12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильяна21








Методическая разработка

открытого бинарного учебного занятия

по дисциплине

«Литература, математика»




Тема: «Многоплановость романа «Мастер и Маргарита». Москва 1930-х годов. Фантастическое и реалистическое в романе

























2023


Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплинам «Литература, математика».

Тема: «Многоплановость романа «Мастер и Маргарита». Москва 1930-х годов. Фантастическое и реалистическое в романе. 2023. - 27 с.


Разработчик: Косьяненко Л.Ю., преподаватель математики ГБПОУ ЧЭнК, Камалова И.И., преподаватель литературы ГБПОУ ЧЭнК




Данная методическая разработка открытого учебного занятия по теме: «Многоплановость романа «Мастер и Маргарита». Москва 1930-х годов. Фантастическое и реалистическое в романе в курсе дисциплин «Литература, математика» предназначена для преподавателей и является примером практического применения элементов современных педагогических технологий (технологии развития критического мышления) при изложении материала. В разработке представлено полное методическое обеспечение учебного занятия по указанной теме.



















СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………… 4

Технологическая карта……………………………………………………6

Конспект учебного занятия ………………………….………………. …10

Список использованных источников………………………………… …16

Приложение 1………………………………………………………..…….17

Приложение 2………………………………………………………………18

Приложение 3………………………………………………………………22

Приложение 4……………………………………………………………….23

Приложение 5……………………………………………………………….24

Приложение 6…………………………………………………………….....25

Приложение 7……………………………………………………………….27

















Введение

В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Литература» тема: «Многоплановость романа «Мастер и Маргарита». Москва 1930-х годов. Фантастическое и реалистическое в романе обучающимися 1 курса изучается согласно КТП во 2 семестре. Номер занятия по КТП – 45, количество часов - 2.

Вид занятия: интегрированный урок.

Тип занятия: комбинированный урок, изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель учебного занятия: формирование у обучающихся представления о важнейших проблемах романа М. А Булгакова «Мастер и Маргарита».

Задачи:

Образовательная:

обобщить и систематизировать знания обучающихся по тематике, композиции, стилистическим особенностям романа;

Развивающая:

развивать образное и аналитическое мышление, формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении, навыки грамотного и свободного владения речью;

Воспитывающая:

воспитывать нравственные чувства: нетерпимость к трусости и предательства, доброту и порядочность.

Образовательные ресурсы:

Литература [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2-х ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 448 с.

Русская литература 20 века [Текст]: Учебник. 11 класс. В 2-х частях. Ч. 2 / В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов, М.Г. Ваняшова. – 7-е изд., стер. Доп. Министерством образования РФ. – М: Дрофа, 2008. – 512 с.

Учебное оборудование: презентация к уроку, текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», компьютер, оценочные листы.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: беседа с элементами групповой работы, рассказ, объяснение с элементами демонстрации, репродуктивный метод, мини-сценки учащихся.

Формируемые ОК, З, У:

ОК 1, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06.

Элементы СОТ: технология формирования критического мышления.

Особенности группы: обучающиеся I курса.


Ход учебного занятия:

Организационный этап – 2 мин.

Мобилизующий этап: объявление темы занятия, ее актуализация, постановка целей перед учащимися – 4 мин.

Изучение нового материала с поэтапным закреплением – 52 мин.

3.1. Актуализация опорных знаний обучающихся: показ мини-сценки, обсуждение, ответы на вопросы – 25 мин.

3.2. Изучение нового материала по теме учебного занятия, работа с графиками, решение практико-ориентированной задачи запись в рабочих тетрадях– 20 мин.

3.3. Первичное закрепление – 7 мин.

Первичный контроль: самостоятельная работа. Выставление оценок за урок – 8 мин.

Рефлексия учебно-познавательной деятельности – 2 мин.


Технологическая карта

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения,

знания, компетенции

Организационный этап.









Мобилизующий этап













Активизация внимания



















Изучение нового материала

Обсуждение и решение проблем



Приветствие

Эмоциональный настрой














Воспроизведение знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового.


: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд, который вы видите на экране. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Как зовут Булгакова?

