Научно-исследовательская работа «Современные виды искусства»
Тема исследовательской работы
СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Автор Задорогин Денис, 8-Д класс
МАОУ «МСОШ №16»
Научный руководитель Валеева Д.Р.
МАОУ «МСОШ №16»
Введение
Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.
Искусство в отличие от всех других видов деятельности – это выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также, как творит свой мир природа, то есть полновластно. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.
Термин «Современное искусство» – довольно условное понятие и может быть обозначен как искусство, созвучное, соотносимое со своим временем. В этом смысле любое подлинное искусство всегда современно, поскольку, так или иначе, отражает в художественно-образной форме содержание своей эпохи.
Современное искусство - это искусство, созданное в недавнем прошлом и создаваемое в настоящее время, к нему относят работы, появившиеся в период с XX века по нынешний день. Оно часто пересекается с окружающим миром; оно не ограничено выбором материалов или методов. Современное искусство становится все более глобальным, медленно разрушая культурные барьеры, разделяющие старомодную элитарность высокого искусства и общественное мнение. Даже неискушенный человек, не знаток искусства чувствует различие между классическим (XVII, XVIII, первая половина XIX вв.) и современным искусством. Оно бросается в глаза при сравнении соответствующих произведений, но еще больше среды и условий художественного восприятия. Если классическое искусство “звучит” только в специальном помещении (выставочном или концертном зале), предполагает удаление и погружение в особую эстетическую реальность, противопоставленную обычной жизни (полностью ушел в книгу или музыку), то современное искусство сращивается с обыденностью, теснит обычную жизнь, иногда трансформирует ее, иногда пародирует
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вокруг феномена современное искусство часто ведутся дискуссии. Общественность, СМИ обсуждают ряд вопросов, что понимать сегодня под современным искусством, какое влияние на общество оказывают работы современных художников, способно ли современное искусство формировать определенные общественные настроения.
Несмотря на частоту и популярность обсуждений в обществе, исследований, посвященных изучению современного искусства, почти не проводится.
Цель работы: Изучить виды современного искусства и выявить учащихся школы, занимающихся современными видами искусства.
Задачи:
- изучить материалы на данную тему, ознакомиться с современными видами искусства;
- определить какими видами искусства увлекаются учащиеся нашей школы;
- рассмотреть самые необычные и оригинальные направления.
Методы: анализ литературы, соцопрос, интервьюирование, работа с Интернет ресурсами.
Гипотеза: Искусство играет важную роль в самореализации и самопознании человека, в его взаимодействии с окружающим миром. А для молодёжи это еще и индивидуальный и коллективный способ выражения ценностных установок.
Глава 1. Основные понятия некоторых видов, направлений и приемов современного изобразительного искусства.
С началом 21 века в искусстве стали появляться новые течения, а некоторые просто вернулись из прошлых времен. В этой главе мы попробуем рассмотреть основные понятия некоторых видов, направлений и приемов современного изобразительного искусства.
SAND ART – это уникальное искусство. Художник рисует песком на стеклянной поверхности специального стола, подсвеченной снизу. С помощью видеокамеры и проектора его действия транслируются на экран. Неповторимые шедевры создаются руками мастера, сменяя друг друга на глазах у зрителей».
У песка уникальные свойства, и мастер помогает проявить его природу, а песок, отвечая взаимностью, помогает выразить идеи и чувства художника. Как
известно, песочная анимация является молодым видом изобразительного искусства. А любое искусство начинается с нескольких людей, которые рискнули и решились на эксперименты, впоследствии завершившиеся громким успехом и общественным признанием. Именно поэтому, если Вы захотели познакомиться с таким оригинальным и интересным жанром, как рисование песком на стекле, тогда Вам однозначно будет интересно узнать, кто стал первопроходцем в бесконечно прекрасном и неожиданном мире песочного шоу. Практически полстолетия назад, а именно в середине громких на открытия и новшества 60-х, канадский художник – мультипликатор Кэролайн Лиф
представила на суд общественности первый в мире песочный мультипликационный фильм «Петя и серый волк», положенный на композицию Прокофьева. Следующее творение Кэролайн, также мультфильм «Сова, которая женилась на утке», принесла художнице славу, ведь именно это произведение завоевало огромное количество призов на международных фестивалях всего мира. Поэтому Кэролайн Лиф считают родоначальницей песочной анимации.
