Технологическая карта урока биологии «Введение в биологию», 5 класс

2
0
Материал опубликован 29 January 2016

Технологическая карта урока

Учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013.

Тема урока: Живые царства. Бактерии.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.

Цель урока: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.

Основные термины и понятия: бактерия, бациллы, кокки, диплококки, спириллы, вибрион, спора, сапрофиты, паразиты, прокариоты, безъядерные.

Планируемые результаты

Предметные умения

Познавательные УУД:

Поиск и отбор источников необходимой информации.

Использовать приемы работы с информацией.

Систематизация информации.

Формулирование проблемы.

Уметь распознавать признаки царства Бактерии.

Уметь объяснять значение бактерий в природе и в жизни человека.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о бактериях.

Закладывать простейшие опыты.

Создавать презентации для мультимедийного сопровождения своих сообщений.

Коммуникативные УУД:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Регулятивные УУД:

Адекватно воспринимать информацию учителя.

Составлять план работы с учебником.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные УУД:

Осознание ответственного отношения к природе, необходимость защиты окружающей среды.

Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

Доброжелательное отношение к мнению другого человека.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, беседа.

Организация пространства

Вид используемых на уроке средств ИКТ.

Компьютерная презентация в Power Point.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение.

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point.

Образовательные ресурсы интернет.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы, доска, мел.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формируемые умения (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент (самоопределение деятельности)

Метапредметные УУД:

Познавательные: формулировка целей и задач.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя.

Приветствие учителя, мобилизация внимания учащихся, отметка отсутствующих, высказывание добрых пожеланий детям, предложение ученикам пожелать друг другу удачи и подумать что пригодится им для успешной работы на уроке, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку.

Проверка наличия источников информации, взаимодействие с учителем, подготовка рабочих мест к уроку.

II

Актуализация знаний

Метапредметные УУД:

Познавательные: постановка и решение проблем.

Коммуникативные:

внимательно слушать речь других учащихся,

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: умение обнаруживать учебную проблему и определять тему урока.

Личностные: обладать познавательной мотивацией и интересом к учению.

Задает учащимся вопросы (Какую проблему будем обсуждать на уроке? Как вы сформулируете тему урока?), создает проблемную ситуацию.

Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи).

Учитель просит вспомнить и выполнить в рабочей тетради задание №1 «Заполнить схему «Царства живой природы».

Учитель напоминает ученикам, чем все живые организмы отличаются друг от друга.

Называет тему урока «Живые царства. Бактерии».

Спрашивает учащихся о том, что они знают о бактериях, затем просит их сформулировать познавательную задачу урока.

Заполняют схему в рабочих тетрадях, рассказывают, что им известно о бактериях, формулируют познавательную задачу: «Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий».

III

Постановка проблемы

Метапредметные УУД:

Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы.

Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг другу.

Регулятивные: следят за ответами одноклассников.

Личностные: культура общения и поведения на уроке.

Выполняет направляющую роль, подводит учащихся к самостоятельному определению цели урока.

Работая в парах, выдвигают цель урока «Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы».

Обосновывают свою точку зрения, оппонируют иному мнению.

IV

Открытие новых знаний

Метапредметные УУД:

Познавательные: выявляют особенности царства Бактерии.

Коммуникативные:

вступают в диалог с одноклассниками и учителем,

отстаивают свою точку зрения,

прислушиваются к мнению собеседника.

Регулятивные: умение следить и контролировать время выполнения работы.

Личностные: продолжается формирование межличностных отношений.

Организует работу учащихся, показывает презентацию, дополняет.

При просмотре фрагмента интерактивного учебного пособия обращает внимание на разнообразие форм бактерий. Затем предлагает прочитать текст параграфа и выполнить в рабочей тетради задания на установление соответствия между названиями бактерий и их формой.

