12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дорджиева Кермен Степановна4447
https://vk.com/club14048033
Россия, Калмыкия респ., Элиста

Трудности подросткового возраста.

Задачи: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить внимание на собственное поведение в этот период; обсудить определенные правила поведения родителей в период подросткового возраста.

У вас в семье растет подросток. Это действительно ко многому обязывает. Он может оказаться «трудным», если вы не поймете, что ваш милый, славный ребенок, послушный ребенок, который еще вчера ходил во второй, третий класс, держась за вашу руку, и послушно выполнял ваши распоряжения, мог подскочить к вам, обнять, при всех поцеловать, приласкать – сегодня уже не тот. Он сердито выдергивает руку, когда вы по старой привычке пытаетесь взять ее, чтобы перейти дорогу, с возмущением протестует против категорических распоряжений, с раздражением отклоняется от нежных родительских объятий (особенно при свидетелях).

Не удивляйтесь, не огорчайтесь, не возмущайтесь... У вас в семье растет подросток. Непослушание, своеволие, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных особенностей подросткового возраста. Лишь как следствие ошибочного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, как результат непродуманных воспитательных воздействий, возникают конфликты и кризисы, ни в коем мере не являющиеся неизбежными. Так, непонимание воспитателями истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его действий приводят его к сопротивлению воспитательным воздействиям.

В то же время мир воспринимается и осваивается подростком, прежде всего с помощью взрослых. Подростку необходимо общение со взрослыми, совместная с ним деятельность. И эти взрослые, в том числе и родители, должны знать особенности подросткового возраста, учитывать его своеобразие.

Период

Годы

Ведущая деятельность

Психические новообразование

Социальная ситуация развития

Средний школьный возраст подросток

10 (11) – 14 (15)

Интимно личностное общение в учебной и других видов деятельности

Чувство взрослости, стремление к самостоятельности.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирования самоанализа. Стремление к общению, оценка товарищеских дружеских отношений как личностных достижений.

Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

Повышенная возбудимость частая смена настроения, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющийся личностный смысл.

Освоение норм отношений между людьми.

Если родители знают об этих особенностях, готовы к встрече с ними, их ждет радость общения с этим особым «народом», идущим по пути мужания и социального созревания. Если нет, – неизбежны конфликты, бессонные ночи, сердечные мучения и состояние бессилия, страшнее которого трудно, что – либо придумать.

Ваш ребенок входит в пору физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Перед вами статистика, которую вы должны знать:

Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности и неудовлетворенности своей внешностью.

В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

30% мальчиков и 20 % девочек в возрасте 11 –12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

60% девочек в возрасте 11 – 12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.

Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.

По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%,мальчиков – 13 лет.

В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

- Девочки растут быстрее мальчиков. Именно поэтому девочки в 5 – 8 классах обычно выше и крупнее мальчиков.

«Длинноногость» обусловлена тем, что происходит рост трубчатых костей, а «угловатость» и «неуклюжесть» обусловлены диспропорцией в нарастании костной и мышечной ткани не в пользу последней. Следствием переживаний по поводу своей внешности может стать снижение самооценки, неуверенность в себе.

Именно поэтому родителям следует заранее готовить своего ребенка к «возможным проблемам». Рассказывайте о том, что вы чувствовали, и какие ситуации возникали с ровесниками у вас. Подросток обязательно станет делиться с вами своими проблемами. Важно формировать перспективу, задавать «вектор развития»: «Если ты будешь посещать плавание, то станешь менее напряженным и быстрее превратишься в прекрасного лебедя...». Ни в коем случае нельзя позволять родителям фразы типа «Ты разбил чашку – такой неповоротливый!», «Я тебе уже сто раз объясняла – такой бестолковый, ты до сих пор не понял решение задачи!» или «Что ты пишешь, как курица лапой?».

Таким образом, физиология тесно связана с психологией. Если у ребенка наблюдается гипертония, то это может быть связано с ростом сердца и пока еще небольшими кровеносными сосудами. Именно поэтому важно соблюдать режим дня, дозировать как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. Правильное построение режима дня и его соблюдение – залог здоровья, успехов в учении.

Так, сон должен составить для младших подростков 10 – 11 часов, для средних и старших подростков – 8 – 9 часов.

Выполнять уроки следует с 18.00 до 19.30 часов.

Кроме этого, распорядок дня – это способ развития произвольности. В центральной нервной системе (ЦНС) наблюдается усиление подкорковой активности, то есть процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении подростка прослеживается эмоциональная неустойчивость, связанная с резкими перепадами настроения, а также гиперактивность, вследствие чего падает внимательность, ухудшается поведение и успеваемость. Рост ЦНС отражается на тонкой моторике, ухудшается почерк; а также на речь и, зачастую, ответы подростка превращаются в «вытягивание» из него того или иного материала (учебного).

В целом же результате «перестройки» у пяти – и шестиклассников наблюдается временное снижение успеваемости, часто это является причиной «плохого поведения».

Именно на этом этапе развития ребенку жизненно необходимы понимание и поддержка взрослого! Это время «закрепление ценностей» и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций.

