Технологическая карта урока информатики и ИКТ «Безопасный Интернет»

0
0
Материал опубликован 12 July 2017 в группе

Технологическая карта образовательной деятельности

Образовательная область__информатика___ Тема __Безопасный Интернет___

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, компьютеры по количеству учащихся.

Тип урока: систематизация знаний, применение знаний на практике.

Цели непосредственно образовательной деятельности: научить безопасному использованию сети Интернет в повседневной жизни.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Развитие умений работать с информационными ресурсами (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли.

2. Формирование навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности.

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

3. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

4. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Решаемые учебные проблемы

Проблема безопасного использования сети Интернет

Основные понятия, изучаемые на уроке

Глобальная сеть Интернет, компьютерный вирус, социальная сеть

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор;

Методическое назначение средств ИКТ

Повторение пройденного материала, непосредственная практическая деятельность

Аппаратное и программное обеспечение

ОС Windows, любой браузер с поддержкой флеш-анимации, мульмедийный проигрыватель

Образовательные интернет-ресурсы

Интерактивная викторина «Немного об Интернете», видеоролики «Интернет-зависимость», «Жизнь Интернет-пользователя»


 

Этапы НОД

Задачи этапа

Длительность этапа

Методы, приемы,

формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Основные виды деятельности учителя

Оргмомент

 

1 мин

Приветствие

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Все ли готовы к уроку? Тогда начнем.

Слушают учителя.

Формирование навыка самоорганизации и самоконтроля.

Приветствие, создание рабочей обстановки

Вводная часть

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

5 мин

Игра «Ассоциации»

Скажите, вы любите жизнь?

- Как сказал Гете, жизнь - прекраснейшая из выдумок природы. Жизнь - это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое «счастливая жизнь?»

- Да, действительно, когда мы счастливы, нам хорошо, мы довольны жизнью. А что же такое удовольствие?

- Люди во все времена старались избежать огорчений и получить удовольствие в любой возможной форме.

- Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Каждому из вас я раздам листки бумаги и карандаши. Я говорю слово, а вы на листке записываете, с чем ассоциируется у вас это слово, повторяться нельзя.

Чтобы лучше понять правила игры, давайте попробуем. Первое слово – «Солнце». Запишите на листке ту ассоциацию, которое оно у вас вызывает.

Хорошо, передайте, пожалуйста, мне ваши записки.

Молодцы! Всем понятны правила игры?

- Слово «Интернет». Ваши ассоциации. Передайте записки.

- Слово «Интернет». Ваши ассоциации. Помните, что повторяться нельзя. Передайте записки.

- Слово «Интернет». Ваши ассоциации. Помните, что повторяться нельзя. Передайте записки.

Возможные ответы учащихся: глобальная сеть, удовольствие, игры, знакомства, друзья, веселье, вирусы и т.д.,)

Учитель: Среди ваших ответов были как отрицательные, так и положительные ассоциации. Почему? (дискуссия) А безопасен ли Интернет?

Ккак вы думаете, о чем сегодня будет наш урок?

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей: когда весело, когда все в порядке, у тебя всё есть, все здоровы и т.д.

Выдвигают предположения

Записывают ассоциации

Записывают ассоциации

Записывают ассоциации

Формулируют тему и цель урока.

Актуализация знаний, повторение пройденного материала.

Введение в тему, создание проблемной ситуации

Ведет игру «Ассоциации», определяет уровень знаний участников, создает основу для проведения дискуссии

Учитель зачитывает записки учащихся.

Учитель зачитывает записки учащихся.

Учитель зачитывает записки учащихся.

Актуализация знаний

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

4 мин

Интерактивная викторина «Немного об Интернете» http://learningapps.org/1133702

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, а что мы о нем знаем? Давайте вспомним!

