Буклет "Итоговое сочинение 2024"
Список литературы:
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.Н. Островский «Гроза»
И.А. Гончаров «Обломов»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.П. Чехов «Ионыч», «Смерть чиновника», «Человек в футляре»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,
«Сказка», «Чудесный доктор»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
М. Булгаков «Собачье сердце»,
«Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
Л.Н. Андреев «Большой шлем»
М.А. Шолохов «Судьба человека»,
«Тихий Дон»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»
Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Е.И. Замятин «Мы»
А.С. Грин «Алые паруса»
М. Гелприн «Свеча горела»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
Дж. Роулинг «Гарри Поттер…»
Дж. Оруэлл «1984»
С. Коллинз «Голодные игры»
Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
М. Зусак «Книжный вор»
Требования к работе и критерии оценивания:
Требование № 1. «Объём итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Если менее 250 слов, то выставляется «незачёт».
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание.
Критерии:
1.«Соответствие теме».
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия.
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала».
«Незачет» ставится, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание текста.
3. «Композиция и логика рассуждения».
«Незачёт» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла или отсутствует тезисно-доказательная часть.
4. «Качество письменной речи».
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции. «Незачет» ставится, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
5. «Грамотность».
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Итоговое сочинение –2025
Разделы и подразделы:
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека:
- вопросы, которые человек задаёт себе сам;
- самоанализ;
- нравственный выбор; совесть;
- нравственный идеал и моральные нормы, добро и зло;
- гуманные и антигуманные поступки, их причины;
- свобода и ответственность;
- смысл жизни, образ жизни и жизненный путь;
- значимая цель и средства её достижения;
- любовь и дружба.
Примеры тем раздела:
1.О чём люди чаще всего мечтают?
2. Чем опасно равнодушие?
3. Согласны ли Вы с утверждением одного из героев А.С. Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»?
4.Что мешает людям понимать друг друга?
5.Что такое свобода выбора?
6.«Говорят, что несчастие – хорошая школа, – может быть. Но счастье есть лучший университет».
7.Согласны ли Вы позицией А.С. Пушкина?
8.Как Вы понимаете утверждение: «Каждый сам делает свою судьбу»?
9.В чём заключается ценность жизненного опыта?
10.Согласны ли Вы с тем, что иногда надо смириться со своей судьбой?
11.В чём сила фронтовой дружбы?
12. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?
13. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
14. Что должно оставаться неизменным в любое время (любую эпоху)?
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека:
- человек как представитель семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- семейные и общественные ценности;
- межличностные отношения и влияние среды на человека;
- человек и историческое время;
- гражданские идеалы; народный подвиг.
- важность сохранения исторической памяти;
- роль личности в истории;
- вклад человека в общественный прогресс;
- слава и бесславие;
- личное и общественное;
- образование и воспитание, спор поколений;
- вопрос общественного благополучия;
- направления развития общества.
Примеры тем раздела:
1.Какими качествами должен обладать настоящий воин?
2.Каким событиям Вы бы присвоили статус «забвению не подлежит» и почему?
3.Какое качество Вы больше всего цените в других?
4.Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»?
5.Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?
6.Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
7.Что значит быть гражданином?
8. Когда эгоизм приводит к преступлению?
9. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
10. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
11. Что такое «связь времён»?
12. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
- философские, социальные, этические, эстетические проблемы; вопросы экологии;
- искусство и наука;
- феномен таланта;
- ценность художественного творчества и научного поиска;
- мои предпочтения и интересы в области искусства и науки;
- родной язык и языковая культура;
- связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку;
- миссия художника и ответственность учёного;
- значение творений искусства и научных открытий в жизни человека и общества;
- направления развития культуры;
- сохранение исторической памяти и традиционных ценностей;
- взаимодействие человека и природы.
Примеры тем раздела:
1.В чём сила слова?
2. Способно ли искусство пробудить в человеке отзывчивость?
3. Может ли общение с природой изменить человека?
4. Произведение искусства, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором.
5. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
6. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
7.Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
8. Человек науки – каким он должен быть?
9. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
10. От чего предостерегают человечество антиутопии?
11. Какая угроза способна объединить человечество?