Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс»

2
0
Материал опубликован 3 February 2016

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс"

Разработала

Смирнова Е.В учитель биологии

Уровень образования (класс): 5

Количество часов: 34 часа

Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012, по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013.

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013

Учебное содержание курса биологии включает:

Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 34 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:

— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,

— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

 

Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
  • понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
  • понимание необходимости здорового образа жизни;
  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

 

Результаты изучения биологии в 5 классе.

Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

реализация установок здорового образа жизни;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

 

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:

Живой организм: строение и изучение

Многообразие живых организмов

Среда обитания живых организмов

Человек на Земле

Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

- Сонин Н.И., Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

- Сонин Н.И., Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина. – М.: Дрофа, 2008.

Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009

1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009

Сайты: www.it-n.ru, wwwzavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Введение в биологию. 5 класс

(34 ч, 1ч в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

ставить учебную задачу под руководством учителя;

систематизировать и обобщать разные виды информации;

составлять план выполнения учебной задачи.

 

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.

 

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы:

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел,гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

 

Раздел 4. Человек на Земле ( 6 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни человека;

— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры.

Ученик получит возможность учиться:

 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

 осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

 выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

 осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыпредполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

стартовой диагностики;

 текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

 промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

 текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

защиты итогового индивидуального проекта.

Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

 первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

 выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

 выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

 стартовой диагностики;

 тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

 творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Резервное время — 1 ч.

 

Тематический план

Название темы

Количество

часов

Введение

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение 8 ч.

1


 

 

 

 

 

Тема 1.1 Что такое живой организм

1

Тема 1.2 Наука о живой природе

1

Тема 1.3 Методы изучения природы

1

Тема 1.4 Увеличительные приборы

1

Тема 1.5 Живые клетки

1

Тема 1.6 Химический состав клетки

1

Тема 1.7Вещества и явления в окружающем мире

1

Тема 1.8 Великие естествоиспытатели

1

Раздел 2.Многообразие живых организмов 14 ч

Тема 2.1Как развивалась жизнь на Земле

1

Тема 2.2 Разнообразие живого

1

Тема 2.3Бактерии

1

Тема 2.4Грибы

1

Тема 2.5Водоросли

1

Тема 2.6 Мхи

1

Тема 2.7 Папоротники

1

Тема 2.8 Голосеменные растения

1

Тема 2.9 Покрытосеменные (цветковые) растения

1

Тема 2.10 Значение растений в природе и жизни человека

1

Тема 2.11Простейшие

1

Тема 2.12Беспозвоночные

1

Тема 2.13Позвоночные

1

Тема 2.14 Значение животных в природе и жизни человека

1

Раздел 3. Среда обитания живых организмов 4 ч

Тема 3.1Три среды обитания

1

Тема 3.2Жизнь на разных материках

1

Тема 3.3 Природные зоны Земли

1

Тема 3.4 Жизнь в морях и океанах

1

Раздел 4.Человек на Земле 6ч.

Тема 4.1 Как человек появился на Земле

1

Тема 4.2 Как человек изменил Землю

1

Тема 4.3 Здоровье человека и безопасность жизни

1

Тема 4.4 Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

1

Тема 4.5 Обобщающее повторение

1

Тема 4.6 Итоговый контроль

1

Резерв времени

1

Итого

34

Каленарно-тематическое планирование

Дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Тип урока. Форма проведения процесса.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Система

контроля

Основные средства обучения, ЭОР

Параграф (или страница учебника)

С начала года

По теме

личностные

метапред-метные

пред-метные

   

1

1

Введение

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Беседа.

Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете. Правила пожарной безопасности.

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения.

Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.

Опрос, вводная диагностика, тест.

Учебник, наглядные пособия, определители, атласы.

1-3 стр.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

   

2

1

Что такое живой организм.

Комбинированный.

Лекция.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Наглядный, словесный.

Формировать познавательный интерес

Уметь сопоставлять свойства живых организмов

Знать свойства и основные признаки живого организма

Ответы на вопросы 1-10 стр.11.

Муляжи животных, комнатные растения. Электронное приложение к учебнику.

П. №1, стр. 6-11.

   

3

2

Наука о живой природе

Урок «открытия» нового знания.