Shadow art или рисунок тенью – это одно из направлений в современном искусстве. Художник не использует краски и кисти, не делает наброски на бумаге, мастеру светотени достаточно различных предметов и правильно направленного на них освещения. И тогда любая вещь может стать шедевром.
Благодаря тени возникла живопись – так считали древние греки. Люди использовали свет и тень в искусстве с незапамятных времён. Современные художники вышли на совершенно новый уровень в игре света и тени. Они не используют краски и кисти, не делают наброски на бумаге, мастерам светотени достаточно различных предметов и правильно направленного на них освещения. И тогда любая вещь может стать шедевром.
Немногие могут создавать шедевры без кисти и краски, используя лишь своё терпение и умение видеть. Ведь совсем не просто из кучи «мусора», бытовых предметов, осколков стекла или кусков проволоки создать настоящий шедевр. Для этого нужно быть по-настоящему талантливым художником. Используя только свет, мастер может показать нам изящество женского тела, корабль, двух влюблённых и другие образы. Теневой художник из Азербайджана Рашад Алакбаров создаёт на пустой стене красочные изображения, используя разноцветные стёкла.
«Тени – прекрасный способ самовыражения для людей, которые больше верят в изменчивость окружающего мира, нежели в его постоянство» - говорила Куми Ямашита ( Kumi Yamashita ) - японская художница, которая создаёт удивительные и необычные работы, основанные на светотени. Ее представителем является Галерея Кент, где она выставляет и продает свои работы.
Спектр ее работ уникален. При всем разнообразии форм, материалов и техник в современном искусстве она по- настоящему удивляет своими работами. При знакомстве с различными направлениями современного искусства, всегда хотелось понять философию создаваемых «шедевров» .
К сожалению, не часто удавалось проследить траекторию полета мысли современного художника. Здесь же Куми Ямашита сама подводит философскую основу своего творчества, которую она закладывает в естественное, казалось бы, сочетание форм, фактур и света. Это то, что нас окружает везде и всегда – свет, формы, тени. Помните, как игра света и тени, в детстве поражало наше воображение, рисуя загадочные формы сумеречных чудовищ.
Для создания своих работ Ямашита использует формы из алюминия или бумаги и свет. На стене, освещенной одной мощной лампы, она располагает обычные элементы из детского конструктора. Некоторые имеют форму букв, другие просто игрушки животных, все они имеют случайные размеры и формы. Куми Ямашита располагает их так, что каждая, в частности отбрасывает свою тень, но объединенные вместе точно расположенными объектами, тени образуются в удивительную иллюзию реального предмета. Так, в своей инсталляции "Оригами" ( 2005г.) , Куми Ямашита сминала и развешивала листы алюминия так, что когда они подсвечиваются сбоку, тоотбрасывают тени человеческих профилей.
Резьба по книгам (book carving)
Такой нестандартный вид искусства был придуман Брайаном Деттмером. Родом он из Чикаго, но сейчас живет в Атланте. В своем деле Брайан использует старые книги, которые расслаивает с помощью скальпеля и других хирургических инструментов. Таким образом, получаются настоящие произведения искусства. Деттмер проводит выставки в США, Мексике и Европе. Его работы можно встретить и в частных коллекциях.
Брайан Деттмер не единственный книжный скульптор. Таким же видом искусства занимается не менее талантливая британка Сью Блэквелл, которая создает прекрасные сказочные композиции из старых книг, используя источники освещения. Она помещает свои работы в стеклянные витрины или деревянные коробки.
