Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс»
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс"
Разработала
Смирнова Е.В учитель биологии
Уровень образования (класс): 5
Количество часов: 34 часа
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012, по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 34 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
- понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
- сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Результаты изучения биологии в 5 классе.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Пр
едметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов
Среда обитания живых организмов
Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Сонин Н.И., Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И., Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина. – М.: Дрофа, 2008.
Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009
Сайты: www.it-n.ru, wwwzavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс
(34 ч, 1ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел,гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле ( 6 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыпредполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Резервное время — 1 ч.
Тематический план
Название темы |
Количество часов |
Введение Раздел 1. Живой организм: строение и изучение 8 ч. |
1 |
Тема 1.1 Что такое живой организм |
1 |
Тема 1.2 Наука о живой природе |
1 |
Тема 1.3 Методы изучения природы |
1 |
Тема 1.4 Увеличительные приборы |
1 |
Тема 1.5 Живые клетки |
1 |
Тема 1.6 Химический состав клетки |
1 |
Тема 1.7Вещества и явления в окружающем мире |
1 |
Тема 1.8 Великие естествоиспытатели |
1 |
Раздел 2.Многообразие живых организмов 14 ч
Тема 2.1Как развивалась жизнь на Земле |
1 |
Тема 2.2 Разнообразие живого |
1 |
Тема 2.3Бактерии |
1 |
Тема 2.4Грибы |
1 |
Тема 2.5Водоросли |
1 |
Тема 2.6 Мхи |
1 |
Тема 2.7 Папоротники |
1 |
Тема 2.8 Голосеменные растения |
1 |
Тема 2.9 Покрытосеменные (цветковые) растения |
1 |
Тема 2.10 Значение растений в природе и жизни человека |
1 |
Тема 2.11Простейшие |
1 |
Тема 2.12Беспозвоночные |
1 |
Тема 2.13Позвоночные |
1 |
Тема 2.14 Значение животных в природе и жизни человека |
1 |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов 4 ч
Тема 3.1Три среды обитания |
1 |
Тема 3.2Жизнь на разных материках |
1 |
Тема 3.3 Природные зоны Земли |
1 |
Тема 3.4 Жизнь в морях и океанах |
1 |
Раздел 4.Человек на Земле 6ч.
Тема 4.1 Как человек появился на Земле |
1 |
Тема 4.2 Как человек изменил Землю |
1 |
Тема 4.3 Здоровье человека и безопасность жизни |
1 |
Тема 4.4 Растения и животные, занесённые в Красную книгу. |
1 |
Тема 4.5 Обобщающее повторение |
1 |
Тема 4.6 Итоговый контроль |
1 |
Резерв времени |
1 |
Итого |
34 |
Каленарно-тематическое планирование
Дата проведения урока |
№ урока |
Тема урока |
Тип урока. Форма проведения процесса. |
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Система контроля |
Основные средства обучения, ЭОР |
Параграф (или страница учебника) |
||||
С начала года |
По теме |
личностные |
метапред-метные |
пред-метные |
||||||||
1 |
1 |
Введение |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. Беседа. |
Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете. Правила пожарной безопасности. |
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения. |
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. |
Опрос, вводная диагностика, тест. |
Учебник, наглядные пособия, определители, атласы. |
1-3 стр. |
||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч) |
||||||||||||
2 |
1 |
Что такое живой организм. |
Комбинированный. Лекция. |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. |
Формировать познавательный интерес |
Уметь сопоставлять свойства живых организмов |
Знать свойства и основные признаки живого организма |
Ответы на вопросы 1-10 стр.11. |
Муляжи животных, комнатные растения. Электронное приложение к учебнику. |
П. №1, стр. 6-11. |
||
3 |
2 |
Наука о живой природе |
Урок «открытия» нового знания. Беседа. |
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый. |
Формировать навыки осознания ценности живых объектов |
Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни. |
Знать основные свойства живой природы |
Биологический диктант по теме «Признаки живого» |
Электронное приложение к учебнику |
П. №2, стр. 12-16. |
||
4 |
3 |
Методы изучения природы. |
Комбинированный. Беседа. |
Индивидуальная, работа в парах, группах. Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний. |
Формировать ответственное отношение к обучению. |
Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты. |
Знать характеристику методов биологических исследований. |
Ответы на вопросы 1-9 стр.22 |
Плакат «Лабораторное оборудование» |
П. №3, стр. 17-22. |
||
5 |
4 |
Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». |
Лабораторно-практический урок. Парная работа. |
Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. |
Формировать навыки работы с увеличительными приборами |
Уметь работать с увеличительными приборами |
Знать устройство светового микроскопа, лупы. |