Беседа.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формировать навыки осознания ценности живых объектов

Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни.

Знать основные свойства живой природы

Биологический диктант по теме «Признаки живого»

Электронное приложение к учебнику

П. №2, стр. 12-16.

   

4

3

Методы изучения природы.

Комбинированный.

Беседа.

Индивидуальная, работа в парах, группах.

Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.

Формировать ответственное отношение к обучению.

Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты.

Знать характеристику методов биологических исследований.

Ответы на вопросы 1-9 стр.22

Плакат «Лабораторное оборудование»

П. №3, стр. 17-22.

   

5

4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».

Лабораторно-практический урок.

Парная работа.

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний.

Формировать навыки работы с увеличительными приборами

Уметь работать с увеличительными приборами

Знать устройство светового микроскопа, лупы.

Выполнение упр. 22-25 из рабочей тетради.

Микроскоп

П. №4, стр. 23-26.

   

6

5

Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторно-практический урок.

Парная работа.

Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.

Формировать навыки сравнения живых клеток.

Уметь находить отличия у живых клеток.

Знать основные органоиды клетки.

Ответы на вопросы 1-7 стр.32

Микроскопы, готовые микропрепараты.

П. №5, стр. 27-32.

   

7

6

Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы».

Лабораторно-практический урок. Парная работа.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах./

Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого.

Уметь работать с наглядным материалом.

Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества.

Выполнение упр.35-39 из рабочей тетради.

Электронное приложение к учебнику.

Семена пшеницы, вода.в стакане, салфетка.

П. №6, стр. 33-38.

   

8

7

Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ».

Лабораторно-практический урок.

Работа в парах.

 

Формировать познавательный интерес.

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации.

Знать отличие веществ и явлений.

Ответы на вопросы 40-46 из рабочей тетради.

Модели атомов, магнит, металлические предметы.

П. №7, стр. 39-46.

   

9

8

Великие естествоиспытатели.

Урок «открытия» новых знаний.

Беседа.

Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником.

Формировать познавательный интерес.

Умение работать с разными источниками биологической информации.

Знать ученых сделавших, открытия.

Сообщения. Разноуровневый контроль знаний.

Портреты К. Линнея, Ч.Дарвина, В.Вернадского и др.

П. №8, стр. 47-50.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч)

Дата

прове

дения

урока

№ урока

Тема урока

Тип урока

Форма проведения

Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся

Планируемые

результаты

Система контроля

Основные

Средства

обучения

Пара

граф

(или страница)

С начала года

По теме

личностные

Метапредметные

предметные

   

10

1

Как развивалась жизнь на Земле

Урок «открытия» нового знания

Эвристическая беседа

Групповая работа, работа с учебником

Приобретение и первичный контроль знаний

Просмотр фильма

Формировать познавательный интерес

П: Уметь находить закономерности

Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты

Л: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,

Р: умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности

К: умение слушать и вступать в диалог, работатать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками

Знать этапы развития жизни на Земле

Вопр.№9 стр56 уч;

Тест №1,2 электронное приложение к учебнику

Плакат, мультимедиа, царства живой природы

Интерактивное Задание

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№9

стр.52-56

17-1

 

11

2

Разнообразие живого

Урок изучения нового материала,

Индивидуальная, работа с учебником, приобретение знаний и первичный контроль, взаимоконтроль

Просмотр фильма

Формировать этическое отношение к живым организмам

Уметь систематизировать многообразие живого

П: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог

Знать отличия живых организмов друг от друга

Зад в раб тетр.№3,4

Электр.приложение «кто из какого царства»

Плакаты, муляжи, фильм

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№10, стр.57-59

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

27-29.11

 

12

3

Бактерии

комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся

Приобретение знаний и первичный контроль

Работа в парах

Формировать познавательный интерес

Уметь дать характеристику, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

П: умение работать с различными источниками информации , преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Л: потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

К: умение эффективно строить взаимодействие с одноклассниками

Знать особенности строения и жизнедеятельности

Вопр. №1, 4,10 учебника.

Сообщение вопр.№7,8

Таблица «Бактериальная клетка»

Интерактивное задание

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№11, стр60-63

01-06.12

 

13

4

Грибы

комбинированный

Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья

Р: умение организовывать выполнения задания учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа

К : умение работать в составе творческих групп

Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение в природе и жизни человека

Вопр.№1,38 учебн.

