Буклет для родителей будущих первоклассников
Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие... Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними.
Я. Корчак
Уважаемые родители!
Вы – первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:
Одна – корни,
Другая – крылья.
Как только развитие человека перестает полностью определяться генетическими закономерностями, начинается обучение. И именно в течение критических дошкольных лет в ребенке нужно выявить и развить огромный потенциал, заложенный в нем от рождения. Большое значение в это время имеет поведение родителей. В течение этого периода становления, пока ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.
Вы родители, Вам и выбирать. Либо Вы постараетесь обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные (насколько позволяет Ваш образ и уровень жизни) условия, либо пускаете его развитие на самотек. В последнем случае возможность ориентировать ребенка на максимальное раскрытие его внутреннего потенциала упущена Вами навсегда.
*Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом, ведь дети учатся языку, подражая, слушая, наблюдая и трогая руками.
*Ваш ребенок обязательно будет говорить так, как говорят его домашние и соседи. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь, как его отец или мать!»
*Ваш ребенок будет постоянно изучать то, что он наблюдает, и понимать он будет гораздо больше, чем сможет сказать.
*Ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают.
*Язык и речь гораздо лучше развиваются в атмосфере спокойствия и любви, ведь в таких условиях возникает больше возможностей и поводов для бесед.
*По родительскому голосу можно определить отношение родителей к своему ребенку. Прислушивайтесь к своему голосу и делайте выводы.
*Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении Вашего малыша умению думать и говорить, и не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном и языковом развитии ребенка принадлежит ему самому.
*Вы должны обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, в котором он живет, о том, что расположено по соседству, а также о местах, удаленных от дома.
*В качестве учителя собственного ребенка Вам придется выслушивать его, разговаривать с ним, направлять его внимание и часто читать ему.
*Не обязательно постоянно находиться рядом с ребенком, достаточно быть в пределах его досягаемости. Ведь важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют своему чаду.
Родители – основные учителя языка для своего ребенка. Обучение станет более эффективным, если в повседневном общении с ребенком Вы постараетесь учитывать принципы обучения языку. И кроме того, таким образом Вы сможете овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении. Учить не значит садиться за стол и вести себя как на уроке; речь идет о том, чтобы показать ребенку и делать вместе с ним то, чем Вы занимаетесь в повседневной жизни.
*Разговаривая с ребенком, Вы даете ему ощущение тепла и безопасности.
*Проявляйте готовность слушать. Старайтесь поощрять все попытки ребенка заговорить и объяснить, что он хочет. Если Вы устали или торопитесь, не забывайте: терпение, проявленное в дошкольный период, существенно облегчит Вашу задачу в будущем.
*Уделяйте ребенку побольше времени. В дошкольном детстве влияние семьи на языковое развитие, когнитивное развитие и приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в дошкольные годы закладываются основы уверенности в себе и успешного языкового общения вне дома. От степени раннего языкового развития будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе, в компании сверстников, на работе.
*Присоединитесь к ребенку, когда смотрит телевизор. Старайтесь узнать, что его интересует. Обсудите с ним увиденное.
*У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость.
*Ставьте для себя и для ребенка реальные цели. Ведите и направляйте его – но не подталкивайте.
*Старайтесь, чтобы он не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но терзайтесь, если Вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания: родителям тоже нужно «жить».
ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
ДЕЛАЙТЕ!
Радуйтесь Вашему ребенку.
Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
Когда ребенок может Вас слышать, разговаривайте сами с собой.
Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
Разговаривайте с ребенком заботливо, успокаивающим, одобряющим тоном.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
Говорите с ребенком короткими фразами.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Говорите медленно.
Будьте терпеливы.
Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда ребенок подрастет.
Каждый день читайте ребенку.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
Поощряйте любопытство и воображение Вашего ребенка.
Поощряйте игры с другими детьми.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
Старайтесь, чтобы ребенок вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
Слушайте вместе любимые песни, стихи и сказки ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
Помогите ребенку выучить его имя, фамилию и отчество.
Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, находящихся по соседству школах.
Регулярно водите ребенка в библиотеку.
Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
Не теряйте чувство юмора.
Играйте с ребенком в разные игры.
Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, расстроен, устал; займитесь чем-то другим.
Не требуйте сразу слишком многого: пройдет время и ребенок приучится к самостоятельности.
Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»
Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите просто: «Она синяя».
Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
- всех логических связей;
- всех Ваших чувств («Мама устала»);
- абстрактных рассуждений и объяснений.
Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
Кияйкина Наталья Федоровна