Изучая с помощью интерактивного учебного пособия внутреннее строение бактериальной клетки организует беседу по вопросам, которая завершается выполнением задания в рабочих тетрадях (Рассмотрите рисунок и подпишите части бактериальной клетки отмеченные цифрами) с последующей самопроверкой правильности его выполнения по рисунку в учебнике.

Далее учитель рассказывает о размножении, особенностях питания, характеристикой способности бактерий сохранять свою жизнь за счет образования спор, сопровождая рассказ демонстрацией соответствующих фрагментов интерактивного учебного пособия.

При рассматривании роли бактерий в природе и жизни человека предлагает учащимся рассказать о результатах домашних опытов и заслушать сообщения отдельных учеников о роли бактерий в природе и жизни человека.

Беседа сопровождается заполнением в рабочих тетрадях таблицы «Значение бактерий в природе и в жизни человека».

Работают с источником информации, выполняют задания предложенные учителем, рассказывают о результатах домашних опытов, заслушивают сообщения отдельных учеников о роли бактерий, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, делают выводы.

V

Первичное закрепление

Метапредметные УУД:

Познавательные: закрепляют полученные знания о царстве Бактерии.

Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении.

Регулятивные: учатся организовывать свою учебную деятельность.

Личностные: формирование отношения к представителям царства Бактерии.

Осуществляет контроль усвоения новых знаний, работа с тест-слайдами по заданию «Выполнить тест по теме «Бактерии»:

Какой формы бывают бактерии?

а) только извитой;

б) только палочковидной;

в) округлой, палочковидной, извитой, а иногда даже звездчатой, спиральной или кубической;

г) только округлой.

Чем клетка бактерии отличается от клеток других организмов?

а) в ней есть ядро;

б) в ней нет ядра;

в) в ней нет цитоплазмы;

г) в ней есть цитоплазма.

Как называются скопления, образуемые некоторыми видами бактерий?

а) семьи;

б) общества;

в) колонии;

г) поселения.

Какое утверждение о бактериях верно?

а) бактерии – самые крупные живые организмы на Земле;

б) бактерии – самые молодые организмы на Земле;

в) бактерии – единственные живые организмы на Земле;

г) бактерии – самые древние организмы на Земле.

Какие бактерии превращают молоко в простоквашу, а сливки – в сметану?

а) молочнокислые;

б) уксуснокислые;

в) азотфиксирующие;

г) болезнетворные.

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – г; 5 – а.

Осуществляет правильность выполнения задания (оценочная деятельность).

Самостоятельная работа с тестом с последующей самопроверкой по эталону, самоконтроль и взаимоконтроль.

VI

Применение нового знания

Метапредметные УУД:

Познавательные: фиксируют результаты своей деятельности, анализируют результаты своей деятельности.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности.

Регулятивные: учатся предвидеть события.

Личностные: учатся использовать знания о полезных и вредных свойствах бактерий в жизни.

Предлагает учащимся из перечня понятий выбрать только те, которые изучены на данном уроке.

Демонстрация слайда «Сходства и различия в строении клетки бактерии и клеток других организмов». После просмотра предлагает учащимся заполнить таблицу

Выполняют задания, выстраивают причинно-следственные связи.

Особенности строения клетки

Бактерии

Растения, грибы, животные

Оболочка

   

Цитоплазма

   

Ядро

   

VII

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные УУД:

Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания.

Коммуникативные: приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других людей.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль.

Личностные: формирование личностного самоопределения.

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели.

Задает вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Что выяснили в ходе работы?

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы.

VIII

Домашнее задание

   

Изучить параграф 7. Создать из пластилина модель бактериальной клетки. Составить при помощи взрослых список правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

Комментарии

Оценивается четкость структуры урока. Подобран материал урока для освоения учащимися знаний по представленной теме. Способствует содержание урока расширению кругозора учащихся.

7 February 2016

Урок не отличается оригинальностью, креативностью, инновационностью. Структура урока выдержана.Содержание учебного материала в соответствии с темой.Интересен для учащихся, соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Задания направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитию творческих способностей.

7 February 2016