12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Спорышева Клавдия Григорьевна18

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Методическая разработка урока в контексте ФГОС и требований ИКС

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью) Спорышева Клавдия Григорьевна

Район г. Нижний Новгород, Советский район

Место работы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 38»

Должность Учитель

Общая информация

Тема урока Человек в системе экономических отношений, 11 класс

Тип урока Урок развивающего контроля, защита проектов

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель урока: обобщение знаний по разделу «Экономика», формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний в области бизнес-проектирования и привлечение внимания будущих потенциальных предпринимателей к различным аспектам деятельности фирмы.

Задачи урока:

образовательные:

дать представление о бизнес-проектировании;

сформировать систему практико-ориентированных экономических знаний;

повторить основные понятия раздела «Экономика»;

развивающие:

способствовать формированию культуры экономического мышления, рационального поведения, ориентированного на объективный и обоснованный анализ;

формировать коммуникативные навыки;

формировать интеллектуальные умения критического мышления;

сформировать навык создания проблемной ситуации, разработки алгоритма деятельности по ее разрешению;

формировать умения работать с различными источниками информации, в различных поисковых системах;

воспитательные:

способствовать воспитанию грамотных деловых людей, нацеленных на дополнительное самообразование;

развивать трудолюбие и инициативу.

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный комплекс (проектор или доска).

Дидактическое обеспечение

Регламент защиты бизнес-проекта.

Экспертный лист (критерии оценивания).

Планируемые результаты урока

личностные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

предметные

Знание ряда ключевых экономических понятий, умение объяснять их с позиций явлений социальной действительности;

понимание побудительной роли мотивов в предпринимательской деятельности;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД:

формировать цель деятельности (постановка учебной задачи);

планировать свою деятельность;

прогнозировать результат (презентация бизнес-плана);

контролировать свою деятельность (соответствие цели и определенной самостоятельно программе);

корректировать деятельность;

оценивать полученный результат;

саморегуляция.

Познавательные УУД:

производить поиск и выделение информации в разных источниках (учебная литература, ресурсы Интернета);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

разработка и создание презентации проекта с помощью ИКТ.

Коммуникативные УУД:

планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и всерстниками;

постановка вопросов как инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнеров по проекту;

умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Самооценка проекта.

Экспертная оценка одноклассников.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Обществознание: учебник для учащихся 10, 11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Обществознание / Учебник для 10-11 классов: профильный уровень. –М.: Просвещение, 2015.

Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., ‑ М.: Вита-Пресс, 2013.

Никитин А.Ф. Основы обществознания: Учебно-методическое пособие. ‑ М.: Дрофа, 2006.

Интернет-ресурсы

eLIBRARY.RU (Научная электронная библиотека)

inion.ru (Институт научной информации по общественным наукам РАН)

ЭОРы

  План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Время Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организационный

3-5 мин.

Рассадка учащихся в соответствии с ролевыми задачами: разработчики проектов, потенциальные инвесторы, эксперты.

Проверка готвности к уроку.

Занимают места в соответствии с ролевыми задачами.

Проверяют готовность к уроку.

2. Вводно-мотивационный

1-2 мин.

Введение игровой ситуации. Вводное слово учителя:

В течение двух месяцев мы с вами разрабатывали собственные бизнес-проекты.

Сегодня самый важный этап – их представление и защита.

Фронтальная работа:

Все вы предполагаете получить высшее образование и профессионально заниматься научной или инженерной деятельностью.

Давайте подумаем, зачем вам, бубущим ученым и инжеренам, практика в разработке бизнес-проектов?

Действительно, представляемые сегодня проекты являются интеллектуальным продуктом.

Предполагаемые ответы:

многие научные разработки осуществляются сегодня в форме проектов или грантов, нам нужно научиться их разрабатывать и презентовать;

современные условия требуют от профессионала не только знаний, но и умений представить результаты своего труда в виде некоего интеллектуального продукта.

3. Актуализация знаний

2-3 мин.

Сегодня все вы выступите в разных ролях: разработчика бизнеса, потенциального инвестора, оппонента и эксперта.

Что нам необходимо для эффективной работы?

Перед тем, как начать защиту, нам нужно утвердить регламент работы и вспомнить критерии оценивания проектов.

1. Предлагают регламент.

2. Утверждают критерии оценивания.

4. Защита проектов

60-70 мин.

Учитель выступает в качестве ведущего.

После окончания защиты подводит итоги на основании рейтинговой оценки проекта (по итогам оценок экспертов и голосования инвесторов). Данный рейтинг не влияет на итоговую оценку (отметку), но вносит элемент соревнования.

Разработчики представляют проекты, отвечают на вопросы потенциальных инвесторов и экспертов.

Эксперты оценивают представленные проекты в соответствии с критериями, задают вопросы.

Потенциальные инвесторы оценивают проекты с точки зрения перспективности, задают вопросы.

5. Подведение итогов урока

3 мин

Предлагаю вам сделать выводы по итогам сегодняшней защиты:

что в выступлениях вам понравилось;

какие ошибки хотели бы учесть в дальнейшей работе;

какие изменения в организацию защиты вы хотели бы внести.

Участвуют в обсуждении итогов защиты (при этом оценивают, чему научились, что не получилось, почему, что нужно изменить).

6. Организация изучения домашнего задания

1-2 мин.

Общее задание: подготовка к проверочной работе по разделу «Экономика».

Задание «по желанию»: мини-сочинение (темы в Дневник.ру).

 

Этапы работы над проектом

I. Создание проблемной ситуации

На первом уроке в рамках раздела «Экономика» учащимся сообщается программа работы: изучение теоретического материала, виды и формы контроля знаний, темы творческих дифференцированных заданий, тема проектной деятельности.

Учитель: человек не может существовать вне экономических отношений. Ежедневно мы являемся участниками купли-продажи, оказания услуг, защиты прав и т.д. Современная рыночная экономика ориентирована на активную предпринимательскую деятельность граждан. Поэтому одной из форм работы в разделе «Экономика» будет разработка и защита собственного бизнес-проекта.

II. Работа над проектом начинается параллельно с изучением тем «Фирмы в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Издержки производства. Налоги», «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности», «Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга», «Экономика потребителя и экономика производителя. Рациональное экономическое поведение». На первом уроке разбирается новый материал, на втором уроке – практическая работа по проектам.

Урок № 8. Обсуждение структуры бизнес-проектов. Предварительно за 1 неделю учащимся дается задание в Интернете найти разные формы бизнес-проектов. На уроке обсуждаются их достоинства и недостатки, вопросы доступности информации для учащихся. Разрабатывается рекомендательная структура бизнес-проекта, обсуждаются и разрабатываются критерии оценивания проектов. Обсуждаются стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

Урок № 10, 12, 14. Некоторые учащиеся по желанию представляют свои бизнес-идеи. Учитель организует обсуждение идей. Учащиеся высказывают замечания, рекомендации по дальнейшей работе. (Практика показала, что при правильной позиции учителя учащиеся с удовольствием делятся своими идеями, высказывают конструктивные предложения и дают оценки в корректной форме).

Помимо уроков учитель консультирует учащихся во внеурочное время. В этом учебном году много обращений за консультацией во внеучебное время по Интернету (программа Skype).

Уроки 15-24.

Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках по мере необходимости, в рамках факультатива и кружка).

Оформление результатов проектной деятельности.

Помимо уроков учитель консультирует учащихся во внеурочное время. В этом учебном году много обращений за консультацией во внеучебное время по Интернету (программа Skype).

III. Защита проектов. Защита проводится в течение 2-х спаренных уроков.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.