Исследовательская работа «Боевые искусства: Суть Японии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Краснофлотская 1, тел. 8(42435) 4-39-65, 4-33-91
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
«Боевые искусства: суть Японии»
Автор: Билей Ярослав Михайлович,
ученик 4 класса МБОУ «СОШ № 1» г. Корсакова
Руководитель: Женченко Евгения Владимировна,
учитель МБОУ «СОШ №1»
Корсаков, 2018
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Часть 1.Теоретическая часть………………………………….…………...5
1.1. История боевых искусств…………………………………..….…………5
1.2. Влияние единоборств на организм человека………………..…………..7
1.3. Влияние единоборств на психику человека……………………………..8
1.4. Влияние боевых искусств на становление характера подростка………9
Часть 2. Практическая часть……………………………………………..10
2.1. Анкетирование и социологический опрос учащихся МБОУ
«СОШ № 1»……………………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………..…14
Приложение…………………………………………………………………......15
ВВЕДЕНИЕ
Японские боевые искусства – наиболее известными из которых являются дзюдо, каратэ и айкидо – это один из образов, которые приходят на ум, когда думаешь о Японии. Многочисленные фильмы, утонченная эстетика, легенды о великих учителях и о невероятных способностях, будто бы приобретаемых в результате упорных занятий, термины «сэнсэй», «додзё», «татами» вносят свою лепту в невероятную популярность японских единоборств и делают их крайне привлекательными для множества людей во всем мире.
Тем не менее, Япония действительно является родиной многих боевых искусств и овладение ими действительно расширяет возможности человека, как физические, так и духовные.
Мне бы хотелось изучить Японские боевые искусства, так как много слышал о них.
Цель: изучение основных видов Японских боевых искусств и их влияние на здоровье человека.
Задачи:
1. Изучить историю появления боевых искусств Японии.
2. Рассмотреть влияние боевых искусств на здоровье человека.
3. Выявить количество учащихся МБОУ «СОШ № 1» занимающихся Японским боевым искусством.
4. Пробудить у учащихся интерес к боевым искусствам Японии познакомив их с историей боевых искусств и его влиянием на физическую форму и здоровье человека.
Объект исследования: сущность и содержание боевых искусств Японии.
Предмет исследования: виды боевых искусств и их влияние на формирование личности и здоровье человека.
Гипотеза заключается в предположении о том, что если люди будут заниматься боевым искусством, то это поможет им на протяжении долгих лет сохранять здоровье и дееспособность, а также выглядеть моложе своих лет.
Методы исследования:
теоретические: анализ научной литературы;
эмпирические: анкетирование, социологический опрос;
анализ и обработка полученных результатов.
Основные этапы исследования:
Подготовительный этап (январь – март 2017 г.). Изучалась литература, разрабатывалась гипотеза, задачи и методы исследования.
основной этап (апрель – март 2017 г.) – проводилось основное исследование, проверялась гипотеза, выполнялись задачи, осуществлялась проверка теоретических и практических предложений.
Заключительный этап (сентябрь – декабрь 2017 г.). Отработаны окончательные выводы и предложения.
1 Часть. Теоретическая часть
1.1. История боевых искусств
Исторически основой всех боевых искусств в Японии является насчитывающее сотни лет бу-дзюцу – «искусство убивать». Бу-дзюцу – это универсальное боевое искусство, практиковавшееся в той или иной форме самураями и ниндзя. Оно обладало чрезвычайно широким техническим арсеналом, сочетая в себе как ударную технику руками и ногами, так и комплекс бросков, болевых приемов, захватов и уходов, особенно эффективных при противостоянии вооруженному холодным оружием противнику в доспехах, а также и технику работы с разнообразными видами холодного оружия, включая катану, самурайский меч. Именно из него возникли все современные японские виды единоборств.