Какие произведения М.А. Булгакова вы знаете?

Какое произведение из перечисленных вами принесло известность автору?


(Подвести учащихся к определению темы и цели).


1. Рассматривают слайд

2. ставят ЦЕЛЬ, определяют ТЕМУ.




ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 06











Воспроизведение знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового.



Каждая группа выбирает себе реквизиты героя и показывают отрывок из произведения (мини- сценка).


Какая сценка вам больше всего понравилась?

И из какого «мира» этот отрывок?

Кто из них является исторической личностью?

А кто вымысел?

Назовите кто является положительным, а кто отрицательным героем?

Какие положительные черты есть у наших героев, а какие отрицательные?



М. А. Булгаков считал, что главной идеей романа «злых людей нет на свете, есть только несчастливые»

Как вы это понимаете? Вы согласны с этим?


У вас есть таблица с разными чертами характера. Ваше задание: выберите черты характера для вашего героя и свой выбор обоснуйте.

Положительные черты

Отрицательные черты

Честность

Гордость

Милосердие

Лицемерие

Любовь

Зависть

Доброта

Ханжество

Решительность

Слабохарактерность

Интеллигентность

Безжалостность

Вежливость

Жестоко

Справедливостьть


Желчность

Аккуратность

Коварность

Прямолинейность

Грубость


Циничность




Показывают, обсуждают и отвечают на вопросы






















Работа в группах, обсуждение.

ОК 02

ОК 04

ОК 06



Задание: используя литературный образ вашего героя из мини-сценки, выбрать график, который характеризует его черты. И обоснуйте свой выбор











Работа в группах, обсуждение.


ОК 02

ОК 04

ОК 06


Овладение новым материалом

Задание: построить график зависимости времени от потребления электроэнергии в квартире №50, в которой происходило действие романа, используя данные из таблицы, которые у вас на столе.

Время замера

0

4

8

12

16

20

24

Показания счетчика,кВт.ч

2354,2

2358,2

2363,2

2373,2

2378,6

2392,8

2403,4


Индивидуальная работа

t1680595489aa.png



У 1

ОК 02

ОК 04

ОК 10


Систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений



Фишбоун

t1680595489ab.jpg

Фишбоун по роману «Мастер и Маргарита»:

Многоплановость романа: отсутствие веры, любовь к деньгам, проблема выбора, разоблачение, наказание, борьба за истину


У 1

ОК 02

ОК 04

ОК 10


Рефлексия


Самостоятельно оценивание своего состояния, своих эмоций, результатов своей деятельности.

Составить синквейн по роману «Мастер и Маргарита. Инструкция:

- первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

- вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

- третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

- четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.




У 1

ОК 02

ОК 04

ОК 10



Самостоятельно оценивание своего состояния, своих эмоций, результатов своей деятельности.

1. Оцените работу на протяжении всего занятия

2. Рефлексия.

1.Оценивают студенты.


2. Самоанализ деятельности.

Оценочные листы

3. Конспект учебного занятия

1. Организационный этап (2 мин.)

а) приветствие

б) определение отсутствующих

в) организация внимания.

Преподаватель литературы:

Здравствуйте ребята, глядя на Вас, мы видим, что Вы пришли на занятие в хорошем настроении, надеемся, что такое же настроение и останется на протяжении всего занятия.

Преподаватель математики:

Позвольте напомнить Вам правило-на уроке нельзя не работать на уроке нельзя мешать другому.


Преподаватель математики:

Математика и литература

Две ветви человеческой культуры

Преподаватель литературы:

Две книги из одной библиотеки

Преподаватель математики:

Две песни из единой фонотеки

Преподаватель литературы:

Такие разные как буква и число

Преподаватель математики:

Неразделимые, как лодка и весло

Преподаватель литературы:

Что их роднит, объединяет в вечность?

Преподаватель математики:

Великой мысли духи бесконечность

Преподаватель литературы:

Ведь сколько сил приложил граф Толстой

Чтоб математике учить народ простой

Преподаватель математики:

Он «арифметику» создал для них понятную

Без лишней сложности и для ума приятную!

