Биология 5 класс "ПМ"
Анализ урока физической культуры (Булахова Н.Д.) 4-1н
Класс | 4 |
Тема | Составление комплексов и демонстрация техники выполнения гимнастических упражнений из общей разминки, из партерной разминки и разминки у опоры. |
Цель | Ознакомление учащихся с комплексом и техникой выполнения гимнастических упражнений из общей разминки, из партерной разминки и разминки у опоры. |
Педагогическая цель (для учащихся) | Познакомимся с различными гимнастическими упражнениями; сможем исполнять команды. |
Задачи | - познакомить с различными гимнастическими упражнениями; - совершенствовать технику исполнения команд. |
Развивать ловкость, быстроту реакции (скорость реакции) | |
Воспитывать коллективизм, ответственность. Оздоровительные: содействовать достижению гармоничности в физическом развитии, формирование |
1. Подготовка учителя к уроку | ||
совершенствование упражнений, разучиваемых на уроке | Комплекс ОРУ подобран с учетом разминки гибкости, требующейся при выполнении гимнастических упражнений. | |
подготовка спортивного зала, инвентаря, оборудования, пособий | Зал подготовлен: спортивные маты были разложены учениками, шведская стенка в спортивном зале. | |
рациональное определение места для пособий, инвентаря | Рациональное размещение основано на принципах безопасности, доступности и логистики урока. Тяжелое и громоздкое оборудование (маты) закреплено в глубине зала, чтобы его брали в последнюю очередь, не создавая помех. | |
2. Проведение урока | ||
организация начала урока | Построение выполнено в строгом соответствии со строевыми командами. Приветствие и представление прошли в доброжелательной атмосфере, создав позитивный настрой на занятие. | |
мотивация учащихся | Мотивация к занятию была обеспечена за счёт объявления темы и перспективы проведения игры на этапе закрепления материала. | |
определение темы, задач урока | Четвёроклассники легко поняли, чем будут заниматься, благодаря доступному объяснению темы и задач. | |
выполнение образовательных задач | Задачи выполнены. Учащиеся познакомились с историей гимнастики, под руководством учителя отработали базовые элементы (например, кувырок и стойку). Контроль за техникой и страховка осуществлялись постоянно. | |
осуществление индивидуального подхода в процессе обучения | При выполнении кувырков обращай внимание на тех, у кого страдает группировка, и давай персональные указания (например, «Плотнее группируйся!», «Подбородок к груди!»). Для демонстрации упражнения выбирай самого техничного ученика. | |
выполнение воспитательных задач | Воспитание взаимопомощи, коллективизма и ответственности происходило в процессе: ученики взаимодействовали в парах, играли в командах и строго следовали правилам безопасности. | |
определение нагрузки на уроке | Объем и интенсивность нагрузки соответствовали возможностям учащихся. Ключевая активность (например, эстафета с элементами гимнастики) пришлась на середину основной части, что позволило провести полноценную заминку для нормализации состояния организма. | |
дозировка выполнения ОРУ, ходьбы, видов ходьбы, бега, основных видов движений | Дозировка прописана в конспекте и соблюдена. ОРУ – 6-8 повторений, бег – 2 мин., основные гимнастические упражнения - по времени и количеству повторов. | |
общая и моторная плотность урока | Благодаря чёткой организации простои на уроке были минимальны (только при объяснении), что обеспечило высокую общую плотность. Большой объём двигательной активности учащихся свидетельствует о хорошей моторной плотности урока. | |
распределение упражнений в каждой части урока, последовательность проведения упражнений | Последовательность логична: вводная часть (построение, ходьба, бег, ОРУ) → основная часть (обучение выполнению и выполнение различных видов гимнастических упражнений) → заключительная часть (построение, итог). Принцип «от простого к сложному» соблюден. | |
способ организации | Применялись все способы: фронтальный (построение, разминка, объяснение), групповой (деление на «первые» и «вторые» номера), индивидуальный (выполнение упражнений). | |
порядок выполнения | Преимущественно одновременный (разминка, выполнение упражнений) и поочередный (выполнение упражнений у стенки). | |
применение методов обучения | Использовались: объяснение, упражнение, демонстрация. | |
применение приёмов обучения | Активно применялись разные методы руководства: вопросы для анализа («Кто выполнил лучше?», «Какие ошибки заметили?»), прямые указания по технике («Держи спину прямо!», «Напряги руки!») и напоминания о правилах безопасности. | |
оценивание деятельности учащихся на уроке | Оценивание велось устно, в позитивном ключе, для поддержки учеников («Молодцы!», «Хорошая работа!», «Заметный прогресс!»). Баллы или оценки не выставлялись. | |