1. Если говорить о таком популярном виде единоборств, как каратэ («пустая рука»), или каратэ-до, то для многих, вероятно, будет неожиданностью узнать, что зародилось оно, строго говоря, не в Японии, а на Окинаве, в те времена, когда это королевство было еще независимым государством. В основу первоначального окинавского каратэ легли различные виды китайских боевых искусств, таких, как кунг-фу и кемпо, где применяется в первую очередь ударная техника. Каратэ – это вид самообороны без оружия, где, соответственно, преобладает ударная техника руками и ногами, ее арсенал достаточно широк. Есть в каратэ и броски, но они используется реже, в спортивном каратэ их практически нет. Считается, что одним из первых мастеров, кто познакомил Японию с каратэ, был Фунакоси Гитин. Ныне в каратэ существует множество стилей, от спортивных до прикладных, от практически бесконтактных до тех, где применяются удары в полный контакт без перчаток. Такое многообразие стилей является главной причиной того, что каратэ пока еще не стало олимпийским видом спорта.
2. Другим, не менее известным видом японских боевых искусств, является дзюдо, что в переводе означает «гибкий путь». Этот вид борьбы был основан мастером Дзигоро Кано в 1880-х годах, который взял за основу дзю-дзюцу (джиу-джитсу), заимствовав из него приемы, наиболее подходящие для спортивных соревнований и при этом наименее травматичные, а также наполнил новым смыслом, сделав ставку не только на техническую подготовку, но и на духовное, личностное совершенствование, о чем говорит окончание «до» – путь – в его названии. Дзюдо – это вид самообороны без оружия, в котором преобладают броски, болевые приемы, удержания и удушения как в стойке, так и в партере, и где практически отсутствует ударная техника, особенно когда речь заходит о спортивном дзюдо, что делает его, в техническом смысле, антиподом каратэ. Кроме того, за счет более широкого технического арсенала по сравнению с такими видами борьбы, как греко-римская и вольная, в дзюдо физическая сила играет меньшую роль, что делает его более универсальным единоборством, доступным для изучения для большего количества желающих. Дзюдо очень популярно не только в Японии, но и во всем мире и является с 1964 года олимпийским видом спорта. Собственно говоря, спортивное (не боевое) самбо является советским клоном дзюдо, заимствовав из него практически весь технический арсенал и отличаясь только формой спортивной одежды.
3. Еще одним весьма популярным видом японских боевых искусств является айкидо. Иероглифы «айки-до» означают «путь к гармонии духа». Айкидо было основано в двадцатых годах прошлого столетия мастером Морихэем Уэсибой и в нем, как и в других японских боевых искусствах, делается особый акцент на духовное самосовершенствование и внутреннюю гармонию. Этот весьма необычный, в чем-то даже элегантный вид единоборства так же, как и каратэ и дзюдо, восходит к традиционному бу-дзюцу. Основной принцип айкидо – слияние с атакой соперника и использование его силы, энергии против него же. Таким образом, в айкидо отрицается принцип «сила против силы». Именно поэтому в техническом арсенале айкидо преобладает техника уходов, передвижений и так называемых «контролей», позволяющих победить оппонента путем уклонения от его оружия, будь то меч, рука или нога, и затем его последующей нейтрализацией. За счет того, что в айкидо ставка на силовую компоненту делается меньше, чем в каратэ или дзюдо, этот вид единоборства является весьма привлекательным для женщин.
Мир японских боевых искусств далеко не ограничивается тремя вышеуказанными направлениями.
Это и дзю-дзюцу (джиу-джитсу) – предшественник дзюдо. И кэндо – искусство владения деревянным мечом, унаследованное от самураев. И иайдо – искусство работы с катаной, боевым мечом с клинком из стали. И даже бо-дзюцу – малоизвестное прикладное искусство работы с шестом против вооруженного холодным оружием противника. В целом можно сказать, что занятия боевыми искусствами хороши тем, что они обогащают человека не только физически, с точки зрения изучения и практики приемов из технического арсенала, но и духовно, делая его более гармоничной, сбалансированной, уверенной в себе личностью.