Молодцы! Видно, что Вы прекрасно знаете, что такое Интернет, и какие ресурсы он вам может предложить.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Повторение пройденного материала

Контролирует выполнение задания, объясняет допущенные ошибки

Основная часть Блок 1

Постановка проблемы и ее решение

10 мин

Игра «Ромео и Джульетта»

Ребята, я хочу рассказать Вам одну историю. Говорят, что времена Ромео и Джульетты прошли. Ерунда! Во всяком случае, Аня была твердо в этом уверена. Потому что Андрея она полюбила с первого взгляда. Однажды он попросился к ней в друзья на страничке Вконтакте. Андрей был очень симпатичным студентом Литературного института, ему нравились те же песни, что и ей. Аня училась в 8 классе обычной школы. Они переписывались практически круглосуточно. Он писал ей комплименты, посвящал стихи. Как хорошо он понимал её, казалось, что их любовь будет жить вечно.

Потом Андрей предложил встретиться. Аня согласилась. Она словно на крыльях летела на это своё первое свидание. И тут… Дорогу Ане преградила цыганка.

- Дай ручку, красавица, погадаю, всю правду скажу.

- Вот еще, - девушка заторопилась дальше.

- Не спеши, дорогая, успеешь к Андрею своему…

- Что? – Аня замедлила шаг.

- Не торопись, говорю, беда его большая ждет.

- Какая беда? – девушка остановилась.

- Недолго жить ему осталось…

Далее цыганка поведала страшную историю о том, что на Анином возлюбленном лежит проклятие. А чтобы Аня не сомневалась, подробно рассказала вещи, которые были известны только им одним.

- Что же делать?

Задание: ребята, подумайте, как по-вашему могла закончиться эта история?

- Я расскажу вам, чем все закончилось.

Чтобы «спасти» Андрея, Аня отдала цыганке свое золотое колечко, чтобы снять проклятие. Когда она пришла в кафе, Андрея не было. Несколько часов просидела она в одиночестве, но он так и не пришел. Когда Аня вернулась домой, ее ждало еще одно несчастье: их квартиру ограбили.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, чем связана эта история с нашей игрой в Ассоциации? С какой опасностью Интернет столкнулась Аня? Сталкивались ли вы с такой же опасностью? (дискуссия)

Промежуточный вывод: Итак, мы с вами определили одну из главных опасностей Интернета – общедоступность персональных данных и личной информации. Как уберечь себя от злоумышленников в Интернете?

Слушают историю.

Выдвигают гипотезы. (Время на обдумывание 1-2 минуты).

Обозначают проблему, высказывают предположения, анализируют собственный жизненный опыт

Анализ информации.

Выдвижение гипотез на основе полученной информации

Формулирование проблемы на основе собственного жизненного опыта

Рассказывает историю

Слушает учащихся

Вносит необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.

Контролирует дискуссию, формулирует промежуточный вывод

Основная часть

Блок 2

Постановка проблемы и ее решение

Смена вида деятельности и свободное перемещение по классу как альтернатива физминутке

10 мин

Информационное моделирование

Многие из вас активно используют передачу файлов через электронную почту и социальные сети. А чем это может быть опасно?

Давайте создадим модель передачи файлов через электронную почту.

Сейчас вы выберете карточку любого цвета, который вам нравится. То, что написано на карточке, Вы должны держать в секрете. Каждый, свободно перемещаясь, должен собрать 5 подписей на свою карточку и сесть.

Все справились с заданием. А теперь я попрошу встать того, у кого карточка зеленого цвета. (Ученик встает) Извини, но по условиям игры, с твоего почтового ящика был разослан файл с вирусом. Теперь встаньте те, кто поставил свою подпись в карточке этого участника. (Ученики встают). Ваши компьютеры тоже подверглись риску заражения. (Процесс продолжается до тех пор, пока не встанут все ученики, чьи подписи есть в карточках).

Учитель: ребята, посмотрите, пожалуйста, у кого карточка желтого цвета. Вы воздержались от загрузки файла с вирусом и не подвергали свой компьютер риску заражения. Вы можете сесть. Теперь посмотрите, у кого карточка синего цвета. На Вашем компьютере установлен антивирус, который успешно нейтрализовал компьютерный вирус. Вы тоже можете сесть. Операционные системы компьютеров оставшихся учащихся были уничтожены вместе со всей хранящейся на жестких дисках информацией. Спасибо всем, это была только модель, представляющая процесс распространения компьютерного вируса.

Я хочу спросить, что сначала почувствовали те, кого не взяли в игру с самого начала? (Ответы детей)

Что почувствовали участники, которые узнали, что они спасли свой компьютер от заражения? (Ответы детей).

