12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Цагараева Маргарита Георгиевна46 |
Технологическая карта урока Учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013. Тема урока: Живые царства. Бактерии. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний. Цель урока: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы. Основные термины и понятия: бактерия, бациллы, кокки, диплококки
Технологическая карта урока
Учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013.
Тема урока: Живые царства. Бактерии.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.
Цель урока: формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.
Основные термины и понятия: бактерия, бациллы, кокки, диплококки, спириллы, вибрион, спора, сапрофиты, паразиты, прокариоты, безъядерные.
Планируемые результаты | |
Предметные умения | Познавательные УУД: Поиск и отбор источников необходимой информации. Использовать приемы работы с информацией. Систематизация информации. Формулирование проблемы. |
Уметь распознавать признаки царства Бактерии. Уметь объяснять значение бактерий в природе и в жизни человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о бактериях. Закладывать простейшие опыты. Создавать презентации для мультимедийного сопровождения своих сообщений. | |
Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. | |
Регулятивные УУД: Адекватно воспринимать информацию учителя. Составлять план работы с учебником. Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. | |
Личностные УУД: Осознание ответственного отношения к природе, необходимость защиты окружающей среды. Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук. Доброжелательное отношение к мнению другого человека. |
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, беседа.
Организация пространства | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ. | Компьютерная презентация в Power Point. |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение. | Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point. |
Образовательные ресурсы интернет. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. |
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы, доска, мел. |
Организационная структура урока | |||||||
№ | Этапы урока | Формируемые умения (УУД) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I | Организационный момент (самоопределение деятельности) | Метапредметные УУД: Познавательные: формулировка целей и задач. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя. | Приветствие учителя, мобилизация внимания учащихся, отметка отсутствующих, высказывание добрых пожеланий детям, предложение ученикам пожелать друг другу удачи и подумать что пригодится им для успешной работы на уроке, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку. | Проверка наличия источников информации, взаимодействие с учителем, подготовка рабочих мест к уроку. | |||
II | Актуализация знаний | Метапредметные УУД: Познавательные: постановка и решение проблем. Коммуникативные: внимательно слушать речь других учащихся, умение выражать свои мысли. Регулятивные: умение обнаруживать учебную проблему и определять тему урока. Личностные: обладать познавательной мотивацией и интересом к учению. | Задает учащимся вопросы (Какую проблему будем обсуждать на уроке? Как вы сформулируете тему урока?), создает проблемную ситуацию. Актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи). Учитель просит вспомнить и выполнить в рабочей тетради задание №1 «Заполнить схему «Царства живой природы». Учитель напоминает ученикам, чем все живые организмы отличаются друг от друга. Называет тему урока «Живые царства. Бактерии». Спрашивает учащихся о том, что они знают о бактериях, затем просит их сформулировать познавательную задачу урока. | Заполняют схему в рабочих тетрадях, рассказывают, что им известно о бактериях, формулируют познавательную задачу: «Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий». | |||
III | Постановка проблемы | Метапредметные УУД: Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы. Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг другу. Регулятивные: следят за ответами одноклассников. Личностные: культура общения и поведения на уроке. | Выполняет направляющую роль, подводит учащихся к самостоятельному определению цели урока. | Работая в парах, выдвигают цель урока «Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы». Обосновывают свою точку зрения, оппонируют иному мнению. | |||
IV | Открытие новых знаний | Метапредметные УУД: Познавательные: выявляют особенности царства Бактерии. Коммуникативные: вступают в диалог с одноклассниками и учителем, отстаивают свою точку зрения, прислушиваются к мнению собеседника. Регулятивные: умение следить и контролировать время выполнения работы. Личностные: продолжается формирование межличностных отношений. | Организует работу учащихся, показывает презентацию, дополняет. При просмотре фрагмента интерактивного учебного пособия обращает внимание на разнообразие форм бактерий. Затем предлагает прочитать текст параграфа и выполнить в рабочей тетради задания на установление соответствия между названиями бактерий и их формой. Изучая с помощью интерактивного учебного пособия внутреннее строение бактериальной клетки организует беседу по вопросам, которая завершается выполнением задания в рабочих тетрадях (Рассмотрите рисунок и подпишите части бактериальной клетки отмеченные цифрами) с последующей самопроверкой правильности его выполнения по рисунку в учебнике. Далее учитель рассказывает о размножении, особенностях питания, характеристикой способности бактерий сохранять свою жизнь за счет образования спор, сопровождая рассказ демонстрацией соответствующих фрагментов интерактивного учебного пособия. При рассматривании роли бактерий в природе и жизни человека предлагает учащимся рассказать о результатах домашних опытов и заслушать сообщения отдельных учеников о роли бактерий в природе и жизни человека. Беседа сопровождается заполнением в рабочих тетрадях таблицы «Значение бактерий в природе и в жизни человека». | Работают с источником информации, выполняют задания предложенные учителем, рассказывают о результатах домашних опытов, заслушивают сообщения отдельных учеников о роли бактерий, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, делают выводы. | |||
V | Первичное закрепление | Метапредметные УУД: Познавательные: закрепляют полученные знания о царстве Бактерии. Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении. Регулятивные: учатся организовывать свою учебную деятельность. Личностные: формирование отношения к представителям царства Бактерии. | Осуществляет контроль усвоения новых знаний, работа с тест-слайдами по заданию «Выполнить тест по теме «Бактерии»: Какой формы бывают бактерии? а) только извитой; б) только палочковидной; в) округлой, палочковидной, извитой, а иногда даже звездчатой, спиральной или кубической; г) только округлой. Чем клетка бактерии отличается от клеток других организмов? а) в ней есть ядро; б) в ней нет ядра; в) в ней нет цитоплазмы; г) в ней есть цитоплазма. Как называются скопления, образуемые некоторыми видами бактерий? а) семьи; б) общества; в) колонии; г) поселения. Какое утверждение о бактериях верно? а) бактерии – самые крупные живые организмы на Земле; б) бактерии – самые молодые организмы на Земле; в) бактерии – единственные живые организмы на Земле; г) бактерии – самые древние организмы на Земле. Какие бактерии превращают молоко в простоквашу, а сливки – в сметану? а) молочнокислые; б) уксуснокислые; в) азотфиксирующие; г) болезнетворные. Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – в; 4 – г; 5 – а. Осуществляет правильность выполнения задания (оценочная деятельность). | Самостоятельная работа с тестом с последующей самопроверкой по эталону, самоконтроль и взаимоконтроль. | |||
VI | Применение нового знания | Метапредметные УУД: Познавательные: фиксируют результаты своей деятельности, анализируют результаты своей деятельности. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. Регулятивные: учатся предвидеть события. Личностные: учатся использовать знания о полезных и вредных свойствах бактерий в жизни. | Предлагает учащимся из перечня понятий выбрать только те, которые изучены на данном уроке. Демонстрация слайда «Сходства и различия в строении клетки бактерии и клеток других организмов». После просмотра предлагает учащимся заполнить таблицу | Выполняют задания, выстраивают причинно-следственные связи. | |||
Особенности строения клетки | Бактерии | Растения, грибы, животные | |||||
Оболочка | |||||||
Цитоплазма | |||||||
Ядро | |||||||
VII | Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные УУД: Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания. Коммуникативные: приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других людей. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. Личностные: формирование личностного самоопределения. | Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели. Задает вопросы: Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Что выяснили в ходе работы? | Выражают собственное мнение о работе и полученном результате, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы. | |||
VIII | Домашнее задание | Изучить параграф 7. Создать из пластилина модель бактериальной клетки. Составить при помощи взрослых список правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. |