Методическая разработка спортивного мероприятия внеурочной деятельности
эстафеты «Богатырские состязания».
Актуальность моей работы обусловлена необходимостью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни. Школьные годы – особый период в жизни каждого человека, когда закладываются основы здорового образа жизни. В современных условиях обучающиеся ограничены в движениях, это приводит к снижению у них естественной двигательной активности. Её недостаточность у значительной части школьников является фактором риска возникновения различных заболеваний.
Необходимо формировать у обучающихся заинтересованное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Подростки должны осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за его укрепление и сохранение. Этому способствуют не только занятия физической культуры, но и дополнительные мероприятия оздоровительной направленности, проводимые в рамках внеурочной деятельности. В процессе овладения этой деятельностью у учащихся не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Эти качества будут совершенствоваться в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС .
Чтобы мотивировать обучающихся на укрепление и сохранение здоровья, необходимо их заинтересовать, создать положительные эмоции, дать почувствовать удовольствие от занятий физкультурой и спортом, для учащихся начальной школы использовать положительные примеры из сказок и былин. Они позволяют продемонстрировать спортивную подготовку, навыки сотрудничества со сверстниками, способствуют формированию личностных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС.
Значимость спортивного праздника заключается, прежде всего, в том, что он способствует формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни. Мероприятие носит не только развлекательный, познавательный характер, но и воспитывает патриотизм. При планировании мероприятия учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, их интересы, потребности и возможности. Сформулированы цели и задачи, предусмотрено необходимое оборудование, определен ход мероприятия, в сценарии имеется описание эстафет. Каждая эстафета или задание оценивается определённым количеством баллов. Приобретаемые на внеурочном занятии умения и навыки могут в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Основными целями: формирование здоровой, всесторонне развитой личности; воспитание патриотизма; пропаганда здорового образа жизни.
Представленный материал может использоваться в общеобразовательной школе в рамках внеурочной деятельности.
Тема мероприятия: спортивная эстафета «Богатырские состязания».
Цель мероприятия: формирование у учащихся мотивации к занятиям физкультурой и спортом, укрепление спортивных традиций у школьников, сохранению своего здоровья.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки в различных упражнениях на силу и ловкость.
Развивающие:
-развивать у школьников интерес к занятиям физической культурой и спортом;
-развивать физические способности (силу, ловкость, быстроту, выносливость);
- способствовать развитию инициативы и самостоятельности.
Воспитательные:
-воспитывать у школьников уважение к своей Родине, чувство гордости за её героев, учить радоваться их победам и успехам;
- воспитывать чувство ответственности перед одноклассниками.
Планируемые результаты:
Предметные:
- развитие силы, ловкости, выносливости, координации.
Личностные:
стремятся одержать победу в «весёлых стартах»; дают адекватную позитивную самооценку. Осознают свои возможности в эстафетах
Метапредметные:
Коммуникативные:
умеют взаимодействовать со сверстниками в игре.
Регулятивные:
действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку судей.
Жанр: спортивные соревнования между командами одного возраста, по типу «Эстафеты. Силовая подготовка».
Используемые методы и приемы: основной дидактический метод -практический, соревновательный. Наглядно - зрительные приемы (показ физических упражнений), словесные (объяснение, пояснение).
Подготовительная работа:
1)Разработка сценария мероприятия.
2)Разучивание песен, танцев, акробатических упражнений.
3)Изготовление лозунгов для болельщиков, плакатов для оформления зала, эмблем, костюмов для участников.
Подбор спортивного инвентаря
1)Создать жюри в составе 3 человек
2)Подготовить спортивный инвентарь
3)Подготовить болельщикам лозунги, призы
4)Подготовить спортзал.
Расширение представления детей о традициях, играх, былинах русского народа.
Оборудование:
1) Свисток-1шт.
2) Обручей-10 шт.
3) Кеглей -10 шт.
4) Теннисных мячей-2шт.
5) колец (от игры «кольцеброс»)-8 шт.
6) Табуретки- 2шт.
7) Мячи (большие, для гимнастики)-2шт.
8) Пояса-2шт.
9) Мячик для метания-2шт.
10) Надувной мяч-1шт.
11) Булавы-«сшитые из подушек»2шт.
12) Скамейка-1шт.
Оформление: рисунками и плакаты на с изображениями русских богатырей.
Плакаты с пословицами и поговорками.
Действующие лица:
Ведущий - учитель физической культуры, 1-соловей-разбойник (учащийся 8 кл):,4- разбойники (участники гимнастического кружка), они же помогают проводить эстафеты.