Преподаватель литературы:

А первою любовью Софьи Ковалевской

Был молодой еще писатель Федор Достоевский

Преподаватель математики:

Который позже, в размышлениях беспечных

Блуждал по миру линий бесконечных

Преподаватель литературы:

А Лейбниц Брюсовым воспет

Как мудрости, пророчества рассвет!

Преподаватель математики:

И Пушкин алгеброй гармонию поверил

В лицее кто б о том поверил?

Преподаватель литературы:

Отметил Карцев в изречении своем

У вас, дражайщий, все кончается нулем!

Преподаватель математики:

Великий Лермонтов любил решать задачи

С числом и слово ярче, веселее и богаче!

Преподаватель литературы:

И подтверждает это Грибоедов дипломат

Окончив в МГУ физмат

Преподаватель математики:

И «человек есть дробь»-сказал Толстой, учитель

Что представляешь ты собой-есть твой числитель

Преподаватель литературы:

А что ты мыслишь о себе есть знаменатель

Сочти какая дробь ты, дорогой приятель!

Преподаватель литературы:

Сегодня мы проведем совместное занятие литературы с математикой.

Преподаватель математики:

Мы попробуем найти связь этих двух предметов и в целом двух направлений- гуманитарного и математического

Преподаватель литературы:

И средствами литературы и математики решить задачу-что объективнее и полнее отражает многообразную и противоречивую сущность человеческой жизни-литература или математика?

Преподаватель литературы:

Сегодня на занятии вы будете оценивать себя сами, но чтобы было все объективно работу вашей группы будет оценивать другая, а именно, первую группу оценивает вторая, вторую-третья, третью-четвертая, четвертую-пятая, пятую-первая. В конце занятия будут подведены итоги и озвучены оценки. (Приложение 1)

2. Мобилизующий этап (4 мин.)

Преподаватель литературы:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Учащиеся:

О характере


Преподаватель литературы:

Какое произведение мы изучали на предыдущем занятии?

Учащиеся:

Мы познакомились с жизнью и творчеством М.А.Булгакова, историей создания романа «Мастер и Маргарита».

Преподаватель литературы:

Как зовут Булгакова?

Какие произведения Булгакова вы знаете?

Какое произведение из перечисленных вами принесло известность автору?

Замечательно, давайте восстановим историю создания этого уникального произведения?
Учащиеся:

Булгаков работал над романом 12 лет (с 1928-по1940). Вначале он хотел написать произведение о Москве 20-30 годов, «обнажить» все пороки того времени. Одновременно он работал над романом об Иисусе Христе.

Преподаватель литературы:

О чем это произведение?

Учащиеся:

О Мастере и Маргарите, о фантастике, о трусости

Преподаватель литературы:

Назовите главных героев этого произведения?

Учащиеся:

Мастер, Маргарита, Воланд,

Преподаватель литературы:

Охарактеризуйте их.

Учащиеся:

Мастер- писатель 38 лет;

Маргарита- молодая красивая женщина 30 лет;

Воланд- высокий брюнет с разноцветными глазами (левый — зелёный, правый — чёрный), золотыми и платиновыми коронками на зубах, кривой усмешкой, представитель темных сил.

Преподаватель литературы:

Молодцы, дали хорошие характеристики.

Преподаватель литературы:

Вам было рекомендовано посмотреть видеофильм «Мастер и Маргарита».

Какие миры встречаются в произведении?

Учащиеся:

Современный, потусторонний, ершалаимский.

Преподаватель литературы:

А какие герои относятся к этим мирам?

Учащиеся:

Ершалаимский- Понтий Пилат, Йешуа Га- Ноцри;

Современный- Мастер, Маргарита, Берлиоз;

Потусторонний- Воланд, Кот Бегемот, Азазелло.

3. Изучение нового материала с поэтапным закреплением– 52 мин.

3.1. Актуализация опорных знаний обучающихся: (25 минут)

Преподаватель литературы:

Посмотрите, пожалуйста, на стол, здесь расположены реквизиты для мини-сценки ваших героев, которые относятся к определенному миру. Прошу по одному представителю подойти и выбрать.

