Внеклассное мероприятие «Бессмертие русскому слову»
Внеклассное мероприятие.
"Бессмертие русскому слову"
Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность; способствовать сплочению коллектива школы.
Оборудование: плакаты, стенды, высказывания о русском языке известных людей. (К.Г.Паустовский «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»). Выставка книг.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие , посвящённое русскому языку. Русский язык-язык, который объединяет нас. «Язык мой – друг мой». Мы все вместе вспомним высказывания русских писателей и поэтов, а также ребята прочитают стихотворения о русском языке, и мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.
_ В первой части нашего мероприятия послушаем стихотворения и высказывания о русском языке, во второй части вы покажете свои знания по русскому языку в различных конкурсах. «Язык мой – друг мой».
И так, начинаем!
- Мне в сердце запали уроки,
Когда я впервые постиг
Зовущий, как мир, и широкий
Чарующий русский язык!
- Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
-Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания круче,
Выучи русский язык!
Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Чтец 2 (читает стихотворение А.Шибаева «Всему название дано…»):
Всему название дано,
К примеру, зверь, предмет.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нет.
И все, что может видеть глаз, –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, –
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной литературой. Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
Вопрос. Ребята, вспомните известные вам высказывания о русском языке и расскажите.
– В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С.Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» в письмах к молодым читателям он завещает бережно относится к русскому языку: «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Просмотр слайдов.
Чтец 3 (читает стихотворение А.Фета «Лишь у тебя, поэт,…»):
Лишь у тебя, поэт,
Крылатый Слова звук.
Хватает на лету
И закрепляет вдруг
И темный бред души,
И трав неясный запах.
Слово – это величайшее проявление русского языка. Слову дано бессмертие. И сколько бы ни прошло веков, и как бы ни преобразовался русский язык, он все равно способен звучать как заново – непринужденно, свободно и величественно.
Русским языком владеет более 288 млн. человек в мире. Именно этим и продиктовано правильное поведение человека в обществе. Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит добрый день!
Когда же нас бранят за шалости,
Произнеси – прости, пожалуйста!
В России, во Франции и в Дании
При расставанье скажут – до свидания!
Но увидимся с вами опять,
Чтобы здравствуйте! Снова сказать.
Как бы ни было в жизни нам туго,
Надо вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга легче понять.
– А теперь проведем конкурсы по русскому языку. Давайте немного поиграем.
Конкурсы просты , интересны.
Команды в сборе.
Курс намечен и начинается игра.
Пусть каждый смело вступит в бой, в азарт соревнования.
Успех придет не сам собой,
Помогут ваши знания.
Разминка.
-Какой зверь любит малину / медведь
-Детский юмористический журнал / ералаш
-Отец твоего отца тебе /дед
-Дом автомобиля / гараж
-Говорящая птица / попугай
-Сколько падежей в русском языке/ 6
- День веселья, радости, торжества/ праздник
-Как каплю превратить в цаплю/к на ц
-В названии какого дня недели есть удвоенная согласная/ суббота.
1 конкурс. Угадайте.
Кто молча учит,
Без языка, а обо всем говорит?
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком
- Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд-
Превратятся буквы в слово, и с тобой заговорят.
2 конкурс.
На листочках что-то написано, набор букв.
Каждая команда должна расшифровать эти слова
ВЕТЁРКАЧ
ТЁКАРАП
3 конкурс.
Каждой команде дается конверт. Там скороговорка . Надо вместе дружно ее произнести(хором) 3 раза.
Барабан Буян залез в бурьян.
Влас у нас, Афанас у вас .
4 конкурс.
Каждой команде дается предложение, надо к нему присмотреться в отдельных словах найти ответ на поставленный вопрос.
Как называется блюдо, которое приготовила стряпуха.
Какой цветок получил чемпион.
5 конкурс.
Веселые шарады. Каждая команда получает по две шарады.
Одну букву в алфавите
Много раз вы повторите,
И должно так получиться,
Чтоб в итоге вышла птица.
В начале букву отгадайте,
И рыбный суп варить давайте.
В итоге выйдет знакомое
Летающее насекомое.
То по небу он гуляет,
Тучи белые гоняет.
То шумит листвой в саду,
То провоет ночью «у-у-у».
Я, как песчинка, мал,
А землю покрываю,
Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух, лежу я на полях,
И как алмаз, блещу при солнечных лучах.
6 конкурс.
Проверка зрительной памяти.
У каждого ученика листок со словами. Прочитайте внимательно список слов, затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите слова, которые вы только что прочитали.
Слова : мак, ветер, снег, слива, яйцо, колбаса, велосипед, ручка, ученик, книга, язык.
7 конкурс.
Выполнение рисунков к выражениям.
Теперь я предлагаю вам проверить, как вы умеете фантазировать, умеете ли составлять ассоциации. Я зачитываю выражения, а вы их не записываете, а только делаете рисунок на каждое выражение.
Выражения:
Туманное утро
Дорогой подарок
День рождения
Плечо друга
Постельный режим
Открытая книга
Теперь, когда вы нарисовали рисунки к каждому выражению, предлагаю вам вспомнить выражение и записать его рядом.
8конкурс.
Прочитайте забавные стихотворения.
3-три
Есть у меня 3 сес3цы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жил с3ж.
С3ричь она мастерица-
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Ус3цах,
Никаких уст3ц нет,
Но зато осе3ну
Подают на обед!
А у третьей, в быс3це,
Быс3на на реке,
И резвятся 3тоны
По ночам на песке.
100-сто
У про100го 100рожа-
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог
Вме100 двух не про100
Вычистить все100,
Сразу 100лькообуви
Не носил никто!
У про100й 100ножки
100ит по100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять!
9 конкурс.
Из предложенных слов получите два совершенно разных слова.
Полдома(пол, дома), верхушки (верх, ушки), вышли (вы, шли), трудно (тру, дно), призрак (приз, рак), сторож (сто, рож).
10 конкурс.
« Из двух слов –одно». Даются слова вразбивку, из которых участники должны при помощи присоединения одного слова к другому образовать третье слово.
Верх , вол, окно, ушки : верх+ушки – верхушки; вол+ окно- волокно.
--- Слова в русском языке пишутся и читаются слева направо. Но в нашем языке есть слова, которым «безразлично», как их напишут- слева направо или справа налево.
Слова :
Казак Доход Заказ Потоп Топот Комок Довод Кок Боб Тот Тут Поп Ада