Состав: сборная команд параллельных классов (участники должны иметь спортивную форму).
Порядок проведения и программа: каждая команда выступает под своим названием. Команде в каждом конкурсе даётся столько попыток, сколько определено положением. Перед проведением эстафет напомнить о технике безопасности.
Ход мероприятия.
Организационная часть.
Вступительное слово ведущего:
В программу входит:
I. Представление команд
II. Соревнования:
Гимнастические пирамиды.
Для зрителей «Богатырская викторина».
Критерии оценок: победители определяются по наименьшей сумме мест, занятых командой в каждом виде программы.
III. Награждение: команды, занявшие призовые места (I, II, III) в общем зачёте, награждаются дипломами.
Ведущая:
Сегодня на соревнованиях оценивать результаты будет жюри в следующем составе:
Главный судья –В.Н. Дедюрина завуч по внеклассной работе.
Судьи учитель физической культуры.:
Шаповал О.Н.
Краев И.В.
(За каждую побуду- 1 балл).
Ход мероприятия.
Организационная часть.
Вступительное слово ведущего:
Ведущая: Давным-давно на высоких холмах стоял Киев-град. Опоясывал его земляной вал, окружали рвы. С зеленых холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные села, пахотные земли, сосновые леса. А за лесами раскинулись степи без конца и без края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на села кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.
Чтобы беречь от них землю русскую, раскинулись по краю степи заставы богатырские. Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматриваясь в даль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться да позавидовать!
Вот потому сегодня, через много лет и веков, решили мы вспомнить вместе с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую, чтобы море синее успокоилось, чтобы добрые люди прислушались, чтобы молодцы призадумались, что веками не меркнет слава русская!
А у нас есть в зале мальчики с именами богатырскими? Илья, Никита, Олег, Алёша, Василий? Вот мы сейчас дружину отважную и наберём и испытания устроим, чтоб проверить силу великую да удаль молодецкую. Мы докажем, что не перевелись еще на Руси богатыри - люди сильные и смелые. Ну а назовем наши соревнования «Богатырские состязания». Итак, начинаем.
Под звуки спортивного марша команды строятся в две колонны. Сейчас мы с вами отправимся в дорогу на наши соревнования. Богатыри, вы не боитесь идти через лес?. Богатыри: «-нет!».
(Раздаётся свист…)
Ведущий: кто это?
Ведущий: (загадка зрителям).
Был один такой злодей,
страх он гнал на всех людей.
Не мечом пугал, а свистом,
Кто ответит на загадку быстро?
(Соловей -разбойник).
(Выбегает)
соловей-разбойник:
На высоком на дубу
свои дороги стерегу.
Взглядом зорким я смотрю,
Никого не пропущу.
А как свистну посильней..
Богатырь, ты не робей!
Выходи на бой со мной,
с моей свитою лесной.
Знай в сражении ты покойник -
Я же соловей-разбойник!
(Соловей-разбойник свистит).(Выбегают и танцуют разбойники, под песню Владимира Высоцкого):
Песня соловья-разбойника и его дружков.
Как да во лесу дремучем,
По сырым дуплам да сучьям,
И по норам по барсучьим
Мы скучаем и канючим.
Так зачем сидим мы сиднем,
Скуку да тоску наводим?
Ну-кася, ребята, выйдем,
Весело поколобродим!
Мы — ребята битые,
Тёртые, учёные.
Во болотах мытые,
В омутах мочёные.
Как да во лесу дремучем
Что-нибудь да отчебучим,
Добра молодца прищучим,
Защекочем и замучим!
Воду во реке замутим.
На кустах костей навесим,
Пакостных шутих нашутим,
Весело покуролесим!
Водяные, лешие,
Души забубённые!
Ваше дело — пешие,
Наше дело — конные.
Первый соловей в округе —
Я гуляю бесшабашно.
У меня такие слуги,
Что и самому мне страшно.
К оборотням не привыкну —
До того хитры ребятки!
Да и сам я свистну, гикну —
Аж душа уходит в пятки!
Не боюсь тоски-муры,
Если есть русалочки!
Выходи, кикиморы,
Поиграем в салочки!
Ты не жди, купец, подмоги —
Мы из чащи повылазим
Да и на большой дороге
Вволюшку побезобразим!
Ну-ка, рукава засучим,
Путника во тьме прижучим,
Свалим — и в песке зыбучем
Пропесочим и прищучим!
Зря на нас клевещете,
Умники речистые!
Все путём у нечисти,
Даже совесть чистая.
