Технологическая карта урока биологии «Введение в биологию», 5 класс
Технологическая карта урока
Учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013.
Тема урока: Живые царства. Бактерии.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.
Цель урока: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.
Основные термины и понятия: бактерия, бациллы, кокки, диплококки, спириллы, вибрион, спора, сапрофиты, паразиты, прокариоты, безъядерные.
Планируемые результаты |
|
Предметные умения |
Познавательные УУД: Поиск и отбор источников необходимой информации. Использовать приемы работы с информацией. Систематизация информации. Формулирование проблемы. |
Уметь распознавать признаки царства Бактерии. Уметь объяснять значение бактерий в природе и в жизни человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о бактериях. Закладывать простейшие опыты. Создавать презентации для мультимедийного сопровождения своих сообщений. |
|
Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. |
|
Регулятивные УУД: Адекватно воспринимать информацию учителя. Составлять план работы с учебником. Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. |
|
Личностные УУД: Осознание ответственного отношения к природе, необходимость защиты окружающей среды. Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. Доброжелательное отношение к мнению другого человека. |
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, беседа.
Организация пространства |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ. |
Компьютерная презентация в Power Point. |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение. |
Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point. |
Образовательные ресурсы интернет. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. |
Оборудование |
Учебник, рабочая тетрадь, таблицы, доска, мел. |
Организационная структура урока |
|||||||
№ |
Этапы урока |
Формируемые умения (УУД) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
I |
Организационный момент (самоопределение деятельности) |
Метапредметные УУД: Познавательные: формулировка целей и задач. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя. |
Приветствие учителя, мобилизация внимания учащихся, отметка отсутствующих, высказывание добрых пожеланий детям, предложение ученикам пожелать друг другу удачи и подумать что пригодится им для успешной работы на уроке, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку. |
Проверка наличия источников информации, взаимодействие с учителем, подготовка рабочих мест к уроку. |
|||
II |
Актуализация знаний |
Метапредметные УУД: Познавательные: постановка и решение проблем. Коммуникативные: внимательно слушать речь других учащихся, умение выражать свои мысли. Регулятивные: умение обнаруживать учебную проблему и определять тему урока. Личностные: обладать познавательной мотивацией и интересом к учению. |
Задает учащимся вопросы (Какую проблему будем обсуждать на уроке? Как вы сформулируете тему урока?), создает проблемную ситуацию. Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи). Учитель просит вспомнить и выполнить в рабочей тетради задание №1 «Заполнить схему «Царства живой природы». Учитель напоминает ученикам, чем все живые организмы отличаются друг от друга. Называет тему урока «Живые царства. Бактерии». Спрашивает учащихся о том, что они знают о бактериях, затем просит их сформулировать познавательную задачу урока. |
Заполняют схему в рабочих тетрадях, рассказывают, что им известно о бактериях, формулируют познавательную задачу: «Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий». |
|||
III |
Постановка проблемы |
Метапредметные УУД: Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы. Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг другу. Регулятивные: следят за ответами одноклассников. Личностные: культура общения и поведения на уроке. |
Выполняет направляющую роль, подводит учащихся к самостоятельному определению цели урока. |
Работая в парах, выдвигают цель урока «Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы». Обосновывают свою точку зрения, оппонируют иному мнению. |
|||
IV |
Открытие новых знаний |
Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности царства Бактерии. Коммуникативные: вступают в диалог с одноклассниками и учителем, отстаивают свою точку зрения, прислушиваются к мнению собеседника. Регулятивные: умение следить и контролировать время выполнения работы. Личностные: продолжается формирование межличностных отношений. |
Организует работу учащихся, показывает презентацию, дополняет. При просмотре фрагмента интерактивного учебного пособия обращает внимание на разнообразие форм бактерий. Затем предлагает прочитать текст параграфа и выполнить в рабочей тетради задания на установление соответствия между названиями бактерий и их формой. Изучая с помощью интерактивного учебного пособия внутреннее строение бактериальной клетки организует беседу по вопросам, которая завершается выполнением задания в рабочих тетрадях (Рассмотрите рисунок и подпишите части бактериальной клетки отмеченные цифрами) с последующей самопроверкой правильности его выполнения по рисунку в учебнике. Далее учитель рассказывает о размножении, особенностях питания, характеристикой способности бактерий сохранять свою жизнь за счет образования спор, сопровождая рассказ демонстрацией соответствующих фрагментов интерактивного учебного пособия. При рассматривании роли бактерий в природе и жизни человека предлагает учащимся рассказать о результатах домашних опытов и заслушать сообщения отдельных учеников о роли бактерий в природе и жизни человека. Беседа сопровождается заполнением в рабочих тетрадях таблицы «Значение бактерий в природе и в жизни человека». |
Работают с источником информации, выполняют задания предложенные учителем, рассказывают о результатах домашних опытов, заслушивают сообщения отдельных учеников о роли бактерий, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, делают выводы. |
|||
V |
Первичное закрепление |
Метапредметные УУД: Познавательные: закрепляют полученные знания о царстве Бактерии. Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении. Регулятивные: учатся организовывать свою учебную деятельность. Личностные: формирование отношения к представителям царства Бактерии. |
Осуществляет контроль усвоения новых знаний, работа с тест-слайдами по заданию «Выполнить тест по теме «Бактерии»: Какой формы бывают бактерии? а) только извитой; б) только палочковидной; в) округлой, палочковидной, извитой, а иногда даже звездчатой, спиральной или кубической; г) только округлой. Чем клетка бактерии отличается от клеток других организмов? а) в ней есть ядро; б) в ней нет ядра; в) в ней нет цитоплазмы; г) в ней есть цитоплазма. Как называются скопления, образуемые некоторыми видами бактерий? а) семьи; б) общества; в) колонии; г) поселения. Какое утверждение о бактериях верно? а) бактерии – самые крупные живые организмы на Земле; б) бактерии – самые молодые организмы на Земле; в) бактерии – единственные живые организмы на Земле; г) бактерии – самые древние организмы на Земле. Какие бактерии превращают молоко в простоквашу, а сливки – в сметану? а) молочнокислые; б) уксуснокислые; в) азотфиксирующие; г) болезнетворные. Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – г; 5 – а. Осуществляет правильность выполнения задания (оценочная деятельность). |
Самостоятельная работа с тестом с последующей самопроверкой по эталону, самоконтроль и взаимоконтроль. |
|||
VI |
Применение нового знания |
Метапредметные УУД: Познавательные: фиксируют результаты своей деятельности, анализируют результаты своей деятельности. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. Регулятивные: учатся предвидеть события. Личностные: учатся использовать знания о полезных и вредных свойствах бактерий в жизни. |
Предлагает учащимся из перечня понятий выбрать только те, которые изучены на данном уроке. Демонстрация слайда «Сходства и различия в строении клетки бактерии и клеток других организмов». После просмотра предлагает учащимся заполнить таблицу |
Выполняют задания, выстраивают причинно-следственные связи. |
|||
Особенности строения клетки |
Бактерии |
Растения, грибы, животные |
|||||
Оболочка |
|||||||
Цитоплазма |
|||||||
Ядро |
|||||||
VII |
Рефлексия учебной деятельности |
Метапредметные УУД: Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания. Коммуникативные: приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других людей. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. Личностные: формирование личностного самоопределения. |
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели. Задает вопросы: Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Что выяснили в ходе работы? |
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы. |
|||
VIII |
Домашнее задание |
Изучить параграф 7. Создать из пластилина модель бактериальной клетки. Составить при помощи взрослых список правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. |
Надежда Алексеевна Паршукова
Марина Александровна Акопян