12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Бородина Ирина Владимировна740 Россия, Омская обл., Большереченский район, с.Такмык |
Буклет " Кризис подросткового возраста"
Подростковый возраст – это момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости. Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать о причинах, путях протекания, границах, сути подросткового кризиса.
Подростковый возраст – это тот момент в жизни вашего ребенка, когда две «фабрики по производству гормонов» (гипофиз и щитовидная железа) начинают гонку по выполнению «пятилетки за 3 года». Они поставляют свою «продукцию» в кровь с такой активностью и скоростью, что заставляют большинство других эндокринных желез не отставать и тоже вступить в борьбу за звание «передовика производства».
В кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запутанным взаимоотношениям, возникает:
- резкое увеличение роста и веса;
- начало полового созревания;
- бурное протекание и смена эмоций.
Психологические основы кризиса подросткового возраста:
Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:
1. «Кризис независимости». Основные проявления:
негативизм;
упрямство;
грубость;
бунтарство;
стремление во всем поступать по-своему;
противостояние авторитетам;
ревностное отношение к личному пространству.
2. «Кризис зависимости». Основные проявления:
чрезмерное послушание;
возврат к детским интересам и формам поведения;
зависимость от взрослых;
несамостоятельность;
инфантильность в суждениях и поступках;
подчинение мнению большинства;
стремление быть «как все».
Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках.
Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось, но путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.
Рамки подросткового кризиса индивидуальны для каждого ребенка, поэтому точно предсказать его начало и конец невозможно. Однако можно выделить основные стадии кризиса:
Предкритическая стадия (ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушать общепринятые стереотипы – пока что несмело и осторожно).
Кульминационная стадия (протекает более бурно – поведение подростка предугадать бывает тяжело. Течение этого этапа зависит от атмосферы в семье – чем она здоровее, тем меньше будет подобных действий).
Посткритическая стадия (у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми).
Суть подросткового кризиса - противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции.
«Как вести себя с подростком»
Расскажите подростку о том, что с ним творится.
Поведайте подростку о том, что происходит с его организмом и как это влияет на его эмоции и поведение. Дайте ему понять, что вы его понимаете и готовы поддержать, но не намерены спускать все с рук, т.к. он уже достаточно большой для того, чтобы учиться справляться со своими эмоциями и брать за них ответственность на себя.
Согласитесь с беспокойством и неудовольствием.
Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека.
Обеспечьте подростку «контролируемую свободу».
Поскольку, как бы он ни «кичился» своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.
Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше чем, тебя…».
Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей очень трудным.
Интересуйтесь жизнью подростка,
но при этом не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли.
Кризис подросткового возраста