1.2. Влияние единоборств на организм
Любая физическая активность несет в себе положительное влияние на весь организм в целом. Единоборства имеют свои несравненные преимущества, значимость которых уменьшать нельзя. К преимуществам можно отнести следующее:
1. Общая тренировка тела – при тренировке задействовано максимально большое количество мышц организма. Занятия оказывают влияние на выносливость, тонус мышц, гибкость суставов и баланс сил в организме.
2. Польза для фигуры - при занятиях единоборствами сжигается большое количество калорий. Физические упражнения психологически подводят человека к здоровому образу жизни, который исключает употребление жирной, копченной и высококалорийной пищи.
3. Улучшение состояние сердечно-сосудистой системы – исследования показали, что занятия единоборствами, как и любыми видами физической активности, улучшают состояние сердечно-сосудистой системы, препятствуют возникновению гипертонии и помогают организму лучше справляться со стрессами.
4. Улучшение настроения – регулярные тренировки являются одним из лучших способов улучшения настроения. Единоборства не только помогают снять стресс, но за счет эндорфинов делают людей счастливей. Эндорфины вырабатываются при физической активности и находятся в организме в течение 3-4 часов после тренировки.
5. Уверенность в себе - при овладении определенным видом единоборств, человек становится уверенней в собственных силах. В момент наступления опасности, бойцы не испытывают тревоги и стресса, т.к. знают, что могут защитить себя и своих близких.
6. Улучшает рефлексы – частые тренировки развивают внимательность и улучшают реакцию человека на раздражающие факторы извне. Такие навыки бывают полезны в повседневной жизни.
1.3. Влияние единоборств на психику
Многие спортсмены и тренеры утверждают, что любое занятие спортом помогает улучшить самооценку, поднять уверенность в себе и укрепить силу воли. Это, конечно же, относится и к различным видам единоборств. Но есть и другая точка зрения, которая имеет право на существование.
Есть версия, что занятия единоборствами в раннем и подростковом возрасте приводят к развитию агрессии бойца и формируют антиобщественное поведение. Чрезмерная уверенность в собственных силах, чувство превосходства над сверстниками, приводит к тому, что молодые «бойцы» начинают проявлять свою силу на практике, агрессивно ведя себя по отношению к сверстникам.
Конечно, стоит учитывать, что не занятие единоборством, а само психическое состояние человека провоцирует его к применению силы. Таким образом, споры вокруг занятий единоборством не прекращаются. Если многие ученых сходятся во мнении, что единоборства оказывают положительное влияние на здоровье человека, то споры за воздействие на психику разняться.
1.4. Влияние боевых искусств на становление характера подростка
Каждый подросток хочет стать взрослым, пытаясь самоутвердиться и проявить себя всевозможными способами. Хорошо если это полезное и интересное занятие, например – занятие боевыми искусствами. Спорт- средство самопознания, самовыражения, самоутверждения. Систематические тренировки не только укрепляют здоровье, повышают общую работоспособность, но и воспитывают ряд очень важных качеств: выдержку, самостоятельность, упорство, инициативность и другие. Физическая активность расширяет пластичность нервной системы, благотворно влияет на психическую деятельность человека: повышается его эмоциональный тонус, появляется бодрость, жизнерадостность, уверенность в себе. С древних времен считалось, что в здоровом теле - здоровый дух. Поэтому у спортсменов очень редко встречаются депрессии.