Соловей-разбойник: мы со своей свитой не пропустим вас, пока вы не покажите нам на что вы способны, какие вы сильные, смелые. Мои разбойники вызывают богатырей выполнить все задания, тогда они поверят, что вы настоящие богатыри.
Ведущий: Богатыри, вы не боитесь соловья-разбойника и его свиту? Выполним их задания, покажем свою силу молодецкую?
Богатыри: все хором, отвечают уверенно-ДА!
(Звучит песня «Богатырская наша сила»).
Ведущий: наши команды очень волнуются, давайте поприветствуем их аплодисментами. Мы желаем всем участникам хорошего настроения и удачи!
(Под песню и аплодисменты входят участники соревнований. Обходя торжественно круг).
Ведущий: Мы приветствуем вас на спортивной эстафете «Богатырские состязания».
Заниматься физкультурой полезно, ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час или даже на два. Призываю команды к честной спортивной борьбе, желаю всем успехов.
(Перед соревнованиями надо размяться. Делают небольшую разминку-зарядку).
Позвольте начать нашу спортивную эстафету «Богатырские состязания» и представить команды участников наших соревнований.
Итак, начнём.
I. Представление команд
Участники команды презентуют свои команды (название команды и девиз).
Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники!
Мы приветствуем Вас на спортивной эстафете «Богатырские состязания».
(Эстафеты помогают проводить свита соловья -разбойника).
Соловей-разбойник: дороги у нас в лесах не лёгкие, не в сем под силу.
Ведущий: богатыри, вы справитесь с трудностями? Ответ богатырей: «-Да!!!»
II. Соревнования:
1.«Про прыгать дорогу».
Перед участниками из обручей лежит извилистая дорога. Начало дороги у одной команды, конец дороги у другой команды.
Задача каждого игрока: с разных сторон, из разных команд выходят по 1 человеку, прыгают на встречу друг другу на двух ногах, в каждое кольцо. Когда встречаются расчёт: «камень, ножницы, бумага», кто проигрывает уходит с дороги и встаёт в конец своей команде. Сразу, выходит-прыгает на двух ногах, с другой команды новый игрок на встречу. Побеждает, та команда, которая про прыгала всю дорогу до конца.
(Условие: прыгать только на двух ногах, как только один игрок выходит, на его место встаёт другой, но сначала дороги)
Инвентарь:10 шт. обручей; свисток.
Ведущий: воспитание мальчишек в княжеских дружинах занимались опытные, бывалые, суровые дядьки, воспитывали играми, что было замечательной идеей. Игры были разнообразны, но самой любимой игрой была «Чура», где дети палками водили мяч.
2. Игра «Чура».
Перед направляющих в руках гимнастическая палка, теннисный мяч. Перед каждой командой стоят по направлению движения кегли по 4 шт.
Задача игроков: по сигналу первый участник каждой команды обвести палкой мяч между кеглями и обратно, передает эстафету следующему игроку, выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету.
Условие: мяч обводить через все кегли, если мяч отклонился от траектории, мяч возвращаем с того места, от куда он отклонился от пути и продолжить эстафету.
Инвентарь:10 шт.-кеглей; 2шт.- теннисных мячей; свисток.
Ведущий: следующий поединок мы посвящаем сноровке и ловкости Богатыря Русского - Василия Буслаевича, и называется он - «Сер горюч камень».
На камне , который повстречался Василию Буслаевичу на пути была надпись, которая предупреждала Василия, что через камень нельзя скакать вдоль — иначе можно сломить голову. Запреты, конечно, не для Василия. Он созвал всю дружину и порешили они перескочить камень все вместе одновременно, чтобы никто в беду не попал. Мы с вами тоже сейчас продемонстрируем свою ловкость , сноровку и командный дух.
3.“Прыжки через горюч камень”.
Задача игроков: Участники каждой команды выстраиваются в одну линию и по команде прыгают в длину с места. Отсеиваются по 2 человека(по одному из разных команд), кто прыгнул дальше всех, продолжают соревнования до последнего игрока. 2 последних игрока из каждой команды соревнуются между собой. Выигрывает тот, кто дальше прыгнет.
Условие: при прыжке толчок должен быть двумя ногами.
Инвентарь: свисток.
Ведущий: «Если по-русски скроен, и один в поле воин» - гласит народная мудрость.
Узнав о приходе печенегов, князь Владимир “выступил против них, и встретил их на реке Трубеже у брода. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему:
"Выпусти ты своего богатыря, а я своего — пусть борются. Если твой богатырь бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если наш богатырь бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И разошлись. Владимир же, вернулся в стан со словами: "Нет ли такого богатыря, который бы схватился с печенегом?" И пришел к князю один старик и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил еще оземь руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним. На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Есть ли богатырь? Вот наш готов!" Печенеги выпустили своего богатыря: был же он очень велик и страшен. И выступил русский богатырь, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга. И бросил русский богатырь печенега оземь. И побежали печенеги, и гнались за ними русские, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу богатырь тот.”
