12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарунина Вера Александровна1811
Россия, Курганская обл., Куртамыш


БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия.

Тире в БСП

Цель:…………………………………………………………………………………………………

Задачи: знать………………………………………………………………………………………… уметь………………………..………………………………………………………………………


Разминка

1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?

1)невиданного 2)деревянный 3)божественным 4)длинной

3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"?

1) странном 2) неожиданно 3) опущенным 4) сонным

2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-"?

1) грустно 2) больно 3) главного 4) приручён

4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".

1) раздражённо 2) длинными 3) уверена 4) больной


2.Новый материал §35, стр133-134, прочитать, заполнить таблицу

Условие постановки тире

«Слово-помощник»

Пример

1

Первая часть указывает на время того, о чем говорится во второй части



2


[(если)]-[ ]



3



[(так как)] -[(поэтому)]


4




Лето припасает – зима поедает.

5

Во II части находится сравнение с тем, о чем сказано в I части




3.ЗакреплениеА) Прочитать, вставить буквы, раскрыть скобки. В кружках указать цифру условия постановки тире в БСП (по таблице)(от 1 до 5)

t1710076812aa.jpg

Б) Прочитать. Указать, чем отличаются данные пары предложений. Составить схемы предложений. Определите вид придаточных в СПП.

Предложение +схема

Предложение +схема

Вид придаточного пр-я

1) Труд кормит, а лень портит.

Труд кормит — лень портит.

-




2) Когда кончил дело, гуляй смело.

Кончил дело — гуляй смело.





3) Если назвался груздем, полезай в кузов.

Назвался груздем — полезай в кузов.





В) Расставить знаки препинания.

БЕРЁЗОВЫЙ СОК

Теперь больше не нужно резать берёзку чтобы узнать началось ли движение сока. Лягушки прыгают сок есть в берёзе. Тонет нога в земле есть сок в берёзе. Зяблики поют жаворонки и все певчие дрозды и скворцы есть сок в берёзе.
Мысли мои все разбежались есть сок в берёзе. (М. Пришвин)


4.Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

1.Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блестало, короче становился день…

2. День выдался на редкость хороший было тихо, светло и в меру холодно.

3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

4. Выйдет солнце из облака чувствуешь на лице горячюю ласку света.

5.Время сеять овес расспустилась береза.

6. Влага под землю весной просочится выше поднимется в поле пшеница.

Тест. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП

Предложение с орфогр.ошибкой

1 2 3 4 5 6

Предложения с тире.

1 2 3 4 5 6

БСП, в котором необходимо поставить двоеточие

1 2 3 4 5 6

4.Предложение, отличное по своей структуре

1 2 3 4 5 6


5. Домашнее задание §35, таблица «Тире в БСП» - знать, упр.202





Опубликовано в группе «Русский язык и литература:подготовка к ВПР»


Комментарии (1)

Галина Меркулова, 11.03.24 в 21:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Вера Александровна за ваш труд, за ваш прекрасный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.