Материал на проверке

Безопасный маршрут из школы домой

3
0
Материал опубликован 19 November

Денисова Марина Викторовна,

педагог дополнительного образования, педагог-организатор

МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г.Курска"

Безопасный маршрут из школы домой

Сегодня ребенок с раннего возраста становится участником дорожного движения. И с первых лет жизни его начинают учить правилам дорожного движения. Учат им ребенка и родители, и воспитатели в детском саду, затем учителя в школе. Смысл самих правил дорожного движения (далее – ПДД) состоит в том, что их соблюдение должно обеспечить безопасность участников дорожного движения. Однако знание правил дорожного движения не гарантирует безопасности на дороге. Больше того, исследования психологов показывают, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, демонстрируя хорошее знание ПДД в части, касающейся пешеходов, не связывают эти знания со своими действиями в жизни, не умеют их применять в конкретных ситуациях. Это приводит нас к выводу, что наряду с обучением ПДД должно идти обучение их применению в конкретных ситуациях и выработка соответствующих навыков. Если посмотреть на систему подготовки водителей в автошколах, то это так и делается. Обучение завершается экзаменом, на котором будущий водитель должен применить свои знания ПДД к ситуации, описанной в билете. Надо также учитывать, что никакие правила не могут предусмотреть все возможные ситуации, которые случаются на дороге. Поэтому, выполняя всё, что предписывают ПДД, надо ещё учиться предвидеть, что может произойти в той или иной ситуации, правилами не предусмотренной.

Представим школу, которая расположена внутри жилой застройки. Её окружают дворовые территории многоэтажных домов. Рассмотрим, с какой ситуацией сталкиваются дети по пути в школу и обратно, а также провожающие их по этому пути родители. Выйдя из подъезда, ребенок выходит на тротуар, какое-то расстояние идет по нему, а дальше ему надо перейти проезжую часть дороги, огибающей многоквартирный дом. С детского сада он знает, что проезжую часть надо переходить по пешеходному переходу. Но пешеходных переходов нигде не видно. Тогда, следуя пункту 4.3. ПДД, пешеходы должны переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Этот пункт в детском саду, как правило, не изучается. Но даже если ребенок его знает, перекрестка он все равно не найдет, поскольку его нет. Выезды со дворов не считаются перекрестками, и переход дороги в месте их расположения будет более опасен, чем в любом другом, поскольку опасность буде грозить не с двух, а с трех сторон. Перехода нет, перекрестка тоже нет. В этом случае тот же пункт 4.3. ПДД разрешает переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Но такого участка вблизи многоквартирного дома найти во время следования детей в школу не удастся. Все подходящие для перехода участки будут без ограждений и разделительной полосы, но нигде дорога не просматривается даже в одну сторону, поскольку у её края - сплошной ряд припаркованных автомобилей, хорошо, если только с одной стороны. А в ПДД есть еще пункт 4.5, который гласит, что при переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Возникает замкнутый круг. Переходить дорогу надо, соблюдая ПДД, но места, где можно это сделать найти не удаётся. Здесь есть некоторое лукавство, поскольку даже на сплошь заставленной припаркованными автомобилями дворовой территории во многих случаях можно проложить такой маршрут от дома до школы, где не потребуется переход проезжей части, но для этого надо будет сделать крюк в километр-полтора. Если под натиском родителя ребенок и может пойти на такой «подвиг», то оставшись один, он никогда не пойдет. Если ребенка ведет в школу родитель, из этого замкнутого круга выйти легко. Даже не очень высокий взрослый найдет стоящие рядом «низкорослые» автомобили (не пикапы и не внедорожники с высокой посадкой), поверх которых достаточно хорошо просматривается в обе стороны проезжая часть, и перейдет дорогу, следуя ПДД, убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Если ребенок идет один, то ему в силу маленького роста, из-за припаркованных автомобилей, даже малолитражек, проезжая часть видна не будет. С другой стороны, приближение ребенка к проезжей части будет скрыто от водителя приближающегося автомобиля припаркованными транспортными средствами. Если ребенок выйдет на проезжую часть, для водителя это будет внезапно и неожиданно. Даже при хорошей реакции и экстренном торможении наезд на пешехода он не сможет предотвратить. Надо научить ребенка, как действовать в такой ситуации. Кто должен научить? Родитель, который водит ребенка сначала в детский сад, потом в школу именно по тому маршруту, по которому ребенок дальше будет ходить один. Если родителям нравится игровой метод, пусть играют с ребенком в разведчиков. Смысл такой игры в том, что прежде чем переходить проезжую часть, надо сначала выглянуть из-за припаркованного автомобиля, посмотреть сначала направо, потом налево, потом опять направо, убедиться, что дорога свободна, нет приближающихся автомобилей. Если увидел едущий по дороге, даже далеко, автомобиль, отойди назад на тротуар, повтори попытку, когда он проедет мимо. Если родитель не из числа «играющих», то подойдет и армейская методика: рассказ, показ, тренировка. В чем кроется проблема? Многие родители думают, что уж таким-то, казалось бы, азбучным истинам, ребенка должны научить, если не в детском саду, то уж в школе обязательно. Его там и научат. Но эти абстрактные знания ребенка надо привязать к конкретной ситуации, к конкретному маршруту, по которому ребенок будет регулярно следовать. Сделать это может только родитель. А задача воспитателя детского сада и учителя начальной школы – довести эту мысль до родителей своих воспитанников и обучающихся через различные формы работы с родителями. Мы рассмотрели только одну из так называемых ситуаций-«ловушек» закрытого обзора на маршруте ребенка из школы домой, повторяющихся дорожных ситуаций, в которых происходит подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий. Таких ситуаций насчитывают много. Остановимся на том, что педагог в своей работе должен постоянно возвращаться к этим дорожным ловушкам и убеждать родителей своих подопечных не переставать учить детей видеть скрытые опасности на дороге, принимать правильные решения, анализировать с детьми конкретные дорожные ситуации, которые могут возникнуть по дороге в школу. Без обсуждения этих вопросов не должно обходиться ни одно родительское собрание.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.