Газета для родителей «По безопасной дороге в безопасное будущее»
МДОУ ЦРР ДС ст. Северской Северского района
«ПО БЕЗОПАСНОЙ ДОРОГЕ
В БЕЗОПАСНОЕ БУДУЩЕЕ»
газета для родителей
ноябрь 2017г.
Родители - первые учителя безопасного поведения ребёнка на дороге.
Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену - жизнь и здоровье своих детей - как дань своей автомобилизации. Значит, надо уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должны стать родители. Главное - привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
Проблема обучения детей имеет свои особенности. От родителей требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребёнку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчёта на детей.
Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.
Навык - это способность ребёнка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя под контролем сознания, путём многократного повторения.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности.
Привычки могут складываться как в результате своих наблюдений и опытов, так и в результате воспитания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.
Модель поведения ребёнка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становиться привычкой переходить проезжую часть в наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на её разделительной полосе.
Знания - это совокупность усвоенных ребёнком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Нужный для ребёнка объём знаний предусмотрен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребёнок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые он может получить только у своих родителей, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.
Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течении всей жизни человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребёнка к безопасному поведению на дороге растёт.
Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируется под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием воспитателей, грамотных и серьёзных родителей, для которых безопасность ребёнка не безразлична.
Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной остановки и прогноза её развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, не в состоянии развить мыслительный навык. Только родители и опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен при вить ребёнку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.
Пешеход, а следовательно и ребёнок, непрерывно сталкиваются с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше, и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребёнка таких стандартных ситуаций-ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить. Однако стандартных ситуаций очень много, и на их систематизацию в памяти уходит несколько лет. Знакомство ребёнка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей среды имеет свою специфику. Он не может её «попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с участием ребёнка. Однако очень важно заранее обучить ребёнка безопасному поведению на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменён опытом, накопленным обществом. Развитию таких мыслительных навыков способствует ситуационное обучение, овладев которым, только родители и воспитатель способны выработать у ребёнка мыслительный навык.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребёнка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.
В наших условиях при выходе на дорогу или при занятиях на макете под руководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, её основные признаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.
Для анализа опасной ситуации можно использовать разнообразные технические средства: макеты, альбомы, слайды, кинофильмы, видеомагнитофоны. Наибольший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводиться параллельно с изучением Правил дорожного движения.
Задача родителей и воспитателей – дать ребёнку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в. опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную способность на дороге и возможность избежать её.
Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге главная задача родителей и воспитателей. При этом только они имеют возможность действовать следующими приемами:
использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребёнка огорчить их своим поведением;
показать возможные последствия лично для ребёнка;
использовать игровую ситуацию для введения ребёнка в роль культурного пешехода с положительными привычками;
активизировать его творческую саморегуляцию;
развивать его мыслительные навыки.
К пяти годам у ребёнка появляется прирождённое социальное чувство.
Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:
«Это нужно для меня»
«Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя»
«Я буду хорошим пешеходом»
«Я буду хорошим примером для других».
Как видим, у дошкольника есть потенциальные возможности усвоить новые правила дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТП. Использовать эти возможности - задача родителей и воспитателей.
Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения детей родителями и воспитателями включает в себя:
педагогическое умение привить ребёнку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
знание собственно предмета «Правила дорожного движения» и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности;
знание психофизиологических и возрастных особенностей детей.
Уважаемые мамы и папы!
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах - соблюдать правила дорожного движения!
Этот номер газеты посвящен очень важной проблеме - воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыши все равно переходят дорогу только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они еще не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются городским транспортом? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения - это длительный процесс. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром транспорта.
Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало – практическое применение этих знаний целиком ложится на ваши плечи. Единство наших и ваших требований к детям - это условие безопасности наших детей!
Рекомендации родителям
Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы - объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, дворе, улице; объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой.
Уважаемые родители!
Ваш ребенок должен знать:
-
на дорогу выходить нельзя;
дорогу можно переходить только со взрослыми, держась за руку взрослого;
переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
пешеходы - это люди, которые идут по улице;
для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору: красный свет - движенья нет, желтый свет - внимание, а зеленый говорит: «Проходите, путь открыт»;
машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.
Это интересно
Кто придумал светофор
Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер ЖД. Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона опубликовали подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зеленый и красный сигналы светофора. Установленный перед зданием английского парламента первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом дежурил специальный полицейский. Вскоре устройство оснастили газовым фонарем, чтобы изменения цветов были видны и в темное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека. Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее - в Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры были на сей раз электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала – красный и зеленый. Желтый цвет появился только в 1918 году. В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве. С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление светофорами. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зеленая волна», состоящая из пяти светофоров: автомобиль, попадавший на первом светофоре на зеленый свет, беспрепятственно проезжал все остальные.
Литературная страничка
Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни,
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)
Два колесика подряд,
Их ногами вертят.
А поверх торчком
Сам хозяин крючком.
(Велосипед)
Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом
Носит обувь из резины,
А питается бензином?
(Автобус)
Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать.
В. Головко
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
(Автомобили)
Посмотри, силач какой,
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Регулировщик)
Машины
На улице нашей
Машины, машины,
Машины малютки,
Машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Светофор
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет:
«Нет!» Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
А зеленый свет горит
Проходите, говорит
Выпуск подготовила:
Воспитатель Борщёва Н.В.