Боевые искусства – путь всестороннего и гармоничного развития личности. Прежде всего, они формируют волевые качества – это тот внутренний стержень, который, в свою, очередь, способствует развитию духа и жизненной стойкости. Начиная заниматься боевыми искусствами, подростки должны преодолевать внешние и внутренние препятствия, такие как лень, робость, пассивность, страх. Здесь важнее не победа над соперником, а победа над собой. Благодаря этому развивается выдержка, настойчивость, решительность, смелость и, самое главное – целеустремленность. Это умение направить свою деятельность, исходя из главного, наиболее важного мотива очень важно в спорте. По мере подготовленности, дети участвуют в соревнованиях. Соревновательная деятельность требует больших физических сил и самообладания. В жестком соперничестве полнее и ярче, чем в обыденности проявляется каждая черта характера. Спорт способствует тому, что приобретенные качества характера переносятся и на другие стороны жизни и деятельности. Поэтому спортсмены часто добиваются успехов в бизнесе, политике, социальной сфере и других областях. Иногда говорят, что боевые искусства развивают в человеке агрессивность, но это не так.
Часть 2. Практическая часть.
2.1. Анкетирование и социологический опрос
В МБОУ «СОШ № 1» я проводил анкетирование и социологический опрос (приняло участие 452 учащихся) с целью узнать, какие виды спорта предпочитают учащиеся, знают ли они о боевых искусствах Японии, какое влияние оказывают боевые искусства на организм человека.
Были предложены следующие вопросы:
1. Любишь ли ты спорт? (да/нет).
2. Какие спортивные кружки/секции есть в г. Корсакове? (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, фигурное катание, дзюдо, карате, тхэквондо, бокс, айкидо, теннис, шахматы, шашки, плавание).
3. Каким видам спорта отдаете предпочтение? (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, фигурное катание, дзюдо, карате, тхэквондо, бокс, айкидо, теннис, шахматы, шашки, плавание).
4. Смотрите ли Вы спортивные телепередачи и каналы? (да/нет)
5. Цель Ваших занятий спортом? (хобби, саморазвитие, Самовыражение, забота о здоровье, для поддержания хорошей физической формы).
6. Сколько времени занимает одна тренировка? (менее 40 минут, более часа, более 1,5 часа).
7. Можете ли Вы себе позволить пропустить тренировку? (да/нет).
8. Принимали ли Вы участие в соревнованиях? (да/нет).
9. Насколько интенсивно Вы выкладываетесь на тренировке? (не напрягаюсь экономлю энергию, тренируюсь усердно).
10. Бывали ли у Вас спортивные травмы? (да/нет).
11. Как общество/семья относится к выбранному Вами Виду спорта? (положительно, отрицательно).
12. Как Вы считаете нужны ли спортсмены стране, обществу? (конечно, они прославляют страну, считаю неоправданным вложение больших средств в спорт, затрудняюсь ответить).
13. Какие виды Японских боевых искусств ты знаешь? (дзюдо, карате, айкидо, сумо, самбо, кендо, тхэквондо, рукопашный бой, ушу, бокс, кикбоксинг, кэмпо, фехтование).
14. Каким боевым единоборством Японии Вы хотели бы заниматься?
15. Обучение боевым искусствам оказывает положительное воздействие на: физическое состояние человека, развивает в нем силу, улучшает координацию движений, делает тело более гибким, повышает выносливость.
