Урок на тему «БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП» (9 класс)
БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия.
Тире в БСП
Цель:…………………………………………………………………………………………………
Задачи: знать………………………………………………………………………………………… уметь………………………..………………………………………………………………………
Разминка
1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"? 1)невиданного 2)деревянный 3)божественным 4)длинной |
3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"? 1) странном 2) неожиданно 3) опущенным 4) сонным |
2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-"? 1) грустно 2) больно 3) главного 4) приручён |
4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано". 1) раздражённо 2) длинными 3) уверена 4) больной |
2.Новый материал §35, стр133-134, прочитать, заполнить таблицу
№ |
Условие постановки тире |
«Слово-помощник» |
Пример |
1 |
Первая часть указывает на время того, о чем говорится во второй части |
|
|
2 |
|
[(если)]-[ ]
|
|
3 |
|
[(так как)] -[(поэтому)] |
|
4 |
|
|
Лето припасает – зима поедает. |
5 |
Во II части находится сравнение с тем, о чем сказано в I части |
|
|
3.ЗакреплениеА) Прочитать, вставить буквы, раскрыть скобки. В кружках указать цифру условия постановки тире в БСП (по таблице)(от 1 до 5)
Б) Прочитать. Указать, чем отличаются данные пары предложений. Составить схемы предложений. Определите вид придаточных в СПП.
Предложение +схема |
Предложение +схема |
Вид придаточного пр-я |
1) Труд кормит, а лень портит. |
Труд кормит — лень портит. |
- |
|
|
|
2) Когда кончил дело, гуляй смело. |
Кончил дело — гуляй смело. |
|
|
|
|
3) Если назвался груздем, полезай в кузов. |
Назвался груздем — полезай в кузов. |
|
|
|
В) Расставить знаки препинания.
БЕРЁЗОВЫЙ СОК
Теперь больше не нужно резать берёзку чтобы узнать началось ли движение сока. Лягушки прыгают сок есть в берёзе. Тонет нога в земле есть сок в берёзе. Зяблики поют жаворонки и все певчие дрозды и скворцы есть сок в берёзе.
Мысли мои все разбежались есть сок в берёзе. (М. Пришвин)
4.Контроль знаний. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .
1.Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блестало, короче становился день… 2. День выдался на редкость хороший было тихо, светло и в меру холодно. 3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. 4. Выйдет солнце из облака чувствуешь на лице горячюю ласку света. 5.Время сеять овес расспустилась береза. 6. Влага под землю весной просочится выше поднимется в поле пшеница. |
Тест. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП Предложение с орфогр.ошибкой 1 2 3 4 5 6 Предложения с тире. 1 2 3 4 5 6 БСП, в котором необходимо поставить двоеточие 1 2 3 4 5 6 4.Предложение, отличное по своей структуре 1 2 3 4 5 6
|
5. Домашнее задание §35, таблица «Тире в БСП» - знать, упр.202
Галина Меркулова