Выполнение упр. 22-25 из рабочей тетради. |
Микроскоп |
П. №4, стр. 23-26. |
||
6 |
5 |
Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука» |
Лабораторно-практический урок. Парная работа. |
Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль. |
Формировать навыки сравнения живых клеток. |
Уметь находить отличия у живых клеток. |
Знать основные органоиды клетки. |
Ответы на вопросы 1-7 стр.32 |
Микроскопы, готовые микропрепараты. |
П. №5, стр. 27-32. |
||
7 |
6 |
Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы». |
Лабораторно-практический урок. Парная работа. |
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах./ |
Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого. |
Уметь работать с наглядным материалом. |
Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества. |
Выполнение упр.35-39 из рабочей тетради. |
Электронное приложение к учебнику. Семена пшеницы, вода.в стакане, салфетка. |
П. №6, стр. 33-38. |
||
8 |
7 |
Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ». |
Лабораторно-практический урок. Работа в парах. |
Формировать познавательный интерес. |
Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. |
Знать отличие веществ и явлений. |
Ответы на вопросы 40-46 из рабочей тетради. |
Модели атомов, магнит, металлические предметы. |
П. №7, стр. 39-46. |
|||
9 |
8 |
Великие естествоиспытатели. |
Урок «открытия» новых знаний. Беседа. |
Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. |
Формировать познавательный интерес. |
Умение работать с разными источниками биологической информации. |
Знать ученых сделавших, открытия. |
Сообщения. Разноуровневый контроль знаний. |
Портреты К. Линнея, Ч.Дарвина, В.Вернадского и др. |
П. №8, стр. 47-50. |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч)
Дата прове дения урока |
№ урока |
Тема урока |
Тип урока Форма проведения |
Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Система контроля |
Основные Средства обучения |
Пара граф (или страница) |
|||||||||
С начала года |
По теме |
личностные |
Метапредметные |
предметные |
|||||||||||||
10 |
1 |
Как развивалась жизнь на Земле |
Урок «открытия» нового знания |
Эвристическая беседа Групповая работа, работа с учебником Приобретение и первичный контроль знаний Просмотр фильма |
Формировать познавательный интерес |
П: Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты Л: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, Р: умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности К: умение слушать и вступать в диалог, работатать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками |
Знать этапы развития жизни на Земле |
Вопр.№9 стр56 уч; Тест №1,2 электронное приложение к учебнику |
Плакат, мультимедиа, царства живой природы Интерактивное Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику |
П.№9 стр.52-56 |
|||||||
17-1 |
11 |
2 |
Разнообразие живого |
Урок изучения нового материала, |
Индивидуальная, работа с учебником, приобретение знаний и первичный контроль, взаимоконтроль Просмотр фильма |
Формировать этическое отношение к живым организмам |
Уметь систематизировать многообразие живого П: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог |
Знать отличия живых организмов друг от друга |
Зад в раб тетр.№3,4 Электр.приложение «кто из какого царства» |
Плакаты, муляжи, фильм http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику |
П.№10, стр.57-59 |
||||||
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов 27-29.11 |
12 |
3 |
Бактерии |
комбинированный |
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся Приобретение знаний и первичный контроль Работа в парах |
Формировать познавательный интерес |
Уметь дать характеристику, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека П: умение работать с различными источниками информации , преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Л: потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа К: умение эффективно строить взаимодействие с одноклассниками |
Знать особенности строения и жизнедеятельности |
Вопр. №1, 4,10 учебника. Сообщение вопр.№7,8 |
Таблица «Бактериальная клетка» Интерактивное задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику |
П.№11, стр60-63 |
||||||
01-06.12 |
13 |
4 |
Грибы |
комбинированный |
Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль |
Формировать познавательный интерес |
П: Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья Р: умение организовывать выполнения задания учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа К : умение работать в составе творческих групп |
Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение в природе и жизни человека |
Вопр.№1,38 учебн. стр 67 Раб.тетр. таблица «Значение грибов» Электр.приложение к учебнику тест №1,2 |
Муляжи, таблицы, Интерактивное задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику |
П.№12.стр.64-67 |
||||||
08-13.12 |
14 |
5 |
Общая характеристика растений. Водоросли. |
Комбинированный |
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением растения» Просмотр фильма |
Формировать познавательный интерес |
П: Уметь дать характеристику водорослям Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение |
Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей |
Вопр.№13,6 стр 72 Сообщение (вопр.№10 На стр 72) Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 , |
Плакат, ТСО, фильм http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику |
П.№13 Стр69-72 |
||||||
15-29.12 |
15 |
6 |
Мхи |
Комбинированный |
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа |
Формировать познавательный интерес |
П: Уметь дать характеристику мхам, различать виды мхов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение |
Знать особенности строения мхов |
Вопр.№1,8 стр75; Сообщение (впр.№9 стр75); Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 |
Плакат, гербарий электронное приложение к учебнику |
П.№14 Стр73-75 |
||||||
22-27.12 |
16 |
7 |
Папоротники |
Комбинированный |
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма |
Формировать познавательный интерес |
П: Уметь дать характеристику папоротников Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение |
Знать особенности строения папоротников |
Вопр.№3,4,7 стр78 Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 |
Плакат, живое растение фильм http\\filesschjjl-collektion.edu.ruьм электронное приложение к учебнику |
П.№15 Стр.76-78 |
||||||
09-17.01 |
17 |
8 |
Голосеменные растения |
Комбинированный |
Приобретение и закрепление знаний, беседа , индивидуальная работа и работа с учебником |
Формировать познавательный интерес |
П: Уметь дать характеристику голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение |
Знать особенности строения голосеменных |
Вопр.№4 Стр 82; Сообщение (вопр №6 стр 82) Раб. Тетрадь 2 задания по выбору учащихся |
Плакат, веточки хвойных деревьев, гербарий Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику |
П№16 Стр79-82 |
||||||
19-24.01 |
18 |
9 |
Покрытосеменные (Цветковые ) растения |
комбинированный |
Эвристическая беседа, работа с учебником, работа в парах, первичный контроль знаний Просмотр фильма |
Формировать познавательный интерес |
П: Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение |
Знать отличительные признаки цветковых растений |
Вопр.№1,2,3,4 стр 87 Составить сравнительную таблицу (вопр №5 стр87) Электронное приложение к учебнику Тест №1,2 |
Плакат, живые растения, гербарий фильм http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику |
П№17 Стр83-87 |
||||||
26-31.01 |
19 |
10 |
Значение растений в природе и жизни человека |
Урок обобщения и контроля знаний |
Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презента-ции) Просмотр фильма Контроль и углубление знаний |
Формирование навыков поведения в природе |
П: Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение |
Знать о значении растений в природе и жизни человека |
Интерактив «да – нет» (электр.прил. к учебнику) Задания в рабочей тетради (4 по выбоу учащихся) Биологический диктант |
Фильм, плакаты электронное приложение к учебнику |
П.№18 Стр88-90 |
||||||
01-07.12 |
20 |
11 |
Общая характеристика животных. Простейшие |
Урок «открытия» новых знаний |
Эвристическая беседа, лабораторная работа «наблюдение за передвижением животных», приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником в парах |
Формировать осознание ценности живых объектов |
П: Уметь определять простейших Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль |
Знать отличительные признаки |
Вопр. №1,2,3,4,8 Стр93 Электр.прилож тест №1,2 |
Плакат, микроскопы, культуры водных микроорганизмов электронное приложение к учебнику |
П.№19 Стр91-93 |
||||||
09.02-14.02 |
21 |
12 |
Беспозвоночные |
Комбинированный |
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма |
Формировать осознание ценности беспозвоночных |
П: Уметь определять беспозвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль |
Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных |
Вопр.№1,2,6,8 стр 96; Сообщение уч-ся о представителях беспозвоночных (по выбору уч-ся) |
Плакат, ТСО, фильм, Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику |
П.№20 Стр94-96 |
||||||
16.-19.02 |
22 |
13 |
Позвоночные |
Комбинированный |
Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, Сообщения учащихся Просмотр фильма Индивидуальная работа |
Формировать осознание ценности позвоночных |
П: Уметь находить на плакатах и систематизировать позвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль |
Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение |
Вопр.№1,5,6,9 стр 99 Зад.в рабочей тетради (по выбору уч-ся) Сообщение о представителях позвоночных |
Плакаты, фильм и Задание http\\filesschjjl-collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику |
П.№21 Стр97-99 |
||||||
26-28.02 |
23 |
14 |
Значе- ние животных в природе и жизни челове ка |
Урок обобщения знаний и контроля знаний |
Индивидуальная работа, Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презента-ции) |
Формирование навыков поведения в природе |
П: Уметь находить изучаемые объекты в природе Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе Р: умение планировать свою работупри выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение |
Знать значение животных в природе и в жизни человека |
