12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гришин Артём Александрович227
Россия, Красноярский край, Красноярск
0

Научно-исследовательская работа на тему «Система образования для детей с особенностями в Японии»

Подготовил Гришин Артём Александрович 

Учитель истории  

МАОУ Гимназия №13 “Академ” 

 

Доклад по теме : 

Система образования для детей с особенностями в Японии  

 

image-20200207174250-1.png

image-20200207174250-2.png1https://fukuno.jig.jp/2028 

Введение 

Системы образования для детей с особенностями есть во всем мире, несмотря на то что они разнятся от страны к стране, есть некие общие черты. Но именно особенности подобных систем привлекают внимание. Например в Японии существуют школы для детей с отклонениями от нормы, так называемые школы со специальными потребностями(яп. 特別支援学校). Мне хотелось бы рассмотреть, чем система образования для детей с отклонениями в Японии  отличаются от подобных школ в России и мира, насколько она дифференцирована и действительно ли японская система настолько хороша, насколько ее представляют себе обыватели

История специальных школ.  

Считается что первая школа была открыта в Киото в 1875 году, как это было практически и везде на деньги благотворителей, в этой школе был разработан собственный язык для слепых, но из -за нестабильного финансирования она множество раз меняла свое местоположение. 2 Первая школа для детей с особенностями настолько потрясла общественность что появилась целое движение- Ракузенкай (Rakuzenkai),весомый вклад в которое внес известный врач и ученый Генри Фулдс. который кстати известен в Японии и как криминалист. 3 Благодаря этому обществу в Японии возникли множество школ для детей особенностями в период с 1875 по 1890 год.4  

С 1890 года началась новая эпоха - правительство Японии выпустило указ о начальном образовании, благодаря которому количество школ для слепых и глухих выросло в несколько раз. На 1907 год приходилось уже 38 таких школ.5 Не смотря на ряд проблем, общее  количество школ постоянно увеличивалось, и в 1923 году было введено разделение на школы глухих и слепых. 

Следующие серьезное изменение пришлось на послевоенный период - в 1947 году был обнародован закон об образовании, который создавал три типа школ:  школы для глухих, слепых и детей- инвалидов. Подобные школы не были обязательны до 1979 года, и поэтому количество обучающихся в них, было меньше общего количества детей - инвалидов. Это позволило на время решить проблему, но так как после 1979 года в школы пошло большое количество детей с ментальными отклонениями, то ряд префектур создали специальные старшие школы и профессиональные образовательные заведения.7 

Современные специальные школы для детей.  

Ключевым моментом появления современной системы образования для детей с особенностями в Японии, можно считать 1990 год, когда был организован комитет по специальным классам. 8 Этот комитет под руководством профессора К.Ямагучи впервые поставил вопрос о совместном обучении детей с особенностями с детьми не имеющими отклонений. Комитет Ямагучи, продолжал свою деятельность до 1999 года, и внес огромный вклад в развитие специального образования.  

В 2000е годы, благодаря деятельности К .Ямагучи, Х. Кавайи, Н. Кабаяши, было много сделано для максимальной интеграции детей с особенностями в социум. Например в 2007 году все школы, в которых обучались люди с ограниченными возможностями, были объединены в «школы специальной поддержки». Несмотря на  то что все еще остается ряд школ со старыми названиями, чаще это лишь дань памяти, они уже интегрированы в общую систему образования 

Структура специального образования в Японии сегодня.  

Сегодня в Японии существуют “школы специальной поддержки” на всех ступенях образования : младшей, средней и старшей. Министерство образования Японии утверждает что на одного ученика подобного заведения государство тратит в 10 раз больше средств. 9 В этих школах, дети с особенностями  посещают занятия вместе с обычными учениками, но помимо них, посещают также специализированные уроки. Эти уроки зависят от сути отклонения ребенка, и его сложности. Стоит заметить, что помимо “школ специальной поддержки”, продолжают существовать также школы для глухих, слепых и даже сирот. Деятельность этих школ регулируется законами и подзаконными актами префектур. 10 В них также сохраняется трехчастное деление.  

Отдельно хотелось бы отметить профессиональное образования для детей с особенностями. Среднеспециальное образование в Японии, помимо привычных нам специальностей, вроде агротехника, представлено также такими необычными направлениями как иглоукалывание и массаж шиацу.11 На специальных сайтах для людей с ограниченными особенностями объявления по подобным специальностям даже вынесено в особый раздел. 12 

 Помимо среднеспециального и высшее образование обеспечивает обучение для слабовидящих учащихся по специальностям «High School» и «Major School», «Предметам, связанным с семьей», «Предметам, связанным с музыкой», «Предметам, связанным с физикой», «Предметам, связанным с наукой» и другие направления, предоставляющие специализированное образование.13 Таким образом можно сказать что все ступени образования в Японии от школы до университета, приспособлены для обучения детей с особенностями.  

Заключение.  

Специальное образование в Японии имеет долгую и славную историю, тем интереснее наблюдать как эта страна стремится удержаться в списке стран с лучшей системой образования. Страна с более чем 140 миллионным населением, сложной историей , всеми силами стремится удержаться в первой десятке и поэтому не оставляет усилий по развитию специального образования.14 По мнению ряда исследователей не последнюю роль в этом играет японское общество, именно оно при помощи заинтересованных структур, помогает интегрировать детей с особенностями в японское общество, создавая такую систему образования, где дети смогут раскрыться и получить, ту профессию что пригодиться им в жизни. Стоит отметить, что по количеству расходов на образование, количества специализированных программ, Россия пока отстает от Японии. Также в РФ не хватает межшкольной и внутришкольной интеграции образования по типу “школ со специальными потребностями” . Несмотря на это в самой Японии все еще считают что в школах еще остается сегрегация по отношению к детям с особенностями15, как страна восходящего солнца справится с этими проблемами - покажет время. А пока, Япония обладает одной из самых развитых и дифференцированных систем образования в мире.

Список испельзуемых ресурсов :

1.  https://fukuno.jig.jp/2028

2. 特別支援学校 

3. Britain and Japan: Biographical Portraits, E-Book , 2010 Том 7

4. Дронишинец Н. П., История и проблемы развития специального образования в Японии [электронный ресурс] / Н. П. Дронишинец, И. А Филатова//Специальное образование.- 2011. -№9 - Режим доступа:http://journals.uspu.ru/i/inst/spec/spec9/spec9_1.pdf

5. http://nichimou.org/employment/

6. https://ria.ru/20121127/912484961.html 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.