Резьба по дереву это всем давно известный вид декоративно-прикладного искусства, но с развитием современного искусства появляются всё новые и новые. Резьба или карвинг по книгам это новое и оригинальное направление в искусстве, которое требует аккуратности, терпения и труда. Процесс создания настоящего шедевра очень сложен и кропотлив, в своей работе художники используют пинцеты, скальпели, ножи, щипчики, клей и стекло. Кто-то может сказать, что это кощунственно – таким образом использовать книги, но чаще всего для своих работ художники берут старые справочники или устаревшие энциклопедии, то есть книги, подлежащие уничтожению. Иногда, чтобы реализовать свою безграничную фантазию художники используют сразу несколько книг. Пейзажи, которые создал Гай Ларами, выглядят настолько реалистично, что невозможно поверить, они сделаны из старых ненужных книг. А благодарны за такое красивое и неординарное искусство мы должны бать Брайону Деттметру, который придумал такой вид резьбы. Для мастеров бук-карвинга книга словно глина для скульптора или полотно для художника. Процесс создания настоящего шедевра очень сложен, резьба по книгам требует максимальной аккуратности, терпения и труда.
Гай Ларами – разносторонний художник, успевший поработать сценаристом, режиссером, певцом, композитором, писателем, живописцем и скульптором. Для создания скульптур он использует сразу несколько книг – старых энциклопедий и словарей. Его фантазия не знает границ – древние строения, горы, равнины появляются на месте вырезанных страниц.
Сам Гай говорит, что превращает горы неиспользованных знаний в то, чем они являлись изначально. Вырезанные ландшафты скульптор раскрашивает природными цветами. Удивительные пейзажи, созданные Ларами, выглядят настолько реалистично, что кажется, будто из-за одного из холмов к нам навстречу выйдут живые тролли.
Джулия Фелд – научный работник по профессии, что не мешает ей превращать старые ненужные книги в настоящие произведения искусства. Заниматься резьбой по книгам она начала для того, чтобы обратить внимание не на их устаревшее содержание, а на их красоту. При помощи пинцетов, ножей, щипчиков, клея и стекла Джулия дает книгам еще один шанс стать ценными, при этом сохраняя их внутренний смысл – само содержание книги становится темой аппликации.
Ее нельзя обвинить в разрушении старинных книг, потому что для своих работ Фелд использует справочники, большинство изданий которых устарели. Обычно такие книги подлежат уничтожению, ведь они не содержат знаний, востребованных в современном мире. Материал для карвинга по книгам Джулия приобретает на гаражных распродажах, барахолках, блошиных рынках.
В скульптурных книгах Александра Корцер-Робинсона можно рассмотреть сюжеты этих книг благодаря тому, что он тщательно отбирает из них иллюстрации и объединяет их в интересные коллажи. При этом изображения остаются на тех местах, где они видны в полной книге. Старая книга показывает, что скрыто за ее текстом и содержанием, она больше не кладезь знаний, а средство, заставляющее задуматься о себе, своем внутреннем мире и взгляде на себя, она словно окно в параллельный мир.
Корцер-Робинсон, оставляя самое важное, оживляет книгу, придает ей мистический смысл. Завершив резьбу по книге, автор запечатывает ее, и она становится уникальным предметом интерьера. Обращаясь к человеческому мышлению и восприятию, автор создает многослойную композицию, напоминающую театр кукол, необычайно популярный в викторианскую эпоху.
Мани-арт
Пока богатеи раскидываются деньгами, простые смертные превращают купюры в произведение искусства. Деньги мелко нарезают и выкладывают из них картину. Такой техникой сделана «Мона Лиза». Картины бывают серо-зеленого цвета, по сколько купюры не так богаты на буйство красок.
Вряд ли кто-то останется равнодушным к этому направлению в искусстве. Искусство создания поделок и аппликаций из денежных купюр и называется мани-арт. Чаще всего для поделок используют очень резко взлетевшую в цене валюту – доллары и евро. И хотя в поделках из такого «материала» не богатая цветовая гамма, от вида таких изделий захватывает дух. Отношение к новому виду искусства неоднозначное – кто-то восхитится талантом, а кто-то возмутится от того, что автор «бесится с жиру». Тем не менее, это совсем не простая забава, ведь сделать из купюры человечка, зверька или рыбку не так легко, как может показаться. А может кто-то решил так хранить свои сбережения? Закончились деньги – взял с полки миленькую собачку и вперёд по магазинам! Когда основателю поп-арта Энди Уорхоллу предложили рисовать то, что он любит больше всего, он стал рисовать деньги. При этом известен его совет потребителям искусства: «Если у вас слишком много денег, не покупайте картины, просто оклейте ими стены». Однако имя художника становится гарантом эмиссии всего, что он сделал, как правило, уже после его смерти. Но и при жизни художника арт-забавы с наличностью могут стать основой для серьезного предприятия и даже обеспечить ему весьма безбедное существование
Рисование на грязных машинах (Scott Wade)
Это скорее не направление в искусстве, а идея, возникшая в Америке.