Задание 10 минут (2-3 –подготовка, 7-8 выполнение): каждая группа выбирает себе реквизиты для героя и мира, вам нужно будет показать отрывок из произведения, который у вас на столе, то есть проиграть мини-сценку. (Приложение 2).

Время на выполнение задания 7-8 минут. Прошу представителей от каждой группы подойти за реквизитами.

Герои: Маргарита, Мастер, кот Бегемот, Воланд, Азазелло. Понтий Пилат, Йешуа Га-Ноцри, Берлиоз, Иван

Реквизиты: маска, шляпа, перчатки, очки, плащ, картон, хвост, парик, платок, веер, книга, юбка, пиджак, рубашка, свечи, зеркало, трость, берет, портфель, фото (цветные), галстук, берет.

Учащиеся показывают мини- сценки.

Вопросы и ответы (5 минут)

Преподаватель литературы:

Молодцы! Какая сценка вам больше всего понравилась?

Догадайтесь какого героя проиграли ребята, и из какого «мира» этот отрывок?

Кто из них является исторической личностью, а кто вымысел? И чей это вымысел?

Учащиеся:

Древний ершалаимский, Вечный потусторонний, Современный московский

Учащиеся:

Маргарита, Мастер, Кот Бегемот, Воланд, Азазелло, Йешуа Га-Ноцри.

Преподаватель литературы:

Назовите кто является положительным, а кто отрицательным героем?

Учащиеся:

Положительные герои- Мастер, Маргарита, отрицательные- кот Бегемот, Воланд, Азазелло.

Преподаватель литературы:

Все герои обладают положительными и отрицательными чертами характера. О чем это может говорить?

Учащиеся:

Нет абсолютно положительных и отрицательных людей, в каждом из нас совмещаются разные черты. Но в наших силах стараться улучшать себя, свои лучшие качества. Ведь они нам могут пригодиться всегда.

После ответов на вопросы преподаватель акцентирует внимание на многоплановость романа (обобщает ответы учащихся)

Многоплановость: Всё в романе переплетено: время, пространство, герои, но эти параллельные миры объединены одной истиной, которая заключается в торжестве добра, любви, милосердия и всепрощения

3.2 Изучение нового материала по теме учебного занятия (20 минут)

Обсуждение материала (5 минут)

Преподаватель литературы:

М. А. Булгаков считал, что главной идеей романа «злых людей нет на свете, есть только несчастливые»

Как вы это понимаете? Вы согласны с этим?

Учащиеся:

Относительность понятий "добро" и "зло". Это можно проиллюстрировать на примере Воланда. Воланд по своей сути - это воплощение зла, однако действия его по отношению к другим героям справедливые. На протяжении романа Воланд воздаёт людям по заслугам: наказывает жадных москвичей, устроив им представление с ненастоящими нарядами и деньгами, карает Босого за взяточничество, Варенуху за ложь и хамство, Лиходеева за пьянство. Но в то же время Воланд награждает, например, Маргариту за её верность и любовь к Мастеру; спасает роман Мастера и дарит ему вечный покой. Таким образом, добро и зло всегда взаимодействуют, стараясь сохранять равновесие, и грань между ними тонка. 

Преподаватель литературы:

А какие черты характера вы считаете положительными, а какие отрицательными (Приложение 2). У вас есть таблица с разными чертами характера. Ваше задание (5 минут): выберите черты характера для вашего героя и свой выбор обоснуйте.

Преподаватель литературы:

Какие положительные качества есть у наших героев, а какие отрицательные?

Учащиеся:

Маргарита: Положительные черты — смелая, сильная, любящая, заботливая, жертвенная, милосердная, благородная.

Отрицательные черты — мстительная, импульсивная

Мастер: Положительные черты — добрый, честный, искренний, умный, образованный, интеллигентный, талантливый, доверчивый, бескорыстный.

Отрицательные черты — пассивный, коварный, жестокий.

Кот Бегемот: Положительные черты — умный, вежливый, обаятельный, красноречивый, весёлый.

Отрицательные черты — дерзкий, наглый, непредсказуемый, самодовольный.

Азазелло: Положительные черты — дисциплинированный, аккуратный, прямолинейный, исполнительный.

Отрицательные черты — грубый, циничный.

