Буклет «Родителям будущих первоклассников!»
МКДОУ «ЦРР-д/с № 5 «Дельфин»
Г. Семилуки Воронежская область
Шаталова Екатерина Алексеевна
Родителям будущих первоклассников.
(актуальная информация для родителей дошкольников и школьников в возрасте 6-8 лет)
Поступление ребенка в школу внесет в его жизнь много перемен. Вместо семьи, близких людей и друзей – толпа чужих, с которыми пока ничто не связывает. Вместо ласки, участия, снисхождения и общих интересов – дисциплина. Появится круг обязанностей и личная ответственность за всякие упущения: неисполнительность, невнимание, рассеянность и пр.
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако, постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.
Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка.
Родительская поддержка – это процесс:
в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
который помогает ребенку избежать ошибок;
который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточится на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Поддерживать ребенка – значит, верить в него!
Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующие:
забыть о прошлых неудачах;
позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
опираться на сильные стороны ребенка;
избегать подчеркивания промахов ребенка;
показать, что Вы удовлетворены ребенком;
уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку;
уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;
проводить больше времени с ребенком;
внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
знать обо всех попытках ребенка справится с заданием;
уметь взаимодействовать с ребенком;
позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
принимать индивидуальность ребенка;
проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка;
демонстрировать оптимизм.
Поддерживать можно посредством:
отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово»)
высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится как ты работаешь», «Все идет прекрасно»);
прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, обнять его);
совместных действий, физического участия (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его, играть с ним);
Выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех);
Дети, к которым относятся с уважением и поддержкой, более эмоционально устойчивы, чем те, которых постоянно от всего защищают.
М. Монтессори