Из 452 учащихся 311 (68%) человек любят спорт (приложение 1), 432 (95%) учащихся перечислили секции, которые есть в г. Корсакове – это футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, карате, тхэквондо, бокс, айкидо, теннис, шахматы, шашки, плавание (приложение 2). 311 человек занимаются спортом в следующих секциях: 43 (9%) – футбол, 15(3%) - хоккей, 33 (7%) - волейбол, 12 (2%) - баскетбол, 3 - фигурное катание, 38 (8%) - тхэквондо, 10 (2%) карате, 5 (1%) - айкидо, 2 – шахматы, 150 (33%) - другие (приложение 3). Лишь 3% опрошенных (15 чел.) занимается Японским боевым искусством, но хотели бы заниматься 12% (53 человека) (приложение 4). Виды Японских единоборств знает лишь 43% (приложение 5). Целью занятий спортом 18 человек (3%) считает – хобби, 12 (2%) – саморазвитие, 7 (1%) – самовыражение, 274 (60%) – забота о здоровье (приложение 6). 35 % (157уч-ся) считает, что занятия боевым искусством оказывает положительное воздействие на: физическое состояние человека, развивает в нем силу, улучшает координацию движений, делает тело более гибким, повышает выносливость (приложение 7). Практически все учащиеся ответили, что занятие спортом занимает более часа – 283 человека (90%) (приложение 8). Никто из опрошенных не может позволить без причины пропустить тренировку (приложение 9). 283 (90%) учащихся смотрят спортивные телепередачи/каналы (приложение 10). 97 (31%) учащихся принимали участие в соревнованиях (приложение 11). 100 % учащихся ответили, что на тренировках тренируются усердно (приложение 12), спортивны травмы имели 57 (18%) опрошенных (приложение 13). У всех учащихся (100%) занимающихся спортом семья и друзья положительно относятся к выбранному ими виду спорта (приложение 14). 97 % опрошенных считает, что спорт необходим стране так как он прославляет страну (приложение 15).
Заключение
В ходе работы были рассмотрены теоретические аспекты Японского боевого единоборства таких как: история боевых единоборств Японии, влияние боевых единоборств на здоровье человека, влияние боевых единоборств на психику человека, влияние боевых искусств на становление характера подростка. А также было проведено анкетирование и социологический опрос учащихся МБОУ «СОШ № 1» на выявление отношения к спорту и знаний японского единоборства. На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: обучение боевым искусствам оказывает положительное воздействие на физическое состояние человека: развивает в нем силу, улучшает координацию движений, делает тело более гибким, повышает выносливость. Посещать занятия по боевым искусствам полезно не только молодым, но и зрелым людям, поскольку регулярные практики помогут им на протяжении долгих лет сохранять здоровье и дееспособность, а также выглядеть моложе своих лет.
К сожалению, жестокость и насилие – это достаточно распространенные явления в нашем мире. Поэтому навыки самозащиты для современного человека важны не менее, чем для его далеких предков. Занятия каким-либо из боевых искусств не только тренируют тело, но и помогают обрести контроль над своими слабостями, избавиться от агрессии, воспитать силу духа, научиться жить в гармонии с самим собой.
Всего лишь 3% учащихся МБОУ «СОШ № 1» занимаются японским боевым искусством, но при этом 12 % хотели бы заниматься. Учащиеся владеют информацией по боевым искусствам Японии, но очень мало.
Изучив боевые искусства Японии я не только провел анкетирование и социологический опрос, но и ознакомил учащихся 3 «А» класса с боевыми единоборствами Японии и их влиянием на здоровье человека.
Выдвинутая гипотеза подтверждается.
Список литературы
1. Вольф Х., Дзюдо. Техника самообороны. 2000г.
2. Мироненко О.С., Кисилева Л.Б. Боевые искусства – М. Мир энциклопедий Аванта +Астрель. 2009 г.
3. Сиода Г., Сиода Я. Айкидо. Мастер – класс. 2000 г.
4. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Приложение 2
Какие спортивные секции/кружки есть в г. Корсакове?
Приложение 3
Каким видам спорта Вы отдаете предпочтение?
Приложение 4
Хотели бы Вы заниматься Японскими боевыми единоборствами?
Приложение 5
Какие Японские боевые единоборства Вы знаете?
Приложение 6
С какой целью Вы занимаетесь спортом?
Приложение 7
На что влияют занятия боевым искусством?
Приложение 8
Сколько времени занимает одна тренировка?
Приложение 9
Можете ли Вы позволить пропустить тренировку?
Приложение 10
Смотрите ли вы спортивные телепередачи/каналы?
Приложение 11
Принимали ли Вы участие в соревнованиях?
Приложение 12
Насколько эффективно Вы выкладываетесь на тренировках?