Учащиеся:

Понятия «зло» и «добро» автор видит несколько иначе. Он пытается донести до читателя, что эти силы уравновешивают друг друга, а быть добрым или злым решает только сам человек. Воланд и его свита, казалось бы, несут зло, представляя собой Дьявола и его отряд. Но в романе они скорее являются воплощением справедливости, лишь наказывая людей за их проступки, предоставляя им выбор, а не склоняя на свою сторону.


Преподаватель математики:

Ребята, можно ли назвать судьбу человека функцией? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к образам наших героев математическим способом, а именно графически.

График- это говорящая линия, которая может о многом рассказать.

У вас на столах лежат виды графиков функции. Обратите внимание, что они все разные. Перечислите, пожалуйста, названия функций и их графики.

Задание (5 минут): используя литературный образ героя, который я вам выдала, выбрать график, который более точно характеризует его черты характера. И обоснуйте свой выбор.

А теперь по одному представителю из каждой группы показываете выполненное задание.

Преподаватель математики:

Но ведь графически можно показать не только характер героев любого произведения, но и использовать в вашей будущей специальности.

Итак следующее задание (5 минут): построить график зависимости времени от потребления электроэнергии в квартире №50, в которой происходило действие романа, используя данные из таблицы, которые у вас на столе.

Задача: По показаниям трехфазного счетчика электрической энергии (таблица 1), установленного в квартире № 50, построить суточный график электрической нагрузки: по оси Х данные времени(час), по оси Y потребление электроэнергии (кВт), используя данные из таблицы, которые у вас на столе. Для начала необходимо вычислить потребление: из показания текущего вычесть предыдущее


Далее вам надо будет заполнить таблицу. Для заполнения таблицы каждому надо будет работать индивидуально.

Таблица


Время замера

0

4

8

12

16

20

24

Показания счетчика,кВт.ч

2354,2

2358,2

2363,2

2373,2

2378,6

2392,8

2403,4


А теперь по одному представителю из каждой группы показываете выполненное задание (работа у доски). Проверим правильность построения графика на слайде.

Молодцы, ребята, вы увидели применение знаний физики и математики по вашей специальности. Но вернемся к нашим главным героям и произведению.

3.3 Первичное закрепление – 7 мин

Преподаватель литературы:

Персонажи являются «носителями» положительных и отрицательных черт, которые по-разному влияют на судьбу человека, ведь бывают разные ситуации, от которых зависит даже жизнь человека. Например, если рассматривать случай наших дней.

Ситуация наших дней: молодые люди, гуляя по парку встретили компанию ребят, которых заинтересовала девушка. Они сказали юноше: Ты можешь идти, а девушку оставь с нами. Парень, даже не пытался ее защитить, просто сбежал. Он, придя домой, позвонил классному руководителю, рассказал о случившимся и больше ничего не предпринял. Он посчитал, что все, что смог, он сделал. Как вы думаете, правильно ли он поступил? Как бы вы поступили в этой ситуации? Какие черты характера он проявил?

К счастью девушки, мимо проходила группа спортсменов, они ее спасли.

Идет обсуждение в группе. Какие черты характера проявил юноша?

Учащиеся:

Трусость, предательство...

А в нашем произведении кто обладает такими чертами характера?

Учащиеся: Мастер

Как вы считаете это отрицательные или положительные черты характера?

Учащиеся: отрицательные.

Преподаватель литературы:

В романе некоторые герои показаны индикатором наличия отрицательных качеств положительных героев.

Молодцы, я вижу, что вы прекрасно усвоили материал, поэтому для вас не будет проблемой составить фишбоун по роману «Мастер и Маргарита»,

4. Первичный контроль (8 минут)

Напомните, пожалуйста, что такое фишбоун? Каковы его составные части? (Приложение 6)

Молодцы, вспомнили. И вот вам задание: составить фишбоун по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», применяя полученные знания сегодняшнего занятия. Коллеги, вы тоже выполняете (Приложение 3)

Примерный фишбоун (Приложение 6)

А теперь по одному представителю из каждой группы показываете выполненное задание

Молодцы, мы очень рады, что вы активно работали на протяжении всего занятия.