4. «Один в поле воин».
Из каждой команды выходят по одному участнику. Садятся 2 участника, на встречу друг другу, упираясь ступнями и держась за гимнастическую палку.
Задача игроков: упираясь ногами в соперника, взявшись за гимнастическую палку, силой перетянуть соперника. Проигрывает тот, кто оторвался тазом от пола.
Условие: руки вверх не поднимать, движение руками на себя.
Инвентарь:10 шт.-кеглей; 2шт.- теннисных мячей; свисток.
Соловей-разбойник: а теперь мои разбойники покажут на что способны.
Ведущий: гимнастические пирамиды.
Ведущий: давайте похлопаем разбойникам. Ребята, благодаря нашим состязаниям, даже разбойники стали лучше, добрее. Вот что значит сила спорта.
Ведущий: каждый дружинник в дружине получал коня и должен был уметь подковать его. Это испытание покажет, как умеют заботиться о своем друге-коне, нынешние богатыри.
Ведущий: у каждого русского богатыря был свой надежный друг, боевой товарищ — верный конь. Слагали песни о нём:
Конь стоит гнедой на земле родной
Сторожит ее православную.
И в боях с врагом он не кланялся,
Если рысью шел – нагонял его,
А в галоп входил, то крушил, как мог.
5.«Кузнецы».
Перед каждой командой стоит перевёрнутая табуретка(изображает коней). И линия с которой участники будут выполнять броски.
Задача игроков: перед вами непростая задача — подковать «коня». Его заменит перевернутый стул, каждую ножку которого нужно «подковать» — набросить кольцо. После чего подбежать, снять кольца и передать другому.
Условие: когда выполняете бросок, выходить за линию нельзя.
Инвентарь: 8 шт.-колец (от игры «кольцеброс»); 2шт.- табуретки; свисток.
6. «Верный конь».
Каждая команда получает по мячу (большому, для гимнастики).
Задача игроков: каждый участник команды должен сесть на мяч и проскакать на нем всю дистанцию от линии старта до поворотного флажка и обратно. Побеждает тот, кто быстрей прискачет на своем «коне».
Условие: если упали с «коня», встаём и продолжаем эстафету, с того места от куда упали.
Инвентарь:2 шт.-кеглей; 2шт.- мячи (большие, для гимнастики); свисток.
Соловей-разбойник: ну-ка разбойники все сюда. Покажем бой на поясах(показывают 2 разбойника).
7. «Борьба на поясах».
Начерчен круг. На игроков, которые в круге одеты пояса.
Задача игроков: вывести, вытолкнуть за круг участника противоположной команды. - по 1 человека от команды.
Условие: участники должны держать друг друга за пояса и отцепляться.
Ведущий: а теперь проверим вашу меткость.
8. Игра «Кто меткий?»
Участники находятся с разных сторон средней линии. На линии лежит надувной мяч. У каждого игрока , который будет кидать в руках один мячик для метания.
Задача игроков: игроки по одному с разных сторон, направляющий берут мячик для метания и пытаются попасть в надувной мяч с определённой линии, надувной мяч находиться на середине, между участниками. Побеждает тот, кто мячиками переправит надувной мяч на сторону противника.
Условие: каждый игрок из команды выполняет один бросок.
Инвентарь:2шт.- мячик для метания; 1шт-надувной мяч; свисток.
Ведущий: в этом поединке будем славить удаль и сноровку Ильи Муромца. Этот подвиг Ильи Муромца был первым, - потому что совершился сразу после чудесного исцеления. Илья Муромец уничтожил Соловья-разбойника. Чтобы победить Соловья-разбойника, его нужно было оглушить ударом, заставив тем самым перестать свистеть. А ведь это было очень не просто, потому что от свиста Соловья-разбойника все валилось и разлеталось в разные стороны.
9. «Бой (булавами-«сшитые из подушек») на скамейке».
Перед участниками стоит гимнастическая скамейка, Направляющим каждой команды даётся «булава» (сшитая из подушек).
Задача игроков: выходят по 1человека от команды. Побеждает тот, кто не потерял равновесие и не упал. Победивший сразится с соловьём-разбойником (соловей-разбойник поддаётся).
Условие: если участник потерял равновесие, уходят оба участника в команду. Выигравший приносит в команду очко. Выходят следующие участники.
