Классный час «Безопасность общения в школьном коллективе»
Классный час: «Безопасность общения в школьном коллективе»
Направление: духовно-нравственное
Форма проведения занятия: беседа
Цели: воспитание личности учащегося в рамках привития культуры поведения, речи и общения в школьном коллективе
Задачи:
- привить социальные нормы поведения и общения в коллективе
- воспитать уважение ко всем представителям школьного коллектива
- формировать толерантное отношение ко всем представителям коллектива
- проработать проблемы, имеющие место быть в школьном коллективе
Содержание мероприятия
I. Вступление
Ребята, что такое «общение»?
Жизнь любого человека в обществе предполагает общение с людьми, которые его окружают. При помощи общения мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом, строим отношения. Для того чтобы общение было продуктивным и приятным, нужно знать и соблюдать определенные правила.
Вопросы учащимся: Что для вас обозначает слово «общение»?
Бывают ли у вас трудности в общении?
Как вы думаете, почему возникают эти трудности?
II. Основная часть
Каждый день мы общаемся с разными людьми и даже не подозреваем, что оказываем друг на друга социальное влияние, т.е. воздействуем на поведение и мнение человека в процессе общения.
Вопрос учащимся: Можете привести примеры такого воздействия? (например, уговариваете родителей купить вам какую-либо вещь или хотите, чтобы друг пошел с вами в кино или на прогулку, вы приводите доводы в защиту и важность своего желания людям, тем самым воздействуете на их мнение)
Наше общение может происходить в разных ситуациях: межличностное общение, групповое общение, общение посредством электронных средств связи и сети Интернет.
Вопросы учащимся: Приведите примеры межличностного общения / группового / при помощи электронных средств связи / сети Интернет
Скажите, пожалуйста, о каком виде общения идет речь:
- мы общаемся и устанавливает личностный, эмоциональный контакт с человеком,
- мы общаемся и устанавливает контакт с группой, желая быть принятыми, нужными.
Какие есть нормы и правила для каждого из этих видов общения?
Успешность взаимодействия в группе определяется не только соблюдением общих норм и правил поведения, но и сплоченностью группы.
Вопрос учащимся: Как вы понимаете слово «сплоченность»? Какие условия необходимы для сплочения группы? (на доске: единая – общая цель, индивидуальная и коллективная ответственность, индивидуальный и коллективный вклад в достижение цели, тесное взаимодействие и осознание зависимости всего коллектива от каждого человека в коллективе)
Давайте, разработаем нормы и правила общения в нашей школе, в нашем классе:
1. Мы создаем дружескую атмосферу.
2. Мы уважаем друг друга. (не оскорблять, не унижать, не принижать достоинства других, не причинять вред друг другу и окружающим)
3. Мы уважаем старших. (пропускать на проходе / входе, придержать двери, здороваться громко и четко)
4. Мы помогаем младшим
5. Мы умело подаем себя. (быть опрятным и аккуратным)
6. Мы говорим грамотно и спокойно.
7. Мы соблюдаем этикет поведения в школе, дома, в городе.
К сожалению, даже в самом дружном коллективе могут возникать ссоры и конфликты.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, чем отличается ссора от конфликта?
Под конфликтов можно понимать отсутствие согласия и договоренности по какому-либо вопросу. Каждому из нас свойственно временами не соглашаться с мнением другого, воспринимать в «штыки» ситуацию, все это может привести нас к конфликту. Но важно помнить, что конфликт оставляет обиды и другие неприятные чувства, вносит раздор в отношения коллектива и разлагает его.
Итак, ссоры и конфликты могут случиться в любом коллективе и по разным причинам, очень важно, уметь найти выход из сложившейся неприятной ситуации, грамотно поступить, не ущемляя и не оскорбляя собственные и права группы.
Рассмотрим конфликтную ситуацию: в столовой 2м ученикам досталась 1 булочка.
Вопрос учащимся: Каковы способы решения конфликта?
1) уступка – отдать булочку другу
2) уход – отдать булочку третьему лицу
3) отнять булочку у того, кто первый ее взял (принуждение)
4) компромисс – поделиться булочкой
5) переговоры – договориться как поступить с булочкой, согласно тому для чего она нужна каждому из учащихся
На этом примере мы с вами убедились, что ситуацию можно разрешить несколькими способами.
Вопрос учащимся: Давайте сейчас с вами составим правила выхода из конфликтной ситуации:
1. Мы понятно излагаем друг другу предмет и собственную позицию спора.
2. Мы выясняем, в чем мы сходимся и в чем расходимся.
3. Мы разбираемся, что важно для нас и для противоположной стороны.
4. Мы обращаемся за помощью.
Задание: Разберите ситуацию между Олей и Васей: Вася на перемене бежит из коридора и сбивает с ног Олю. Оля плачет, Вася кричит, что она нерасторопная.
Разберем еще один вид общения, который является отклонением от нормы – это манипуляция.
Вопрос учащимся: Что такое манипуляция? Можете ли вы привести примеры?
Манипуляция – это стремление оказать воздействие на поведение человека путем побуждения его к действию в своих интересах, путем скрытого обмана. Действия манипулятора – бесчестны, заставляя других действовать в его интересах, манипулятор представляет дело в очень заманчивом виде.
Вопросы учащимся: Бывали ли случаи, когда вы чувствовали, что вами манипулируют? Какова ваша реакция? Каков был результат?
Давайте с вами составим рекомендации на случай манипуляции вами:
1.Мы здраво оцениваем ситуацию.
2. Мы способны самостоятельно принимать решения, т.к. мы знаем, что мы хотим.
3. Мы прислушиваемся к себе.
4. Мы умеем говорить «нет».
III. Заключение
Итак, ребята, давайте подведем итог нашей беседе об общении в школьном коллективе. Что нового сегодня вы узнали? Что было интересно?
Я очень верю, что те правила, которые мы сегодня с вами вывели помогут вам в общении в нашем школьном коллективе и в других коллективах, с которыми вам предстоит взаимодействовать по жизни.