Преподаватель математики:

Время подводить итоги. Подсчитайте, пожалуйста, количество баллов и озвучьте.

5.Рефлексия учебно-познавательной деятельности (2 мин)

Посмотрите на 1 слайд, выберите, пожалуйста, для себя выражение лица.

Преподаватели:

Подумайте, есть ли смысл в такой неожиданной интеграции-литературы и математики?

Ответьте на вопрос: что полнее и объективнее отражает многообразную и противоречивую сущность человеческой жизни-литература или математика?

Понравился ли вам такой совместный урок? С какими предметами хотели бы вы провести занятие?

Если останется время, то проводится синквейн (Приложение 7).

Самооценка

Взгляните на вашу жизнь со стороны, постарайтесь определить временные интервалы, связанные с событиями вашей жизни, проанализируйте их, исследуйте график развития вашей личности, предварительно построив график, в заданной вами системе координат.


Домашнее задание не предусмотрено ктп.





















Список использованных источников


Литература [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2-х ч. Ч. 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 448 с.

Русская литература 20 века [Текст]: Учебник. 11 класс. В 2-х частях. Ч. 2 / В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов, М.Г. Ваняшова. – 7-е изд., стер. Доп. Министерством образования РФ. – М: Дрофа, 2008. – 512 с.






































Приложение 1


Оценочный лист деятельности на уроке группы №


Этапы занятия

Техника речи (темп и тембр речи, владение голосовыми средствами выразительности)

Артистичность исполнения (владение мимикой и жестами, умение воздействовать на слушателя)

Полный и развернутый ответ с доказательствами утверждений из текста произведения

Выбор графика и его аргументированность

Правильное решение задачи и построение графика

Составление фишбоуна и его аргументированность

Средне-арифмети-ческая

оценка

Особо активные учащиеся


Оценить по пятибалльной шкале



Мини-сценка









Построение графиков









Задача









Фишбоун


























Приложение 2


Фото героев


Мастер t1680595489ac.jpg Маргаритаt1680595489ad.jpg



Воланд t1680595489ae.jpg Кот Бегемот t1680595489af.jpg



Азазелло t1680595489ag.jpg


Понтий Пилат t1680595489ah.jpg Иешуа Га-Ноцри t1680595489ai.jpg

Берлиоз t1680595489aj.jpg Иван Бездомный t1680595489ak.jpg


Мини-сценки из романа.

1.Нравятся ли вам мои цветы?

Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:

– Нет.

Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а?

И гость продолжал:

– Да, она поглядела на меня удивленно, а затем поглядев, спросила так:

– Вы вообще не любите цветов?

В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. Я шел с нею рядом, стараясь идти в ногу и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стесненным.

– Нет, я люблю цветы, только не такие, – сказал я.

– А какие?

– Я розы люблю.

Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках.

Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.


2. В квартире № 50.

Кот (в лапах – примус): Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

Воланд: Ну-с, неприкосновенный чревовещательный кот, пожалуйте сюда.

Кот: Все кончено, отойдите от меня на секунду, дайте мне попрощаться с землей. Единственно, что может спасти смертельно раненого кота, это глоток бензина (выпивает из чайника).

(инсценирование стрельбы из пистолетов, попыток схватить кота).

Кот: Я совершенно не понимаю причин такого резкого обращения со мной…

Воланд : Что происходит в квартире? Мне мешают заниматься.

Кот: Извините, не могу больше беседовать.  Нам пора.

3. − Разрешите мне присесть? − вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

− Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? − спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз.

− Нет, вы не ослышались, − учтиво ответил Берлиоз, − именно это я и говорил.

− Ах, как интересно! − воскликнул иностранец.

"А какого черта ему надо?" − подумал Бездомный и нахмурился.

− А вы соглашались с вашим собеседником? − осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.

− На все сто! − подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально.

− Изумительно! − воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: − Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? − он сделал испуганные глаза и прибавил: − Клянусь, я никому не скажу.

− Да, мы не верим в бога, − чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. − Но об этом можно говорить совершенно свободно.

Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства:

− Вы − атеисты?!

− Да, мы − атеисты, − улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал, рассердившись: "Вот прицепился, заграничный гусь!»