биологический диктант; вопр.№1 стр101; электр.приложение к учебнику интерактив «да – нет» |
Плакаты, ТСО электронное приложение к учебнику |
П.№22 Стр100-102 |
Раздел 3. Среда обитания организмов( 4 ч)
Дата прове дения урока |
№ УРОКА |
Кол-во часов |
Тема урока |
Тип урока Форма проведения |
Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Система контроля |
Основные Средства обучения |
Пара граф (или страница) |
|||
личностные |
Метапредметные |
предметные |
||||||||||
02-07.03 |
24 |
1 |
Среда обитания живых организмов. Три среды обитания |
урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый. |
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. |
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. |
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. |
Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. |
Ответы на вопросы с.108, выполнение тестов. |
Таблицы, ЭОР Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a3fd666-ad4b-4f16-b755-a1bd743f5bdd/cep_1.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723439db-0bc0-4938-a121-6fb878d39f8d/cep_2.swf |
П.23 |
|
09-14.03 |
25 |
2 |
Жизнь на разных материках. |
урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый |
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. |
Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках. |
Р:Развитие навыков оценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное. К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией. |
Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. |
Сообщения, ответы на вопросы с.114 |
Таблицы, ЭОР |
П.24 |
|
16-21.03 |
26 |
3 |
Природные зоны Земли. |
урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый |
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся. |
Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. |
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. |
Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. |
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний |
Таблицы, ЭОР |
П.25 |
|
23-28.03 |
27 |
4 |
Жизнь в морях и океанах. |
урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый |
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся. |
Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. |
Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. |
Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). |
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. |
П.26 |
Раздел 4. Человек на Земле (6 ч) |
|||||||||||
30-04.04 |
28 |
1 |
Как человек появился на Земле. |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. Беседа. |
Формирование познавательного интереса |
Объяснить место и роль человека в природе. |
Знать этапы появления человека на Земле. |
Ответы на вопросы. |
ТСО |
П. №27, стр. 128-134. |
|
06-08.04 |
29 |
2 |
Как человек изменил Землю. |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. Беседа. |
Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе. |
Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем. |
Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности. |
Сообщения, творческие задания. |
ТСО |
П. .№28, №30, стр. 135-145. |
|
15-18.04 |
30 |
3 |
Растения и животные, занесенные в Красную книгу. |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. Лекция. |
Формирование основ экологической культуры. |
Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Ульяновской области. |
Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона. |
Сообщения, ответы на вопросы |
Фильм, плакаты. |
П. .№ 29, стр. 140-142. |
|
20-25.04 |
31 |
4 |
Здоровье человека и безопасность жизни |
Урок «открытия» нового знания |
Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. |
Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. |
Знать природную и социальную среду обитания человека. |
Ответы на вопросы |
Плакат |
П. № 31, стр. 146-152. |
|
27-02.05 |
32 |
5 |
Обобщающее повторение |
Урок рефлексии |
Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее. |
Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. |
Наблюдать и описывать явления природы. Представлять результаты своего исследования. |
Отчет по экскурсии. |
Тетрадь, ручка, пакет. |
||
04-16.05 |
33 |
6 |
Итоговый контроль |
Формирование интеллектуальных умений. |
Формирование умения видеть проблему. |
Анализ и оценка деятельности на уроке. |
Итоговая диагностика. |
Летнее задание: «Проект «Мое дерево». |
|||
18-23.05 |
34 |
Резерв времени 1 час |
УУД: регулятивные (Р).личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).
ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс
1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
2. Исследование удивительных свойств воды «Вода и жизнь».
3. Подготовка презентации «Бактерии в моей жизни».
4. Создание экспозиции «Ядовитые грибы моего края».
5. Исследование «Кто живет в почве?» .
6. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).
7. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т. д.) по результатам собственного опыта.
8. Описание жизни конкретного животного или сообщества общественных насекомых (по результатам собственных наблюдений в природе).
9. Информационно-исследовательский проект «Они обитают только в Австралии».