Часто грязные машины на улицах города вызывают неприятное чувство. И, действительно, так и хочется написать: «Помой меня!». Но творческие люди, даже такому уникальному материалу, как дорожная грязь и пыль могут придать красивый, эстетический вид. Только художник способен сотворить «грязеграффити». Графический дизайнер из Америки приобрёл бешеную популярность, рисуя на грязных стёклах автомобилей. Удивительные картины Скотта Уэйда, созданные при помощи пыли и грязи с техасских дорог, вознесли своего автора на пик креативности. И если начинал Уэйд рисовать мультики на толстых слоях грязи палочками, пальцами и ногтями, то сейчас он устраивает самые настоящие шоу, которые пользуются грандиозным успехом. Роспись грязных автомобилей – относительно новый вид искусства, которым увлекаются совсем немного художников. То, что дорожная пыль — уникальный материал для картин, заметили уже давно: грязные стекла неухоженных машин часто покрываются надписями вроде «Танки грязи не боятся».
Писать пальцем на грязной машине «ПОМОЙ МЕНЯ!» может каждый. А вот нарисовать такое «грязеграффити» способен только художник:
Американец Скотт Уэйд пошел немного дальше — все свободное от основной работы время он проводит за росписью грязных машин, украшая их портретами, пейзажами, натюрмортами, карикатурами или же просто забавными картинками.
Рисунки на снегу (GreenWord)
Поистине человеческом воображению и находчивости нет предела. Вот и Саймон Бек, после получения травмы от катания на лыжах, решил как-то разнообразить и добавить смысл в прогулки по снегу, ставшими для него той физической нагрузкой, которая не причиняющая боли ногам после травмы. Каждый день он надевает снегоступы и отправлятся на прогулку по замерзшим озерам Савойи во Франции, в результате чего создает удивительные геометрически правильные рисунки на снегу! Более того, эти рисунки на снегу имеют объемный эффект 3д, когда смотришь на них с высоты.
Самое печальное, что эти рисунки на снегу очень зависят от погодных условий: выпавший снег или нагрянувший ветер разрушают картину, и часто Саймон заново восстанавливает свой рисунок на снегу. И это при том, что на размер каждого полотна достигает площади 3 футбольных полей и в среднем такой рисунок на снегу становится реальностью в результате 5-9 часов хотьбы по снегу.
Хорошо, что Саймон Бек стал фотографировать свои картины, которые очень быстро распространились в интернете и принесли ему большую известность, а еще позволяют нам любоваться их красотой несмотря на погодные условия.
Заключение
Искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом. В свою очередь, искусство оказывает сильное влияние на массы, поэтому так важно, отношение самого художника к жизни. Развитие многообразных искаженных направлений в искусстве, так называемого псевдоискусства, созвучно своей эпохе.
Вся история искусств и архитектуры представляет собой живую ткань, постоянно развивающуюся и изменяющуюся. В любую из эпох, будь то классическое искусство Греции, итальянский Ренессанс или древнерусское искусство, происходила борьба тенденций, влияний, борьба старых представлений с возникающими качественно новыми проявлениями.
Однако при всей изменчивости форм искусства в пределах того или иного периода всегда имелись относительно устойчивые художественные признаки – композиционные, пластические, колористические, ритмические и другие, определяющие стиль того или иного времени.
Лучшие представители культуры: художники, графики, скульпторы, архитекторы, кинематографисты, актеры, писатели вчера и сегодня стремятся в своем творчестве отражать лучшие мысли и чувства человечества, бережно относиться к шедеврам мировой культуры.