Возраст 13 – 15 лет – это второй этап полового созревания. Подростки становятся менее раздражительными, чем младшие, они становятся независимыми от взрослых. Под влиянием гормонов растет мышечная масса, повышается работоспособность. Значительно усиливается интерес к противоположному полу. Для этого возрастного этапа мерилом успеха является внешность подростка. Отставание от своих сверстников в росте и весе особенно болезненно воспринимаются ребятами.

Эти недостатки видимы, и именно они бросаются в глаза. Именно внешность и желание не быть отвергнутым, ведь общение со сверстниками становится ведущим, заставляет подростков по-своему решать проблемы комплекса неполноценности. Одни заявляют о себе тем, что начинают курить, а другие находятся в перманентном конфликте со взрослыми и некоторыми сверстниками – хамят, грубят, веселят окружающих, используя тактику «сердитого внимания».

Более того, развитие «Я», потребности «в чувстве значительности», а не просто желание быть в среде сверстников и занимать определенную позицию в социуме (классе), как раз и проявляются в общении.

Если для младшего подросткового возраста характерно общение, связанное с поведением и учением, то для среднего и старшего подростка – вокруг вопросов личности, индивидуальности. Примером этого может служить один из приемов, формирующих социальные барьеры, как осмеяние. Часто взрослые приписывают недостатки окружению, на самом деле речь идет о потребности подростка в овладении конструктивными способами взаимодействия. Отсутствие позитивного опыта часто приводят к дезадаптации.

В основе дезадаптации лежит конфликт, а под его влияние неадекватное реагирование на условия и требования социума в форме тех или иных отклонений в поведении (послушание или бунтарство).

Что родителям не нравится в их замечательных детях? Вот несколько типичных жалоб:

поздно ложиться спать;

прибегает ко лжи;

не аккуратен на кухне;

берет без спроса одежду родителей;

одевается без вкуса;

злоупотребляет косметикой;

гуляет допоздна;

часами занимает телефон;

постоянно угрюм и замкнут;

имеет плохих друзей;

слишком много времени проводит за ПК и ТВ;

валяется целыми днями и ничего не хочет делать;

уроки оставляет на потом;

прогуливает уроки;

приводит друзей домой, когда нас нет;

не помогает по хозяйству;

закатывает истерику или угрожает, огрызается, когда ему перечат;

не убирает в своей комнате;

дерется с братьями и сестрами;

то раздражительный, то в хорошем распоряжении духа;

не интересуется семейными проблемами;

часто просит деньги;

курит;

апатичный, безынициативный.

Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, подросток становится тревожным, озлобленным – он не знает что делать!

Проблема в том, что подростку необходим взрослый, для того, чтобы научиться быть взрослым! Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинается в семье. Основой является четкое распределение обязанностей (уборка, мытье посуды и другое). Это необходимо решить на семейном совете. Обязанности должны иметь все. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование – это единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляции. И не вздумайте перекладывать воспитание на плечи бабушек, лучше «продленка»!

Памятка № 1. для родителей подростка.

Опираться на сильные стороны подростка.

Избегайте категорического тона и подчеркивания слабых сторон.

Всегда подхватывайте искреннюю заинтересованность в делах подростка, интересуйтесь его настроением, окружением.

Избегайте дисциплинированных поощрений и наказаний, избегайте крайностей в воздействиях, будьте всегда выдержанны, спокойны.

Проявляйте доверие и веру в его потенциал, демонстрируйте оптимизм.

Развивайте самостоятельность в принятии решений, в умении решать свои проблемы там, где это возможно.

Помните: во взаимоотношениях с подростком главное – это Ваша выдержка и терпение (И еще раз выдержка и терпение...)

Памятка № 2 для родителей подростка.

Как поддержать самооценку подростка.

Безусловно, принимайте подростка, какой он есть (со всеми его достоинствами).

Всегда выслушивайте его рассказы о переживаниях, потребностях, соблюдая безоценочную позицию. Помните, что важным моментом в высказываниях может быть его стремление «снять пар» и, высказываясь и услышав себя, примет решение сам, осознает в себе человека, умеющего решать проблемы самостоятельно.

Поддерживайте каждый успех участием, теплыми словами, например: «Я знаю, у тебя получается. Ты сможешь».

Делитесь своими чувствами, проверяя доверие и радость по поводу его удач, проявляйте сорадование любой успешности.

Используйте в повседневном общении юмор, ласковые слова, стимулирующие комплементы. Хвалите за реальные успехи. Например: «Молодец, у тебя получается».

Конструктивно без лишних эмоций направляйте подростка по умению реализовывать его каждую энергию на полезную деятельность.

В повседневном общении развивайте волевые качества подростка ситуациями из жизни великих людей, (читайте выдержки из книг, легенд, притч), будьте оптимистичны.

Помните: Ваши безусловная любовь и принятие подростка, умноженные на терпение и труд являются основой для созидания развивающейся личности подростка.

Безусловная любовь включает в себя три фактора: зрительный контакт (смотрите на подростка с душевной теплотой, любовью), тактильное общение (прикосновение с любовью), вербальное общение (словесная поддержка)

Помните! Мы живем в такое время, когда очень многое влияние разрушительно для наших подростков. Особенно уязвимыми подростки становятся, когда не чувствуют любви и поддержки со стороны родителей. Безусловную родительскую любовь Вы должны выражать без раздражения, криков, а спокойно и терпеливо. Ведь став родителем, Вы выполняете самую главную свою земную задачу.

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.