почтим память всех погибших защитников, жителей города–героя Ленинграда, всем тем, кто отдал свои жизни в годы Великой Отечественной войны 1941-1945годов, кто подарил нам мир и свободу, минутой молчания.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Слайд56. Вед2: Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна…
(Ю. Воронов).
Слайд 57-62. Чтец: Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям в нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка - их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм , и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.