стр 67

Раб.тетр. таблица «Значение грибов»

Электр.приложение к учебнику тест №1,2

Муляжи, таблицы,

Интерактивное задание

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№12.стр.64-67

08-13.12

 

14

5

Общая характеристика растений. Водоросли.

Комбинированный

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа

Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением растения»

Просмотр фильма

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику водорослям

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Вопр.№13,6 стр 72

Сообщение (вопр.№10

На стр 72)

Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 ,

Плакат, ТСО,

фильм

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№13

Стр69-72

15-29.12

 

15

6

Мхи

Комбинированный

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику мхам, различать

виды мхов

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Знать особенности строения мхов

Вопр.№1,8 стр75;

Сообщение (впр.№9 стр75);

Электр. Приложение к учебнику тест №1,2

Плакат, гербарий

электронное приложение к учебнику

П.№14

Стр73-75

22-27.12

 

16

7

Папоротники

Комбинированный

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа

Индивидуальная работа

Просмотр фильма

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику папоротников Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Знать особенности строения папоротников

Вопр.№3,4,7 стр78

Электр. Приложение к учебнику тест №1,2

Плакат, живое растение

фильм

http\\filesschjjl-collektion.edu.ruьм

электронное приложение к учебнику

П.№15

Стр.76-78

09-17.01

 

17

8

Голосеменные растения

Комбинированный

Приобретение и закрепление знаний, беседа , индивидуальная работа и работа с учебником

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику

голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Знать особенности строения голосеменных

Вопр.№4

Стр 82;

Сообщение (вопр №6 стр 82)

Раб. Тетрадь 2 задания по выбору учащихся

Плакат, веточки хвойных деревьев, гербарий

Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П№16

Стр79-82

19-24.01

 

18

9

Покрытосеменные (Цветковые ) растения

комбинированный

Эвристическая беседа, работа с учебником, работа в парах, первичный контроль знаний

Просмотр фильма

Формировать познавательный интерес

П: Уметь дать характеристику покрытосеменным

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов

К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение

Знать отличительные признаки цветковых растений

Вопр.№1,2,3,4 стр 87

Составить сравнительную таблицу

(вопр №5 стр87)

Электронное приложение к учебнику

Тест №1,2

Плакат, живые растения, гербарий

фильм

http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П№17

Стр83-87

26-31.01

 

19

10

Значение растений в природе и жизни человека

Урок обобщения и контроля знаний

Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презента-ции)

Просмотр фильма

Контроль и углубление знаний

Формирование навыков поведения в природе

П: Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения

Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Знать о значении растений в природе и жизни человека

Интерактив «да – нет» (электр.прил. к учебнику)

Задания в рабочей тетради (4 по выбоу учащихся)

Биологический диктант

Фильм, плакаты

электронное приложение к учебнику

П.№18

Стр88-90

01-07.12

 

20

11

Общая характеристика животных. Простейшие

Урок «открытия» новых знаний

Эвристическая беседа, лабораторная работа «наблюдение за передвижением животных», приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником в парах

Формировать осознание ценности живых объектов

П: Уметь определять простейших

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Знать отличительные признаки

Вопр. №1,2,3,4,8

Стр93

Электр.прилож тест №1,2

Плакат, микроскопы, культуры водных микроорганизмов

электронное приложение к учебнику

П.№19

Стр91-93

09.02-14.02

 

21

12

Беспозвоночные

Комбинированный

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа

Индивидуальная работа

Просмотр фильма

Формировать осознание ценности беспозвоночных

П: Уметь определять беспозвоночных

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных

Вопр.№1,2,6,8 стр 96;

Сообщение уч-ся о представителях беспозвоночных (по выбору уч-ся)

Плакат, ТСО, фильм,

Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№20

Стр94-96

16.-19.02

 

22

13

Позвоночные

Комбинированный

Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником,

Сообщения учащихся Просмотр фильма

Индивидуальная работа

Формировать осознание ценности позвоночных

П: Уметь находить на плакатах и систематизировать позвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья

Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов

К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль

Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение

Вопр.№1,5,6,9 стр 99

Зад.в рабочей тетради (по выбору уч-ся)

