Родительское собрание «Проблемы подросткового возраста»

6
0
Материал опубликован 28 February 2017 в группе

Проблемы

подросткового возраста

Родительское собрание

(Составлено и проведено заместителем директора по воспитательной работе

Семёновой Еленой Николаевной)

Предисловие

Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в 5-7 классах рано. Но мы не должны забывать, что живём в 21 веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Помимо этого, стоит отметить, что любую проблему легче предупредить, чем заниматься её решением, которое проходит иногда очень болезненно. Многие классные руководители считают необходимым как можно раньше говорить с родителями о том, что период полового взросления ребёнка неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе со своим ребёнком, а не по разные стороны баррикад. К разъяснению этой проблемы следует подходить постепенно, начиная с пятого класса – из года в год расширяя пути её решений, работая параллельно и с учащимися , и с их родителями.

Данное родительское собрание я провожу на начало учебного года. Родители, как правило, делятся своими мнениями и наблюдениями за время летних каникул, выдвигают новые задачи, дают советы друг другу. Всё это помогает мне в работе с классным коллективом и я всегда серьёзно готовлюсь к встрече с родителями.

В своей работе я опираюсь на слова Ж.П.Сартра

«Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.

Я думаю, что существуют ещё очень важные периоды: отрочество, юность…»

 

Задачи:

помочь родителям понять значение в жизни ребёнка физиологических и психологических изменений;

обратить их внимание на собственное поведение в этот период , на взаимоотношения с детьми;

формировать у родителей потребность в здоровом образе жизни;

обсудить правила поведения родителей в период полового созревания детей.

Участники родительского собрания:

родители учащихся 7 класса;

классный руководитель;

медицинский работник;

школьный психолог ;

Подготовительная работа :

персональные приглашения на собрание родителям и медицинскому работнику, психологу (см.приложение);

подготовка статистического материала по проблеме;

диагностика детей и родителей (приложение)

классные часы для мальчиков и для девочек «Кто мы такие?»

памятка для родителей по теме собрания;(приложение)

выставка лучших работ учащихся;

анализ психологом наблюдений;

подбор ситуаций для обсуждения во время собрания;

изготовление буклетов с полезной информацией для родителей (см.приложение).

Оформление:

на доске тема родительского собрания, слова;

класс чисто убран самими учащимися;

выставка работ учащихся «Наши достижения»;

выставка психолого-педагогической литературы для родителей;

высказывания о воспитании: «В воспитании всё дело в том, кто воспитатель»

Д.И.Писарев

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет

сделать воспитанника»

В.И.Даль

«Отцы и матери! Вам басни сей урок.

Я рассказал её не детям в извиненье…

Но если выросли они в разлуке с вами,

И вы их вверили наёмничьим рукам,

Не вы ли виноваты сами,

Что в старости от них утехи мало вам?»

И.А.Крылов

Ход собрания

1 .Приветствие родителей, всех участников собрания .

Вступительное слово

- Сегодняшняя встреча посвящена деликатной теме – превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Некоторым аспектам этой проблемы мы уделяли внимание уже в прошлом году. Не думайте, уважаемые родители, что я поторопилась! После сегодняшней нашей беседы вы поймёте, что я права. Прежде чем наступит красивый и радостный период юношества , наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его ещё можно назвать периодом «гадкого утёнка», периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий.

По – разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слёзы. Однако и в одном и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощутить, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

Хочется обратить внимание на результаты исследования по классу. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребёнка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них , не оставлять их без внимания.

3. «Подростковый возраст с точки зрения медицины» - беседа медицинского работника.

4. Анализ результатов анкетирования детей и родителей.

С детьми по данной проблеме классный руководитель проводит работу на классных часах, во внеурочных беседах. Я практикую проведение подобного рода мероприятий отдельно с мальчиками и отдельно с девочками. С родителями анкетирование провожу заранее, при подготовки к родительскому собранию.(см. приложение)

5.Обсуждение ситуаций с родителями.

Ситуация 1.Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый старается пригласить её на день рождения, девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их плохими словами, доказывает, что они не интересны для мальчиков….

Ситуация 2.Мама видит, что девочка вот-вот должна пережить период первой менструации, но не знает, как поговорить с ней об этом. Когда разговор всё – таки состоялся, мама узнала о том, что девочка прекрасно обо всём осведомлена.Оказывается ещё в прошлом году девочку ввели в курс дела в школе….

Ситуация 3.Девочка, абсолютно не полная, отказывается есть , переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и грубой, не слушает ни каких доводов родителей. На все аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют….

Ситуация 4.Ребёнок комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками ,ему кажется , что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные и близкие тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной…

6. Знакомство родителей с наблюдениями психолога по данной проблеме.