Иногда нелегко поступать не так, как все остальные, но именно такое поведение является самым безопасным.

Промежуточный вывод: Итак, какая же вторая опасность существует в Интернете? (Ответ детей – «компьютерные вирусы»). Совершенно верно. А как обезопасить себя?

Выдвигают гипотезы

Карточки раздаются всем учащимся, кроме двух. Одна зеленая, три желтые, три синие, остальные белые.

Идет процесс собирания подписей, фоновая музыка – Г.Лепс «Безопасность».

Участвуют в игре.

Рефлексия по итогам игры

Выдвижение гипотез, формулирование собственной точки зрения

Анализ игровой ситуации, формирование социального опыта

Осознание ситуации, формирование собственного опыта

Слушает гипотезы

Контролирует выполнение задания

Ведет игру

Вносит необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.

Психологическая поддержка участников игры, промежуточный вывод по итогам игры

Основная часть Блок 3

Постановка проблемы и ее решение

10 мин

Мини-исследование

Давайте проведем мини-исследование. На слайде вы видите вопросы. У вас есть 3 минуты, чтобы мысленно ответить на них. В целях соблюдения конфиденциальности, мы не будем отвечать на эти вопросы вслух. Запишите на своей карточке только число ваших положительных ответов.

Тест Кимберли Янг (модификация).

Вспоминаете ли Вы о предыдущих посещениях сети и ожидаете последующих?

Хотели бы Вы увеличить время пребывания в Сети?

Контролируете ли Вы свое время пребывания в Сети?

Испытываете ли Вы огорчение при отключении Интернета?

Засиживаетесь ли Вы иногда в Сети дольше, чем предполагали?

Возникали ли у Вас проблемы в учебе, семье, личной жизни из-за Интернета?

Приходилось ли Вам говорить неправду родителям или друзьям чтобы скрыть время, проведенное Вами в Сети?

Используете ли Вы Интернет чтобы поднять настроение или получить удовольствие?

- Часто склонность к чему-либо становятся обычной и постоянной, желание превращается в потребность, а позже – в привычку. Я предлагаю вам посмотреть следующий видеоролик.

(Видеоролик «Интернет-зависимость»)

Учитель: Скажите, какая еще опасность существует в Интернете? (Ответ детей – зависимость)

Учитель: Поиск удовольствия или способ отвлечься от неприятностей переходят в пристрастие. Все это связывает человека, лишает его свободы и рождает зависимость.

Человек редко самостоятельно замечает, что его привычка стала вредной и болезненной. Чаще всего это осознание наступает, когда зависимость полностью подчинила себе. Поначалу ощущаются лишь радость и психологическая разрядка. Однако по мере привыкания зависимость выходит из-под контроля.

Посмотрите на число своих положительных ответов. Если это число больше 4, значит, Вам нужно задуматься о том, не слишком ли большое место в вашей жизни занимает Интернет.

(Видеоролик «Жизнь Интернет-пользователя»)

Промежуточный итог: Итак, назовите, пожалуйста, еще одну опасность Интернета. Как можно себя обезопасить? (Ответы детей).

Проводят мини-исследование

Смотрят видеоролик

Выявление проблемы

Построение логических умозаключений на основе видеоинформации

Контролирует выполнение задания

Вносит необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.

Формулирует промежуточные выводы

Заключение

Проверка полученных результатов. Коррекция результатов. Организация обратной связи

5 мин

Анализ достижения цели урока, самооценка

Сегодня мы с вами говорили об очень серьёзной проблеме. Какой? Вспомните, о каких опасностях мы говорили? (Ответы детей, подсказка на слайде).

Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Насколько активными вы были.

Запишите домашнее задание: написать эссе на тему «Интернет в моей жизни»

Интернет давно стал частью нашей жизни. А вот то, чем он для Вас станет – другом и советчиком или вредной привычкой – выбирать Вам.

Всем спасибо, наш урок окончен.

Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют проблему и пути ее решения.

Записывают домашнее задание в дневник.

Выставляют оценки за урок.

Самооценка, рефлексия

Подводит итог урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №67» г.Ижевска

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.