Сообщение о представителях позвоночных

Плакаты, фильм и

Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru

электронное приложение к учебнику

П.№21

Стр97-99

26-28.02

 

23

14

Значе-

ние животных в природе и жизни челове

ка

Урок обобщения знаний и контроля знаний

Индивидуальная работа,

Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презента-ции)

Формирование навыков поведения в природе

П: Уметь находить изучаемые объекты в природе

Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям

Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

Р: умение планировать свою работупри выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию

К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение

Знать значение животных в природе и в жизни человека

биологический диктант;

вопр.№1 стр101;

электр.приложение к учебнику интерактив «да – нет»

Плакаты, ТСО

электронное приложение к учебнику

П.№22

Стр100-102

Раздел 3. Среда обитания организмов( 4 ч)

Дата

прове

дения

урока

№ УРОКА

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Форма проведения

Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся

Планируемые

результаты

Система контроля

Основные

Средства

обучения

Пара

граф

(или страница)

     

личностные

Метапредметные

предметные

02-07.03

 

24

1

Среда обитания живых организмов.

Три среды обитания

урок изучения нового материала;

индивидуально-групповой;

проблемно-поисковый.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.

Ответы на вопросы с.108, выполнение тестов.

Таблицы, ЭОР

Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a3fd666-ad4b-4f16-b755-a1bd743f5bdd/cep_1.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723439db-0bc0-4938-a121-6fb878d39f8d/cep_2.swf

П.23

09-14.03

 

25

2

Жизнь на разных материках.

урок изучения нового материала;

индивидуально-групповой;

проблемно-поисковый

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

Р:Развитие навыков оценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.

К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.

Сообщения, ответы на вопросы с.114

Таблицы, ЭОР

П.24

16-21.03

 

26

3

Природные зоны Земли.

урок изучения нового материала;

индивидуально-групповой;

проблемно-поисковый

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.

Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний

Таблицы, ЭОР

П.25

23-28.03

 

27

4

Жизнь в морях и океанах.

урок изучения нового материала;

индивидуально-групповой;

проблемно-поисковый

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.

Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.

Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков оценки и самоанализа

П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

 

П.26

Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)

30-04.04

 

28

1

Как человек появился на Земле.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Беседа.

Формирование познавательного интереса

Объяснить место и роль человека в природе.

Знать этапы появления человека на Земле.

Ответы на вопросы.

ТСО

П. №27, стр. 128-134.

06-08.04

 

29

2

Как человек изменил Землю.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Беседа.

Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе.

Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем.

Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности.

Сообщения, творческие задания.

ТСО

П. .№28, №30, стр. 135-145.

15-18.04

 

30

3

Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Лекция.

Формирование основ экологической культуры.

Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Ульяновской области.

Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона.

Сообщения, ответы на вопросы

Фильм, плакаты.

П. .№ 29, стр. 140-142.

20-25.04

 

31

4

Здоровье человека и безопасность жизни

Урок «открытия» нового знания

Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Знать природную и социальную среду обитания человека.

Ответы на вопросы

Плакат

П. № 31, стр. 146-152.

27-02.05

 

32

5

Обобщающее повторение

Урок рефлексии

Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее.

Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Наблюдать и описывать явления природы. Представлять результаты своего исследования.

Отчет по экскурсии.

Тетрадь, ручка, пакет.

 

04-16.05

 

33

6

Итоговый контроль

 

Формирование интеллектуальных умений.

Формирование умения видеть проблему.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

Итоговая диагностика.

 

Летнее задание: «Проект «Мое дерево».

18-23.05

 

34

 

Резерв времени 1 час

             

УУД: регулятивные (Р).личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).

 

ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс

1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

2. Исследование удивительных свойств воды «Вода и жизнь».

3. Подготовка презентации «Бактерии в моей жизни».

4. Создание экспозиции «Ядовитые грибы моего края».

5. Исследование «Кто живет в почве?» .

6. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).

7. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т. д.) по результатам собственного опыта.

8. Описание жизни конкретного животного или сообщества общественных насекомых (по результатам собственных наблюдений в природе).

9. Информационно-исследовательский проект «Они обитают только в Австралии».

Комментарии
Комментариев пока нет.