Инвентарь:1 шт.-скамейка; 2шт.- булавы-«сшитые из подушек»; свисток.
Итак, наши спортивные эстафеты завершены.
Ведущий:
Богатырского здоровья
Мы хотим вам пожелать,
Пусть удача будет с вами,
Только вы дружите с нами,
Нам во всем вы помогайте,
от злодеев защищайте.
Ведущий: ну, что соловей-разбойник, убедился, что не перевелись на Руси богатыри?!
Соловей-разбойник: да, «Богатырские состязания» показали, какие вы сильные, смелые, ловкие и вам русским богатырям под силу одолеть любого врага. Разрешаю ходить нашими дорогами.
Ведущий: а пока наше жюри подводит итоги, для зрителей «Богатырская викторина».
Что ж, богатыри, внимание!
Продолжаем состязания! Помогают зрители и болельщики команд.
Теперь похвастайтесь умом!
(За каждый правильный ответ 1 балл)
- Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (Кольчуга.)
- Как называется богатырское оружие в виде тяжелого, с шипами шара на рукоятке? (Булава.)
- Как назывался металлический головной убор воина на Руси? (Шлем.)
- Отгадайте загадку: «Не крылата, а перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит». (Стрела.)
- Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. Кто это? (Всадник.)
- Морской дядька, который выводит из воды тридцать три богатыря. (Черномор.)
- Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник.)
- Сколько лет «сидел сиднем» Илья Муромец? (30 лет и 3 года.)
- Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
- Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
- Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)
(в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")
- С кем сражался Алеша Попович? (С Тугарином Змеем).
III. Награждение: команды, занявшие призовые места (I, II, III) в общем зачёте, награждаются дипломами.
Ведущий:
Внимание! Внимание! Объявляем итоги «Богатырских состязаний».
1 место…
2 место...
Награждение дипломами.
Ведущий: молодцы, ребята! Наши состязания закончились. Мы вспомнили сегодня русских богатырей, от которых по преданию, и пошла сила русских воинов, героев, которые защищали землю русскую. А вы замечательно справились со всеми заданиями, показали, что вы сильные, ловкие, умелые, что станете достойными защитниками нашей Родины, которую будите беречь и любить.
Всех прошу заполнить анкету.
Литература
1. Гуревич И.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию. Практическое пособие.-2-е изд.,стереотип.-Мн.: Выш. шк., 1994.-319с.: ил. ISBN985-06-0017-9
2. Физическая культура 1-4 кл: учеб. для общеобразова. организаций/ В.И.Лях. 14Е изд. - М. : Просвещение, 2013. 190 с. : ил. - ISBN 978-5-029930-5.
3. Коваленко В.И. Поурочные разработки по физической культуре: 1класс. М.: ВАКО2006. 256с. ISBN 594665-427-6
Приложение №1 (Анкета. Понравилось ли вам спортивное мероприятие?)
1. Понравилось ли вам спортивное мероприятие?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
2. В каких эстафетах вы испытывали затруднение?
1.«Про прыгать дорогу».
2. Игра «Чура».
3. “Прыжки через горюч камень”.
4. «Один в поле воин».
5.гимнастические пирамиды.
6. «Кузнецы». .
7. «Верный конь».
8. «Борьба на поясах».
9. Игра «Кто меткий?»
10. «Бой (булавами-«сшитые из подушек») на скамейке».
Приложение №2 (Анкета. Что вы делаете, чтобы сохранить здоровье?)
Что вы делаете, чтобы сохранить здоровье? (Возможно несколько вариантов ответа).
а) занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции.
б) соблюдаю режим дня
в) полноценно питаюсь
г) отказываюсь от вредных привычек
д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы
е) ничего, у меня и так все нормально
4. Как вы будете проводить свободное время?
а) читать книги
б) смотреть телевизор, видео
в) встречаться с друзьями, подругами (гулять)
г) участвовать в школьных спортивных мероприятиях
д) посещать кружки, секции
е) заниматься спортом
5. Хотели бы вы, принять участие в организации спортивного мероприятия в школе?
а) да
б) нет
в) мне всё равно
6. Хотели бы вы, ещё раз поучаствовать в спортивном мероприятии?
а) да
б) нет
Приложение №3 (Пословицы)
Пословицы:
1).«Если по-русски скроен, и один в поле воин!» - гласит народная мудрость.
2). «Здоровье-лучшее богатство!»
3). «Здоровье-дороже золота!»
4). «Стрелок познается на охоте, богатырь — в бою!».
5). «Не родом богатырь славен, а подвигом!»
6). Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.
Плакат
Славна богатырями земля русская .