При подготовке родительского собрания с учащимися класса работает психолог, посещая уроки учителей- предметников, проводя исследования на классных часах.

7. Обзор литературы по проблеме.

В этой работе классному руководителю помогает библиотекарь школы. Работая в тесном сотрудничестве, я практикую и приглашение на некоторые родительские собрания работника библиотеки, который даёт советы и анализирует имеющую литературу по теме собрания.

8. Подведение итогов собрания.

В заключении каждого родительского собрания практикуется обмен опытом по данной проблеме. Большинство родителей (начиная с самых опытных ) делятся секретами воспитания, дают ненавящевые советы молодым родителям. Присутствующие родители дают характеристики своим детям. Классный руководитель доводит до сведений родителей статистический материал.

«Папы и мамы!

Ваш ребёнок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определённые изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками .Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребёнка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Огромно значение семьи для Вашего ребёнка в этот период времени. Ему, как никогда, необходимо Ваше тепло и забота, понимание и доверие.

Позвольте познакомить Вас с статистическими данными по этой проблеме.

Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворённости своей внешностью.

В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

30% мальчиков и 20 % девочек в возрасте 11-12 испытывают беспокойство по поводу своего роста.

60% девочек в возрасте 11-13лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16 % от этого числа склонны к ожирению и тучности.

Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

Девочки , у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.

По материалам статистики , опыт первой влюблённости девочек –

11лет – 60 % , мальчиков – 13 лет.

В этот период времени девочки стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11-12 лет, увеличивается конфликтность подростков.

Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.»

9. Памятка для родителей. (см.приложение)

10. Знакомство с выставкой работ класса.

В заключении мы подводим итоги классных дел, я сообщаю о занятости детей после уроков, знакомлю родителей с планами на ближайшую четверть.

11.Решение родительского собрания. (на основе высказываний и выводов родителей)

1.Поддерживать тесную связь «родители- школа».

2. Уделять больше времени детям, находя возможности для «бесед по душам» .

3. Отслеживать занятость подростков в свободное время.

4. Проводить в школе совместные культурно- развлекательные мероприятия .

Приложение

Приглашение:

«Уважаемые_________________________________

Я, классный руководитель Вашего (сына, дочери)________________________________

приглашаю принять участие в родительском собрании, которое будет посвящено проблемам переходного возраста. В собрании примут участие специалисты.

Наша встреча состоится _______________________________

С уважением Елена Николаевна Семёнова,

классный руководитель 7 класса»

Анкетирование учащихся

Из предложенных вариантов ответов выбери тот, который в большей степени ближе твоему мнению:

В последнее время тебе больше нравится проводить время:

а) В кругу своей семьи.

б) С друзьями.

в) В одиночестве.

2. Изменения твоей внешности, роста, веса:

а ) Радуют

б) огорчают

в ) Раздражают и злят

3. Тебе больше всего хотелось бы быть:

а) Умным

б ) Красивым

в ) Общительным

4.Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это :

а) Радовало

б )Огорчало

в) Безразлично

5.Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это :

а ) Радовало.

б ) Огорчало

в ) Безразлично

Анкетирование родителей

Можете ли Вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что Ваш ребёнок стал больше интересоваться:

а) Своей внешностью

б) Своим весом и ростом

в) Гигиеной собственного тела

г) Противоположным полом.

2. Что он стал больше:

а) Общаться с друзьями по телефону

б) Проводить время у зеркала.

в) Проводить время с друзьями вне дома.

г) Обращать внимание на свою одежду.

3.В личностном плане он стал:

а ) Более скрытным.

б ) Менее реагирующим на родительскую ласку

в) Чутко реагирующим на замечания в свой адрес

г) Менее ответственным в учебной деятельности.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!

Давайте не забывать обращение А.С.Макаренко к нам, родителям : «Хорошее воспитание детей – это ваша счастливая старость. Плохое – это ваше горе, ваши слёзы»Поэтому…

Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

Опасайтесь получения вашим ребёнком информации из чужих уст.

Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

будьте открыты для общения с ребёнком, даже если вы чего - то не знаете или в чём- то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением .Ребёнок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали меж половые отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка всеми возможными средствами ,если он в этом нуждается.

Успехов Вам , здоровья, семейного благополучия ! Пусть Ваши дети радуют Вас своими делами, а мы будем гордиться ими! До новых встреч!

Список используемой литературы

- Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М.,1980.

- Калейдоскоп родительских собраний. Вып.1,2 / Под редакцией Е.Н.Степанова

- Дубровина И.В. Мы живём среди людей. М., 1989.

- Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Минск, 1995.

- Каплунова С.В. Взять сторону подростка. // Классный руководитель .2004. №6

- Шлаузер Л.В. Педагогика семейных отношений. // Классный руководитель .2004. №6

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.