поведение учащихся, взаимоотношения в детском коллективе | Дисциплина и активность на уроке были на высоком уровне. Учащиеся работали в парах и командах доброжелательно, без конфликтов и насмешек. | |
3. Поведение учителя на уроке | ||
отношение к обучающимся | Я стремилась сохранять с классом уважительные и доброжелательные отношения, не снижая при этом планки требований. Важной задачей было поддерживать боевой дух каждого ученика, находя для него слова одобрения. | |
тон учителя, культура речи, знание терминологии, владение ей | Тон голоса был уверенным, спокойным, команды отдавала четко. Использовала корректную спортивную терминологию («ведение», «передача двумя руками снизу», «и.п.», «стойка»), доступную для понимания детей. | |
умение решать трудные ситуации, сложившиеся на уроке | Сложных, конфликтных ситуаций не возникало. Мелкие организационные моменты (например, потеря мяча) решались оперативно указаниями («Подними мяч, продолжи упражнение»). | |
4. Подведение итога урока | ||
подбор упражнений на восстановление дыхания | В конце основной части (после игры) и в заключительной части целенаправленных дыхательных упражнений не было, что является недочетом. Восстановление шло за счет снижения интенсивности. | |
итог урока | Итог подведен: отмечены старания учащихся, названы самые ловкие, дана позитивная оценка работы класса. | |
рефлексия | Рефлексия проведена в форме вопросов: «Что давалось легко?», «Что вызывало затруднения?». Это позволило учащимся осмыслить свой опыт. | |
домашнее задание | Домашнее задание сформулировано четко и соответствует теме урока: совершенствовать ведение и передачи мяча. Дана возможность для творчества («можете попробовать в движении»). | |
Проведённый мной урок физической культуры в 4 классе, посвящённый гимнастическим упражнениям, считаю успешным и соответствующим целевым установкам. Все запланированные этапы (от организационного момента до заключительной части) были реализованы в полном объёме при строгом соблюдении временного регламента. Учащиеся с высокой степенью активности включились в учебную деятельность и проявили устойчивый интерес к акробатическим упражнениям и основам гимнастики. На протяжении занятия поддерживалась продуктивная рабочая атмосфера, сочетающая сотрудничество при выполнении страховки и здоровое соперничество в игровых заданиях.
Сильные стороны урока:
1. Учащиеся не просто повторяли, а осознанно составляли комплексы, развивая понимание структуры разминки.
2. Чёткое разделение на общую, партерную разминку и разминку у опоры помогло ученикам усвоить принцип «от простого к сложному» и «сверху вниз».
3. Демонстрация техники (учителем и подготовленными учениками) с акцентом на ключевые ошибки обеспечила высокое качество выполнения упражнений.
4. Урок охватил все ключевые группы упражнений: на осанку, суставную подвижность, силу и гибкость, что соответствует принципам построения профессиональной разминки.
5. Задание на составление комплексов развивало аналитические способности, креативность и умение структурировать информацию.
Недостатки и пути их устранения:
1.Некоторые ученики пассивно копировали чужие комплексы, не вникая в принципы их построения.
Решение:Дать чёткие критерии для составления (например, «включи 2 упражнения на спину, 1 — на баланс») и обязать устно объяснить логику своего выбора.
2. Недостаток:При демонстрации у опоры часть класса плохо видела ключевые детали техники (постановку стоп, положение спины).
Решение:Демонстрировать у опоры в центре зала или использовать «конвейерный» метод, где небольшие группы по очереди наблюдают за показом вблизи.
3. Недостаток: Из-за акцента на составлении комплексов не всем хватило времени на качественную отработку и «шлифовку» техники новых упражнений.
Решение:Сократить количество составляемых упражнений (например, не весь комплекс, а блок из 3-4 элементов) и добавить круговую тренировку для их закрепления.
Проведение этого занятия по гимнастике стало для меня ценным практическим опытом. Он подтвердил эффективность выбранных методических принципов: от логики построения разминки до подбора подводящих упражнений. Я вновь убедилась, что основа успеха — в тщательной подготовке (от планирования до расстановки инвентаря), четкой организации и создании доброжелательной, но рабочей атмосферы. Это позволяет решать весь комплекс задач — от обучения технике элементов до воспитания взаимопомощи. В будущем я планирую уделить больше внимания структуре заминки, включая упражнения на восстановление дыхания и осознанную растяжку, а также оптимизировать работу с классом у ограниченного количества гимнастических снарядов, чтобы избежать простоев.