Урок на тему «БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП»
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП
Цель::………………………………………………………………………………………………
Задачи: знать……………………………………………………………………….……………… уметь…………………………………………………………………………………………………
1.Разминка.
а) Расставьте ударение в словах Квартал, корысть, медикаменты, регулировать.
б) Найдите грамматические основы данных предложений. Составьте схемы
С баржи несли раненых. |
|
Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. |
|
в) Определите количество букв и звуков в данных словах:
Слово + [транскрипция] |
Количество букв |
Количество звуков |
Традиция [ ] |
|
|
Гигантский [ ] |
|
|
г) Приведите русские эквиваленты заимствованных слов.
Инертный…………………………………………….
Экологический……………………………………...
Дискуссия………..………………………………………
Диалог…………………………………………………..
Дебют……………………………………………………..
2. Новый материал §34, стр.129-131, прочитать отрывок из рассказа С.Георгиевской, заполнить таблицу (по правилу).
Двоеточие в БСП ставится |
||
Условие |
Слово-помощник |
Пример |
1. |
Потому что |
|
2. |
|
У моряков есть обычай: все суда провожают гудками уходящий в рейс корабль |
3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части |
|
|
Увидел, что |
|
3. Закрепление.
а)Разобрать БСП, определить причину постановки двоеточия
Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу |
|
А я вот что заметил возле иных домов тополя сохнут.
|
|
Я доверяю любящим они великодушны.
|
|
б) Проанализировать текст, заполнить таблицу
Для чего используют в текстах БСП?
По сравнению с союзными, БСП более характерны для живой разговорной речи и для произведений художественной литературы, в которой эта речь воспроизводится. БСП в большинстве своём передают одновременность событий, явлений, фактов, создавая яркие картины природы, общественной жизни, раскрывая внутреннее состояние человека. Особую сжатость и выразительность придают БСП стихотворной речи. В пословицах и поговорках они помогают кратко, сжато и лаконично выразить сопоставительные, причинно-следственные, условные и другие смысловые отношения.
Прочитать текст, заполнить таблицу.
Сфера употребления (где?) |
|
Функция речи (зачем?) |
|
Специфические черты стиля |
|
Вывод: стиль текста |
|
4. Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .
1. Дождь только что перестал облака быстро бежали глубоких просветов становилось всё больше и больше на небе. 2. Он попробовал пошевелить левой рукой она не двигалась. 3. В это время подъехала к крыльцу бричка и из кареты вышел князь Андрей высадил свою маленькую жену и пропустил её вперед. 4. Посередине улицы шагает ночной сторож с трещоткой в руке рядом с ним трясется собака. 5. Наступили те неустойчивые дни когда зима ещё не кончилась и весна по-настоящему ещё не начиналась. 6. Я любил бродить с ним по лесам он знал все тропы все глухие углы леса все травы кустарники. |
Двоеточие в БСП 1.Указать БСП со значением перечисления. 1 2 3 4 5 6 2. Указать БСП, в которых надо поставить двоеточие 1 2 3 4 5 6 3. Указать СП с однородными членами 1 2 3 4 5 6 4. Указать БСП со значением противопоставления 1 2 3 4 5 6 5. Указать СП с наибольшим количеством грамматических основ. 1 2 3 4 5 6 |
5. Домашнее задание §34, упр.196.
Горбачёва Марина Юрьевна
Тарунина Вера Александровна