Буклет на тему «Итоговое сочинение» (11 класс)
У большинства людей есть определенные представления о том, как…
Тема (ключевое понятие сочинения в Р.п.) с давних времен волнует людей....
2.Вопрос из темы/ подразумеваемый вопрос.
3. Ответ на вопрос (тезис).
4. Связочная фраза (переход к основной части)
Обратимся к произведениям художественной литературы
В правильности такой точки зрения меня убеждает худ. литература
В произведениях худ литературы можно найти подтверждающие эту мысль примеры
2 абзац – основная часть
В этой части тезис (ответ на вопрос темы) доказывается 1-2 доводами-причинами (почему так отвечаете на вопрос темы) с примерами
Структура основной части (варианты):
1) довод1+ пример из текста; довод2 + пример из текста (того же или иного)
2) довод + пример1 из текста + пример2 из текста (того же или иного)
! Подмена тезиса толкованием понятия – логическая ошибка. (н-р, в теме «путь к счастью» раскрывается (приводятся примеры) что такое счастье, а не то, какой путь ведет к счастью.
! Можно ограничиться одним доводом и одним примером к нему лишь в том случае, когда вы уверены в его правильности.
Вариант №1
Вариант№2
3 абзац – заключение (вывод). Что следует из того, что вы сейчас доказали? В чем убедились? Как вы к этому относитесь? К чему призываете читателя/ выражение надежды (веры) на что/во что…
Важно придерживаться пропорции в сочинении:
Вступление + заключение = примерно треть всего текста, основная часть – остальное.
Удачи на ИС. Дорогу осилит идущий!
Итоговое сочинение.
Критерии и требования к сочинению.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом. При подсчёте количества слов эксперты учитывают как самостоятельные, так и служебные части речи в соответствии с количеством отдельно написанных слов. Инициалы с фамилией считаются одним словом. Любые другие символы, в том числе цифры, при подсчете не учитываются
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания)
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность»
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев
Критерий № 1 «Соответствие теме». Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия.
Критерий № 2 «Аргументация.» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами. Можно привлекать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). Искажать содержание произведений, фактический материал (имена, даты), авторскую идею нельзя. Пример должен содержать ФИО автора, название произведения и, желательно, жанр (н-р, Л.Н. Толстой роман «Война и мир»)
! УНТ можно (кроме пословиц, поговорок, частушек)
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий № 4 «Качество письменной речи». Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Критерий № 5 «Грамотность». «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Важно! Сочинение пишем этично, следуя принятым нормам нравственности.
Тема сочинения На экзамене предлагается три варианта формулировки
· вопрос: В чем заключается сила доброты?
· цитата: Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
· повествовательное или назывное предложение: Доброта — это богатство.
Тема (вопрос) тезис (ответ на вопрос или главная мысль/идея) аргумент: довод (объяснение «почему» такой ответ на вопрос) + пример(ы) из текста
Чтобы выстроить рассуждение в соответствии с темой, надо:
-определить ключевые понятия темы, подобрать к ним синонимы
- Опираться на ключевые слова и их синонимы в формулировке тезиса, микровыводов, общего вывода.
А если в формулировке темы не было вопроса? В этом случае сформулировать самому. Для этого выделяем в формулировке ключевые слова и используем вопрос «как», «каким образом» или «почему».
- Доброта — это богатство. = Почему доброта
— это богатство?
- Суровые уроки войны. = Какие уроки даёт война?
- Отчаяние убивает надежду. = В каком случае (почему, каким образом, действительно ли) отчаяние убивает надежду?
Как отвечать на вопрос с «или»? Вдруг я выберу неверный ответ? На самом деле, верный вариант — тот, который соответствует этическим и нравственным нормам. При этом чаще всего правильный ответ — «и то, и другое»: в таком сочинении будет логично не выбирать, а показывать связь между вариантами ответа.
- Равнодушие — вина человека или его беда?
Равнодушие — это и вина человека (размышляем, почему проявление равнодушия делает человека виноватым перед другими), и его беда (размышляем, почему равнодушному человеку плохо, в чём он ограничивает себя, чего лишает).
Как отвечать на вопрос с «можно ли»? В этом случае нужно дать четкий ответ на этот вопрос (да, можно) или (нет, нельзя), а для обоснования своего мнения лучше ввести вспомогательный вопрос «почему».
- Можно ли опираться при выборе жизненного пути на мнение других людей? = Почему при выборе жизненного пути МОЖНО/НЕЛЬЗЯ опираться на мнение других людей?
Композиция сочинения
1 абзац – вступление
1. Общая фраза с ключевыми словами, подводящая к тезису. (если уместно, включить толкование ключевых слов)
В истории человечества известны примеры того, как…
Кто из нас не слышал о том, что…
Многие люди считают, что…
В последнее время я все чаще задумываюсь о…
Воронцов Сергей Иванович