− Ох, какая прелесть! − вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого литератора.

− В нашей стране атеизм никого не удивляет, − дипломатически вежливо сказал Берлиоз, − большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге.

4. Глава 19

− Я вас не знаю, − сухо сказала Маргарита.

− Откуда ж вам меня знать! А между тем я к вам послан по делу.

Маргарита побледнела и отшатнулась.

− С этого прямо и нужно было начинать, − заговорила она, − а не молоть черт знает что про отрезанную голову! Вы меня хотите арестовать?

− Ничего подобного, − воскликнул рыжий, − что это такое: раз уж заговорил, так уж непременно арестовать! Просто есть к вам дело.

− Ничего не понимаю, какое дело?

Рыжий оглянулся и сказал таинственно:

− Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости.

− Что вы бредите, какие гости?

− К одному очень знатному иностранцу, − значительно сказал рыжий, прищурив глаз.

Маргарита очень разгневалась.

− Новая порода появилась: уличный сводник, − поднимаясь, чтобы уходить, сказала она.

− Вот спасибо за такие поручения! − обидевшись, воскликнул рыжий и проворчал в спину уходящей Маргарите: − Дура!

− Мерзавец! − отозвалась та, оборачиваясь, и тут же услышала за собой голос рыжего:

− Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней… Пропал Ершалаим, великий город, как будто не существовал на свете… Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти.

5.Глава 2

– Имя?

– Мое? – торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева.

Прокуратор сказал негромко:

– Мое – мне известно. Не притворяйся более глупым, чем ты есть. Твое.

– Иешуа, – поспешно ответил арестант.

– Прозвище есть?

– Га-Ноцри.

– Откуда ты родом?

– Из города Гамалы, – ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала.

– Кто ты по крови?

– Я точно не знаю, – живо ответил арестованный, – я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец...

– Где ты живешь постоянно?

– У меня нет постоянного жилища, – застенчиво ответил арестант, – я путешествую из города в город.

– Это можно выразить короче, одним словом – бродяга, – сказал прокуратор и спросил: – Родные есть?

– Нет никого. Я один в мире.

– Знаешь ли грамоту?

– Да.

– Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?

– Знаю. Греческий.






Приложение 3


Черты характера


Положительные черты

Отрицательные черты

Честность

Гордость

Милосердие

Лицемерие

Любовь

Зависть

Доброта

Ханжество

Решительность

Слабохарактерность

Интеллигентность

Безжалостность

Вежливость

Жестокость

Справедливость

Желчность

Аккуратность

Коварность

Прямолинейность

Грубость


Циничность


Лень

















Приложение 4



t1680595489al.jpg



Приложение 5

Задача:

По показаниям трехфазного счетчика электрической энергии (таблица 1), установленного в квартире № 50, построить суточный график электрической нагрузки: по оси Х данные времени(час), по оси Y потребление электроэнергии (кВт), используя данные из таблицы, которые у вас на столе. Для начала необходимо вычислить потребление: из показания текущего вычесть предыдущее




Время замера

0

4

8

12

16

20

24

Показания счетчика,кВт.ч

2354,2

2358,2

2363,2

2373,2

2378,6

2392,8

2403,4





Потребление по времени





От 0-4

2358,2

-

2354,2

=

4

От 4-8

2363,2

-

2358,2

=

5

От 8-12

2373,1

-

2363,2

=

9,9

От 12-16

2378,6

-

2373,1

=

5,5

От 16-20

2392,8

-

2378,6

=

14,2

От 20-24

2403,4

-

2392,8

=

10,6






Время

Потребление


0 0


4 4


8 5


12 9,9


16 5,5


20 14,2


24 10,6



















Приложение 6 t1680595489ab.jpg



























t1680595489am.png

Приложение 7

Инструкция:


Синквейн


Составить синквейн на тему «Мастер и Маргарита».

- первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

- вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

- третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

- четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.












Синквейн

 

«Мастер и Маргарита».

- Многоплановость;

- Фантастическое, реалистическое;

- Соединяются, существуют, перекликаются;

-Рукописи не горят

-Двоемирие


















5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.