Урок информатики и ИКТ «Безопасный Интернет»
Тема урока «Безопасный Интернет»
Цели урока:
- Методическая: показать актуальность данной темы
- Учебная: обучение информационной безопасности в Интернете
- Воспитательная: развитие самоконтроля учащихся и воспитание внимательного отношения к информационным ресурсам
Задачи урока:
Ознакомить уч-ся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет и научить избегать их;
Формирование навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности и освоить практические навыки работы в сети Интернет
Отработка навыков и умений: сравнения информации, критического анализа; выделения главных мыслей и грамотного их изложение; восприятия и усвоения услышанного;
Расширение кругозора учащихся
Формирование информационной культуры
Оснащение и методическое обеспечение урока:
Компьютерный класс , подключенный к Internet;
АРМ учителя, Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Доска, фломастеры, листочки с клейким краем двух цветов.
Ход урока
1. Организация начала урока. Постановка цели урока.
- Сегодня, как вы уже поняли, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по просторам Интернета!
Развитие Всемирной паутины изменило привычный образ жизни. Сейчас у нас появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём мире. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.
Но сеть Интернет скрывает и угрозы.
- Внимание, видеоролик!
(Просмотр видеоролика http://www.youtube.com/watch?v=cy5gCginQe8 Опасные сети)
2. Изучение нового материала (18 мин).
Как не стать жертвой сети Интернет? Тема нашего урока - «Безопасный Интернет».
- Но ведь, ребята, согласитесь, что у Интернета есть как минусы так и плюсы. И их тоже важно знать. Чтобы это выяснить я предлагаю вам разделиться на две команды. Одна команда будет отстаивать все достоинства Интернета, а другая его недостатки.
Учащимся раздаются листочки с клейким краем: по три – одного цвета и по три – другого, например, красного и зеленого. Затем он просит участников написать на зеленых листочках, какая информация в Интернете, по их мнению, является нужной и полезной, а на красных – какая информация может быть вредной, негативной или опасной. Затем учитель проводит на доске вертикальную линию, которая делит пространство пополам. Левая половина доски обозначается знаком «+» (позитивный контент), а правая – знаком «-» (негативный контент). Ученики должны подойти к доске и приклеить свои листочки, на которых обозначена полезная информация в Интернете, на половину доски, отмеченную «+», а листочки, на которых обозначена негативная информация, — на половину доски, отмеченную «-». После этого все садятся на места, и учитель предлагает обсудить полученный результат.
Обсуждение
• Что было легче вспомнить: полезные или вредные виды информации в Интернете?
• Чем «позитивная» сторона доски отличается от «негативной»? Почему?
• Хотели бы вы что-то еще добавить на доску или изменить что-то на ней? Почему?
Сообщения учащихся по темам:
«Интернет-зависимость», «Вредоносные и нежелательные программы», «Онлайновое пиратство», «Интернет-мошенники»).
Просмотр видеоролика «Интернет – зависимость» https://www.youtube.com/watch?v=SvfQNYw-0t4
Учитель: Что точно можно заметить. Интернет – это как океан. Нырнуть в него можно. Но это опасно. Поэтому если не тренироваться, не учиться правилам безопасности, то у нас не получится так, как это сделал Гильём Нери – чемпиона мира по фридайвингу — он нырнул в самое глубокое отверстие на дне моря в мире».
Просмотр видео-ролика (http://www.youtube.com/watch?v=uQITWbAaDx0&list=TLBFrWk5MtqL-oOzPytIwEjeJ8q9sz1Bl2
Этот чемпион по фридайвингу знает как надо тренироваться, знает, что такое безопасное поведение. Нам тоже стоит тренироваться, учиться безопасному поведению, ныряя в глубины Интернета.
3. Физминутка «Собери рукопожатия»
Участникам предлагается в течении 10 секунд пожать руки как можно большего числа других людей.
Обсуждение.
- Кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник психологический дискомфорт? Чем он был вызван?
Аналогия с работой в Интернет.
Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника или рукопожатия?
4. Практическая работа. Задание: Составление правил поведения в сети Интернет.
Учитель: Очередное задание для каждой команды. Мы знаем, что для плодотворной работы в Интернете, защиты от ненужной информации, нам необходимо соблюдать правила пользования Интернет-ресурсами. Сейчас вам в группах необходимо обсудить и сформулировать не более 5 самых важных правил безопасности поведения детей и подростков в сети Интернет. Одно правило может ссылаться сразу на несколько сайтов. (Работа проводится с использованием компьютеров, подключенных к сети Интернет)
Когда ребята готовы на доске составляется сводная таблица правил поведения в сети Интернет.
Никогда |
Всегда |
Никогда не оставляй встреченным в Интернете людям свой номер телефона, домашний адрес или номер школы без разрешения родителей |
Всегда будь внимательным, посещая чаты. Даже если в чате написано, что он только для детей, нельзя точно сказать, что все посетители действительно являются твоими ровесниками. В чатах могут сидеть взрослые, пытающиеся тебя обмануть |
Никогда не отправляй никому свою фотографию, не посоветовавшись с родителями |
Всегда спрашивай у родителей разрешения посидеть в чате |
Никогда не договаривайся о встрече с интернет-знакомыми без сопровождения взрослых. Они не всегда являются теми, за кого себя выдают. Встречайся только в общественных местах |
Всегда покидай чат, если чье-то сообщение вызовет у тебя чувство беспокойства или волнение. Не забудь обсудить это с родителями |
Никогда не открывай прикрепленные к электронному письму файлы, присланные от незнакомого человека. Файлы могут содержать вирусы или другие программы, которые могут повредить всю информацию или программное обеспечение компьютера |
Всегда держи информацию о пароле при себе, никому его не говори |
Если ты услышишь или увидишь, что твои друзья заходят в «небезопасные зоны», напомни им о возможных опасностях и посоветуй, как им правильно поступить. |
|
Будь внимателен при загрузке бесплатных файлов и игр на компьютер, тебя могут обмануть: нажав на ссылку, ты можешь попасть в «небезопасную зону» или загрузить на свой компьютер вирус или программу - шпион. |
|
Если вы получили оскорбляющие сообщения, расскажите об этом родителям |
|
Всегда принимайте помощь от взрослых или друзей, разбирающихся в вопросах безопасного Интернета. Мама и папа могут не знать ответов на все интересующие вас вопросы. |
|
Никогда не отвечай на недоброжелательные сообщения или на сообщения с предложениями, всегда рассказывай родителям, если получил таковые |
Всегда помни, что если кто-то сделает тебе предложение, слишком хорошее, чтобы быть правдой, то это, скорее всего, обман |
|
Всегда держись подальше от сайтов "только для тех, кому уже есть 18". Такие предупреждения на сайтах созданы специально для твоей же защиты. Сайты для взрослых также могут увеличить твой счет за Интернет |
5. Домашнее задание. Найти в Интернете сайты, защищающие вас от «опасной» информации